4. Познавательная или гносеологическая функция. Общество интеллектуально настолько, насколько эффективно используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Закрытость, автаркия обедняют культуру, равно как и пренебрежение собственной культурной традицией, национальной культурой.
5. Организационно-регулятивная, нормативная функция регулирует различные стороны общественной и личной жизни. Для этого вырабатываются специальные институты культуры, особые организации, способствующие стабилизации общества или его части. Организационно-регулятивная функция связана с выработкой унифицированных требований ко всем субъектам данной культуры, она осуществляется на разных уровнях, выступает во внешних и внутренних формах и сопряжена с регуляцией межкультурных, межнациональных, межгрупповых, межличностных отношений. Организационно-регулятивная функция осуществляется при помощи моральных, религиозных, правовых ценностей и норм.
6. Семиотическая функция. Расширение опыта, информационного поля культуры сопряжено с процессами символизации, что ведет к росту опосредованности взаимодействия природы и культуры: человек все чаще имеет дело не с реальными объектами, а с их символами, с представлениями о них, аккумулированными в совокупности знаний. Оперирование знаниями, выраженными в абстрактно-символических формах, приводит к унификации культурных норм, к нарушению механизмов культурной ретрансляции, хотя в то же время способствует сближению культур, созданию единого мирового информационного пространства. В культуре обмен информацией осуществляется посредством знака, образа, символа. Их использование может либо разъединять людей и культуры, либо объединять их. Необходимо овладение знаковой системой данной культуры для ее понимания (например, знание языка, нот, формул и т.д.). Без этого нельзя познать ни национальной культуры, ни музыки, ни живописи, ни театра, ни науки. Необходимо учитывать, что изменение средств коммуникации (например, появление компьютеров) ведет к изменению форм общения и, следовательно, к изменению всей системы культуры.
7. Ценностная или аксиологическая функция. Она связана с выработкой, сохранением и ретрансляцией норм, ценностей, обычаев, обрядов, культурных образцов, при помощи которых осуществляется самоопределение человека, группы, слоя, общества. Культура, система ценностей формирует у человека вполне определенные потребности и ориентации. Данная функция способствует накоплению социокультурного опыта, его адекватной передаче, определяя консервативность и устойчивость культуры. Выработка и сохранение ценностных иерархий придают культуре неповторимость, обеспечивают ту совокупность ценностно-смысловых ориентиров, с помощью которых культура взаимодействует с иными культурными организмами, и благодаря которым сохраняет свой взгляд на мир. Системе ценностей принадлежит особое место в культуре. Легко уничтожить культуру, разрушая язык, подвергая сомнению ее фундаментальные ценности.
Аккультурация – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Этим термином обозначается как сам этот процесс, так и его результаты. Близким по значению является термин «культурный контакт». Выделяют три типа реакции на ситуацию культурного контакта.
1) Принятие – полное замещение старого культурного паттерна новым. 2) Адаптация – частичное изменение традиционного паттерна. 3) Реакция – полное отторжение культурных паттернов, попытки сохранить традиционные паттерны в неизменном состоянии.
Аксиолoгия (греч. axios ценный +… логия) – учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. В традиционном понимании – раздел философского знания, ориентированный на решение проблемы обоснования общезначимости и теоретического знания и практического нравственного действия. Одна из фундаментальных проблем для всего гуманитарного и социально-научного познания.
Артефaкт (лат. arte – искусственно + factus – сделанный) – в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культурологии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации.
Архитектyра (лат. architectura, от гр. architektonike (techne) – строительное искусство) – 1) искусство проектировать и строить здания, сооружения; зодчество; иногда архитектура как искусство проектирования противополагается строительству как осуществлению проекта в натуре; 2) художественный характер постройки.
Век – мера культурологической периодизации истории человечества на основе достижения им определенного уровня развития основ культуры: каменный век, бронзовый век, железный век и т.д.
Виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.
Вкус – понятие культурологии, обозначающее способность человека проявлять избирательность в потреблении, творчестве и общении на основе усвоенных им нравственных и эстетических норм; эстетическая мера избирательности оценочного отношения человека к миру.
Гедонизм (греч. hedone – наслаждение, веселье, удовольствие) – учение, сущность которого состоит в том, что высшей целью жизни и основным мотивом поведения человека является наслаждение, удовольствие.
Гуманuзм (лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения, право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми; гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса, XIV–XVI вв.) – общественное и литературное движение, стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности, в противовес христианскому мировоззрению, господствующему в эпоху средневековья.
Дeятельность – способ становления, существования и развития человека. Основные типы деятельности: инстинктивная трудовая деятельность, труд, творчество. Основные формы – производство, потребление, общение. Деятельность выступает как целесообразный процесс воздействия субъекта (человек) на объект (природа), продуктом которого является модифицированная природа и обновленный человек.
Диалeктика (гр. dialektike (techne) – искусство вести беседу, спор) – 1) метод творчества, основанный на познании реальных противоречий, лежащий в основе природных и общественных явлений и использовании этого знания в практических целях путем положительного разрешения сложившихся противоречий или сознательного соединения противоположностей в нововведениях; 2) объективный процесс развития культуры, общества во всей его противоречивости, многообразии.
Дuкость – название 1-го этапа человеческой истории в культурно-исторической периодизации (дикость, варварство, цивилизация), обоснованной Л.Г. Морганом, принятой Ф. Энгельсом, признанной в науке XVIII–XIX вв. Дикость началась с появлением человека и завершилась возникновением гончарства. Периоду дикости соответствует время становления человека и раннего родового строя (палеолит и мезолит). Варварство (греч. barbaros) – следующая эпоха истории человечества, начинается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности. В современной науке разрабатывается новая периодизация первобытной истории. В переносном значении варварство – крайняя жестокость, грубость.
Идеология (греч. idea – понятие, представление) – система идей, взглядов (нравственных, религиозных, эстетических), в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы социальных групп.
Инкультурация – термин, введенный М. Херсковицем в 1948 г., использовался почти исключительно в американской антропологической традиции. 1) В узком смысле обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком. 2) В широком смысле понимается как процесс усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. Данный термин может применяться по отношению к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям; он может использоваться в контексте исследования культурного контакта и культурного изменения. 3) Синоним понятия «социализации».
Историякультуры – научное направление в культурологии, изучающее культуру в развитии с выделением ее определенных этапов.
Закoн культурологический – теоретическое выражение связи (отношения) между явлениями, процессами, которая является объективной существенной, всеобщей, необходимой для обеспечения внутреннего единства, устойчивости и последовательности развития культуры в целом или ее отдельных составляющих.
Идеaл (фр. ideal, от гр. idea – идея, понятие, представление) – совершенство; совершенный образец чего-либо; высшая цель стремлений, деятельности.
Идeя (гр. idea – понятие, представление) – форма отражения в мышлении явлений объективного мира в связи с желаниями, стремлениями людей. Идея включает в себя сознание цели и направленность дальнейшего познания и преобразования мира. Безыдейность означает бесцельность существования, потерю человеком самого себя.