Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 19 из 23)

Мечети – выдающиеся памятники исламской культовой архитектуры. Мечеть в Дамаске – самая знаменитая колонная мечеть, перестроенная из христианской базилики. Михраб поместили в южной продольной стене и колонны базилики оказались расположенными поперек движения к михрабу, что стало типичным для всех колонных мечетей. Нефы уравняли по ширине и высоте. Северную продольную стену прорезали аркадой, в результате чего пространство двора перетекало в пространство молитвенного зала.

Кордовская соборная мечеть – особый вариант колонной мечети. Её молитвенный зал разделен 600 колоннами на 19 нефов.

Мечеть «Купол скалы» – третье святое место ислама после Мекки и Медины. Мечеть построена на вершине горы Мориа (VII в.), которая считается в исламе центром мира. Отсюда, по преданию, Мухаммед вознесся на небеса. Храм – правильный восьмиугольник, до половины облицован мрамором, выше украшен мозаикой из перламутра, цветного мрамора и золота. Диаметр купола – 20 м, его высота – 34 м.

Мечеть султана Хасана в Каире – одна из самых красивых и знаменитых четырехайванных мечетей. Айван – сводчатое помещение в форме глубокой ниши или зала без передней стены – сводчатый айван. Айван может быть открыт на фасад или во внутренний двор. Айванный тип мечети получил наибольшее распространение в XII–XIII вв. в Сирии, Ираке, Египте.

Мистeрия (гр. mysterion – тайна, таинство) – 1) мистерии у древних греков и римлян, на Древнем Востоке – тайные религиозные обряды, к участию в которых допускались только посвященные (наиболее известны Элевсинские таинства в Греции); 2) вид средневекового европейского религиозного представления: вольные, обычно стихотворные инсценировки библейских эпизодов, разыгрывавшиеся на площадях во время религиозных празднеств.

Михраб – ниша в стене здания мечети, которая обозначала кыблу – направление на мусульманскую святыню Мекку.

Монашество (монахи, монастыри – от греч. слов – одинокий, иной, живущий уединенно) – понятие, первоначально означающее уединенное, одинокое житие. Это название применяется к жизни отдельных лиц и обществ. Они посвящают себя Богу, отрекаются от семьи, всех благ мира.

Новый Завет – вторая часть Библии, священная книга христиан. Его 27 книг были утверждены как канонические, богодуховенные на Карфагенском Вселенском Соборе в 419 г. Среди них 4 Евангелия, Деяния апостолов, 21 Послание апостолов христианским общинам, отдельным людям и Апокалипсис.

Орнамент (лат. ornare – украшать) – вид изобразительного искусства. Воплощает специфику исламской культуры, в которой существовал запрет на изображение Бога, человека, животных. Орнамент компенсировал отсутствие живописи и скульптуры. Типы орнаментов: арабеска – европейское название мусульманского орнамента. В основе арабески, построенной на геометрической сетке, – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Отличается многократным наслоением однородных форм, что создает впечатление прихотливого узора. Гирих – линейно-геометрический орнамент, представлял собою сложное переплетение многоугольников и многолучевых звезд. Эпиграфический орнамент– орнамент, который состоит из надписей, органично включенных в декоративный узор. Считается самым арабским.

Откровение – проявление Высшего Существа в нашем мире с целью сообщить более или менее полную истину о себе и о том, что от нас требуется. В откровении совмещается: 1) факт богоявления (теофания), посредством которого открывается Божество; этим откровение отличается от чисто человеческих учений и систем; 2) религиозно-нравственное содержание этого факта, т.е. то, что в нем открывается; этим откровение отличается от иррациональных проявлений сил или предполагаемых божественных или демонических, какими полна история всех религий. Как историческое явление откровение ограничивается только религией Моисея (иудаизм), христианством и исламом. В христианстве, по учению Церкви, открылась совершенная истина о Боге и установлена совершенная нравственная заповедь или норма жизни.

Памятники православного зодчества. Собор святой Софии– всемирно известный памятник византийской архитектуры, вершина византийского зодчества. Возведенный в VI в., на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Закавказья. Собор Святой Софии в Константинополе – главный храм Византийской империи. Это трехнефная базилика, длина – 81 м, ширина – 72 м, высота – 55 м, диаметр купола – 31 м. Вместо иконостаса были установлены 12 серебряных колонн с золотыми капителями. Уникальным произведением искусства является престол в алтаре, изготовленный из литых золотых досок на золотых столпах. В Стамбуле мусульманами этот собор был перестроен, превращен в мечеть.

Десятинная (Богородичная) церковь– первый известный каменный (точнее, кирпичный – из плинфы) храм в Киеве. Церковь возведена греческими мастерами в 989–96 в память о принятии христианства, это крестово-купольная, трехнефная постройка длиной 27 м, шириной 18 м. Князь Владимир жаловал десятую часть доходов на содержание храма. Супральская летопись упоминает о монастыре при церкви.

