Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 16 из 23)

1) Горелов, А.А. История мировых религий. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. С. 253–258.

2) История религии: В 2 т. / под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2002. Т.1. С. 31–32, 49–50, 52–53.

3) Религия в истории и культуре: учебник для вузов / М.Г. Писманик, А.В. Вертинский, С.П. Демьяненко и др. / под ред. М.Г. Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 118–121,267.

4) Семенова, М. Быт и верования древних славян. – СПб: Издательство «Азбука-классика», 2001. С. 17–49, 53–75.

Вопрос 3. Буддизм и культура.

Список литературы

1) Альбедиль, М.Ф. Буддизм. – СПб: Питер, 2006.

2) Горелов, А.А. История мировых религий. – М.:Флинта: МПСИ, 2005. (Гл. 7).

3) Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. – СПб: Наука, 2003. (С. 21–41).

Вопрос 4. Христианство и культура.

Список литературы

1) Флоренский, П.А. Записка о христианстве и культуре // Флоренский П.А. Христианство и культура. – М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «ФОЛИО», 2001. С. 637–649.

2) Нагорная беседа // Полная популярная иллюстрированная библейская энциклопедия Архимандрита Никифора. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. С. 431–433.

3) Словарь библейских крылатых слов и выражений. – СПб: Издательство «Петербург-XXI век», 2000. С. 302, 28, 407, 327, 343, 95, 448, 395, 165, 321, 419, 317, 136.

4) Феклина, О.Б. Христианство и культура: учеб. пособие / УГАТУ. – Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т, 1999. Феклина, О.Б. Христианство и культура [Электронный ресурс]: учебное электронное издание / О.Б. Феклина; УГАТУ. – Уфа: УГАТУ, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

Вопрос 5. Ислам и культура.

Список литературы

1) Коран (любое издание).

2) Горелов, А.А. История мировых религий. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. (Гл. 13).

3) Игнатенко, А. Зеркало ислама. – М.: Русский институт, 2004. С. 637–649.

4) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О.Б. Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004. С. 93–99.

5) Журавский, А. Ислам. – М.: Издательство «Весь мир», 2004. (Гл. 1,2).

5.2 Темы докладов

1. Магия и ее формы.

2. Язычество древних славян.

3. Неоязычество в современных условиях.

4. Буддизм и его роль в современном мире.

5. Современный католицизм.

6. Особенности православного христианства.

7. Современный протестантизм.

8. Секты.

9. Современные нетрадиционные религии.

10. Искусство и мировые религии.

11. Духовный мир человека религиозной культуры.

5.3 Вопросы для самопроверки

1. Что составляет сущность религии? Какова ее структура?

2. Каковы основные функции религии?

3. Как связаны религия и культура?

4. Как язычество влияет на культуру?

5. Каковы особенности буддийской культуры?

6. Каковы ценности мусульманской культуры?

7. Каковы особенности исламского искусства?

8. Назовите памятники исламской архитектуры.

9. Каков вклад ислама в мировую культуру?

10. Чем отличается вероучение ислама и христианства?

11. В чем состоит сущность и специфика христианства?

12. Каков нравственный смысл ценностей христианской культуры: «блаженны кроткие (Евангелие от Матфея, 5,5), «любите врагов своих» (5, 44), «гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду» (5, 21–22), «не противься злому» (5, 39–42).

13. Объясните наиболее известные крылатые слова библейского происхождения (Нагорная проповедь Иисуса Христа – Евангелие от Матфея, гл. 5–7): нищие духом (5,3); блаженны миротворцы (5,9); соль земли (5,13); ни на йоту не уступить (5,18); от лукавого (5,37); мытарь, мытарство (5,46); око за око (5,38–39); хлеб насущный (6,11); служить маммоне, слуга двух господ (6,24); злоба дня (6,34); не судите, да не судимы будете (7,1–2); сучок в глазу (7,3); метать бисер перед свиньями (7,6); дом, построенный на песке (7,26–27).

14. Каковы особенности христианского искусства?

5.4 Справочные статьи и основные понятия

Религия (лат. religio – благочестие, благоговение, святость, богослужение; или religare – связывать, соединять; или reеligare – воссоединять) – обобщающий термин, который применяется для множества конкретных религий, означает соединение или воссоединение человека со сверхъестественными «Высшими Силами» и благоговейное поклонение Им. За эти Высшие Силы в различных религиях принимается Бог, «Высший», или «Космический Разум», «Абсолют», боги и др. Ученые насчитывают около 250 определений религии, существует масса ее различных трактовок.