Собор Святой Софии – второй каменный храм Киева, возведен при Ярославе Мудром на месте, где киевляне нанесли окончательное поражение кочевникам-печенегам. Величественный храм символизировал собой подъем Киевского государства, превосходил все европейские постройки подобного рода. Первоначальная его ширина равнялась 55 м, длина – 37 м. Тринадцать куполов образовывали пирамидальную композицию. Шедевром Софии является мозаичная фигура Богоматери – Оранты («Нерушимая стена») высотой 4,45 м в апсиде.

Собор Святой Софии в Новгороде – главный православный храм Новгорода (1045–1050). Строился по инициативе Ярослава Мудрого. Облик собора в отличие от Софии Киевской строже, лаконичнее, живописнее, по размеру несколько меньше.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове заложен греческими мастерами ок. 1034–1035. Его отличия от византийских предшественников незначительны и связаны с необходимостью устройства хор, на которых во время богослужения молился князь с семьей и приближенными. Считается самым византийским. Сохранился до наших дней почти целиком.

Собор Успенский г. Владимира – главный православный храм владимирской земли в XII в. Он возведен по указанию князя Андрея Боголюбского по аналогии с одноименным храмом Печерского монастыря в Киеве, выше знаменитой Киевской Софии. Князь выделил на его постройку десятую часть своих доходов.

Соборы – памятники раннемосковского зодчества.Успенский собор на Городке в Звенигороде (1400), Рождественский собор (1405) Саввино-Сторожевского монастыря, Троицкий собор (1422) Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор (1425–27) Андроникова монастыря в Москве. Они продолжили традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Все сохранились до нашего времени.

Собор святых апостолов Петра и Павла в Петербурге. Деревянную церковь заложили одновременно с Петропавловской крепостью, через год она была построена и освещена. Предполагают, что автором проекта был сам Петр I. Через 10 лет Петр I повелел заменить деревянную церковь каменной. Собор в стиле раннего барокко напоминает протестантские храмы Западной Европы. На стенах впервые помещены картины на евангельские темы. Колокольня высотой 122,5 м – самое высокое здание в городе. Собор – усыпальница российских императоров и членов их семей.

Собор Свято-Троицкий в Александро-Невской Лавре Петербурга – главный храм Лавры. Выдающийся памятник русского классицизма, высота 61,8 м, ширина 40,5 м, длина 74 м. К собору примыкают две колокольни высотой 43 м, на одной из них находится колокол весом 1,5 т, отлитый на средства патриарха Никона (1658). Великолепно внутренне убранство собора: мраморный иконостас, позолота, картины П. Рубенса, А. Ван-Дейка и т.д. Рака для мощей святого князя А. Невского весом 1,5 т. изготовлена по повелению императрицы Елизаветы Петровны из первого русского серебра, добытого на Алтае.

Собор Казанский в Петербурге. Построен (1801–1811) в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.; освещен во имя чудотворной Казанской иконы Божией Матери – одной из трех наиболее почитаемых в России икон. Собор напоминает храм Святого Петра в Риме. С 1811 г. собор – самый большой православный храм Петербурга. Длина собора, имеющего в плане форму креста, с запада на восток – 72,5 м, с севера на юг – 56,7 м. Высота с куполом – 71,6 м, диаметр купола – 17 м. При его сооружении архитектор А.Н. Воронихин впервые в истории мировой строительной практики разработал и применил металлическую конструкцию. Художественное убранство собора составляла скульптура, живопись В.Л. Боровиковского, Ф. Бруни, О.А. Кипренского, К. Брюллова, А.И. Иванова и др. Иконостас выполнен из серебра (1600 кг). Украшают Казанскую икону Божией Матери золотая риза весом 4 кг, изумруды, жемчуг, 1432 алмаза, 1668 бриллиантов, 638 рубинов.

Собор Исаакиевский в Петербурге – один из символов Санкт-Петербурга, уникальный памятник архитектуры и искусства. Это один из крупнейших соборов Европы, который вмещает 14 тыс. человек. Возведен во имя преподобного Исаакия Далматского (1818–1858). Его высота – 101,5 м, длина – 111 м, ширина – 97, 6 м, площадь пола – 3250 кв. м. Высота малых куполов – 33,6 м. Толщина стен – от 2,5 до 5 м.

Церковь Покрова на р. Нерли– жемчужина не только древнерусского, но и мирового храмового зодчества. Построена в память о гибели сына Андрея Боголюбского в победоносном походе владимирцев на Волжскую Булгарию (1166). Небольшой храм на высоком искусственном холме до сих пор поражает утонченностью, стройностью, устремленностью в небо.