Религия – явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории, охватывает подавляющую часть населения земли. Важным является вопрос о том, что составляет существо религии, какие признаки являются в ней определяющими, а какие несущественными?

Религия может быть рассмотрена с двух сторон: с внешней, т.е. как она представляется постороннему наблюдателю и с внутренней, которая открывается верующему и живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положений, без которых (или хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь в колдовство, оккультизм, сатанизм и т.д. Главным признаком религии является существование Бога – личного, духовного, совершенного надмирного Начала, являющегося источником (причиной) бытия всего существующего, в том числе и человека.

Другой элемент религии – убеждение в том, что человек способен к общению, единению с Богом, к вечной с Ним жизни. Соединение человека с Богом осуществляется через веру, под которой подразумевается не только убежденность в существовании Бога, вечности и т.д., но и особый характер всего строя жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии. Человек принципиально отличается от всех других живых существ тем, что он является существом не только биологическим, а в первую очередь духовным.

О внутренней стороне религии непричастный к ней человек может сказать немногое, так как это была бы попытка описать невыразимое в его духовном опыте. Религия изнутри для действительно верующего человека открывает духовный мир и Бога, и всю ту бесконечно многообразную гамму переживаний, о которых другому человеку (хотя бы прекрасно знающему внешнюю сторону религии) просто ничего не известно и которому передать это невозможно. Об этом писал крупный русский мыслитель С.Н. Булгаков: «В самой общей форме можно дать такое определение религии: религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом».

Культовая деятельность является составной частью религии. Культ представляет собой совокупность символических действий, с помощью которых верующий устанавливает связь со сверхъестественными силами (Богом, духами, демонами и т.д.). Виды религиозных действий: обряды, таинства, богослужения, посты, молитвы, проповеди, иные средства.

Особое место отводится молитве как средству общения с Богом. Религиозные идеи в культе представлены текстами – священными книгами (Библия, Коран и др.), священным преданием, молитвами, псалмами, песнопениями и т.п. К средствам культовой деятельности относятся: храм, мечеть, предметы культа, используемые в богослужении, религиозное искусство.

Функции религии – характер и направление ее воздействия на общество в целом и на отдельные его элементы. Мировоззренческая функция религии (смыслополагающая) предполагает, что в религии как форме духовного освоения мира вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а, прежде всего, в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческая функция религии называется смыслополагающей, или функцией «значений». По определению американского социолога религии Р. Беллы, «религия есть символическая система для восприятия целостного мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные значения». Человек становится слабым, беспомощным, пребывает в растерянности, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. А знание человека, зачем он живет, каков смысл происходящих событий делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно встретить смерть, так как эти страдания, смерть наполнены для религиозного человека определенным смыслом.

Легитимирующая (узаконивающая) функция. Теоретически обосновал эту функцию американский социолог Т. Парсонс. По его мнению, социокультурное сообщество не способно существовать, если не обеспечено определенное ограничение действий его членов, постановка их в определенные рамки (лимитирование), соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же осуществляет легитимизацию, т.е. обоснование и узаконивание существования самого ценностно-нормативного порядка.

Именно религия дает ответ на главный вопрос всех ценностно-нормативных систем: являются ли они продуктом общественного развития и, следовательно, имеют относительный характер, могут изменяться в различных социокультурных средах или же они имеют надобщественную, надчеловеческую природу, «укоренены», базируются на чем-то непреходящем, абсолютном, вечном. Религиозный ответ на этот вопрос обусловливает превращение религии в базовую основу не отдельных ценностей, норм и образцов поведения, а всего социокультурного порядка.

Интегративная и дезинтегративная функции религии. Французский социолог Э. Дюркгейм сравнивал религию в качестве интегратора социокультурных систем с клеем, поскольку именно религия помогает людям осознавать себя как духовную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Религия дает человеку возможность самоопределиться в социокультурной системе и тем самым объединиться с родственными, по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми. Особенно большое значение в интегративной функции религии Э. Дюркгейм придавал совместному участию в культовой деятельности. Посредством культа религия конституирует общество как социокультурную систему, она готовит человека к социальной жизни, укрепляет социальное единство, поддерживает традиции, формирует чувство удовлетворенности.