Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 22 из 23)

10. Когда вы говорите, не забывайте раскрывать рот. Дышите диафрагмой. Размеряйте громкость голоса по объему помещения и по величине аудитории. Никогда не пытайтесь перекричать аудиторию.

11. Голос пускайте не вниз и не вверх, но прямо перед собой несколько над головами аудитории.

12. Встав перед аудиторией, первым делом улыбнитесь и посмотрите на людей, которые вас слушают. Вы увидите, что они внимательны к вам, настроены в целом доброжелательно.

13. Сделайте небольшую начальную паузу. Если шумят, сделайте паузу больше и окиньте взглядом аудиторию.

14. Плавно вступайте в речь. Не начинайте слишком энергично, иначе вам не хватит сил завершить речь, а слушающим – вытерпеть ее до конца.

15. Произнося речь, помните, что вы обращаетесь к людям, которые согласились выслушать вас, а не к бумаге, на которой написан ваш конспект.

16. Говорите спокойно и уверенно, и вас будут слушать.

17. Говорите громко и отчетливо, при этом сохраняя размеренный темп речи.

18. Во время речи смотрите на аудиторию, последовательно фиксируя взглядом группы находящихся перед вами людей. Не обращайтесь все время к одному и тому же лицу. Каждый из слушающих должен быть убежден, что вы обращаетесь лично к нему.

19. Помните, что в устной публичной речи один сильнее многих. Оратор является центром внимания и источником движения мысли, он сильнее аудитории, которая всегда разрозненна.

20. Не бойтесь больших аудиторий. Чем больше аудитория, тем легче ее убедить.

21. Не говорите лишнего. Когда публичный оратор говорит то, что он говорит, он думает то, что он думает.

22. Будьте человеколюбивы – говорите по возможности кратко.

23. Используйте только литературные слова и выражения. Старайтесь употреблять как можно меньше иностранных слов.

24. Произносите речь не словами, а фразами. Фразы должны быть связными. Завершайте каждую начатую фразу.

25. Речь есть чередование слов и пауз. Пауза выделяет наиболее значимые слова и формулировки.

26. Публичная речь интонирована: интонация обеспечивает смысловое членение речи, указывает на соотношение частей фразы и на отношение оратора к содержанию речи. Интонация должна быть естественной и умеренной.

27. Во время публичной речи оратор не должен чувствовать себя соловьем: вы говорите для людей, а не для самовыражения. Поэтому во время речи работайте: контролируйте реакцию аудитории, фиксируйте группы людей согласных и несогласных с вами, внимательных и рассеянных, заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных. Оратор должен видеть все, что происходит в аудитории во время речи, и своевременно реагировать на поведение аудитории.

28. Не следует бояться реплик из аудитории. Реагировать на них стоит по обстоятельствам. Можно вступить в дискуссию во время речи. Но докладчик должен успеть высказать все, что намеревался.

29. Отвечая на вопросы во время речи или после нее, помните, что ответы должны быть дельными, ясными, краткими.

30. Завершение любой речи должно быть энергичным и оптимистичным. Покажите подъемом голоса и завершающей интонацией, что вы сказали все, что нашли нужным, и не забудьте поблагодарить аудиторию за внимание.

8. Тематика рефератов по курсу «Культурология»

1.«Золотой век» римской культуры.

2.А. Рублев и его эпоха.

3.Э.Б. Тайлор – создатель школы эволюционизма.

4.Библия как культурологический источник.

5.Будущее культуры: эра роботов или эра человека?

6.В. Ломоносов и культура.

7.Ветрувий об архитектуре и строительстве.

8.Византия и Русь: взаимодействие культур.

9.Влияние исламской культуры на европейскую.

10. Выдающееся достижение отечественной науки, или как была решена проблема слепоглухонемых детей.

11. Выдающиеся авиаконструкторы (Антонов, Ильюшин, Поликарпов, Туполев, Яковлев и др.) и их вклад в культуру.

12. Данте и его время.

13. Демократия и культура.

14. Деньги и культура личного потребления.

15. Древнерусское церковное зодчество.

16. Заки Валиди как деятель культуры.

17. Западное и восточное христианство.

18. Знаки и символы: их место и роль в культуре.

19. Идеи Л.Н. Гумилева об этногенезе.

20. Информационное общество и информационное закабаление человека.

21. Искусство классической Греции.

22. Ислам в Поволжье.

23. Ислам и искусство.

24. История науки и культуры в лицах. Вклад в культуру таких деятелей, как Сократ, Платон, Аристотель, Архимед, Ветрувий, Леонардо да Винчи, Паскаль, Галилей, Коперник, Ньютон, Спиноза, Кант, Гегель, Ницше, Маркс, Энгельс, Ленин, Ломоносов, Вернадский, Лосев и др.

25. Какого человека мы считаем вполне культурным?

26. Концепция «Москва – третий Рим» в истории России.

27. Концепция евразийства и культура.

28. Культура Византии.

29. Культура древних майя и ацтеков.

30. Культура и власть.

31. Культура и цивилизация.

32. Культура инженера.

33. Культура как социально-историческое явление.

34. Культура современного Башкортостана.

35. Леонардо да Винчи – первый инженер.

36. Личность как продукт и творец культуры.

37. М.В. Ломоносов и культура.

38. Марксизм и культура.

39. Молодежная культура: бунт против цивилизации или поиск идеала?

40. Молодежь и культура.

41. Монастыри как центры культуры.

42. Наука и религия на современном этапе.

43. Наука и культура.

44. Наука и техника античности.

45. Наука и техника Древнего Востока.

46. Научно-технический прогресс и культура быта.

47. Обмирщение (секуляризация) как главная тенденция развития русской культуры XVII века.

48. Общая и профессиональная культура.

49. Общечеловеческое и национальное в культуре.

50. Влияние октябрьской революции 1917 года на культуру.

51. Отношение к женщине как показатель культуры.

52. Отношение человека к самому себе как показатель личной культуры.

53. Петр I и культура.

54. Потребность в познании и творчестве как источник культурного роста личности.

55. Проблемы эстетизации техносферы.

56. Пророк Мухаммед: жизнь и религиозная деятельность.

57. Психоанализ и культура.

58. Формы языческих верований (тотемизм, анимизм, фетишизм и др.).

59. Русский авангард кануна Октябрьской революции.

60. Соборы Московского Кремля.

61. Техника и культура. Стандарты и инженерное творчество.

62. Техническое творчество и обновление культуры.

63. Титаны Возрождения.

64. УГАТУ как крупный научный и культурный центр.

65. Философия всеединства и культура.

66. Христианство и искусство.

67. Церковный раскол в России и его последствия.

68. Эпос Гомера – культурный и исторический памятник.

69. Эпос Древней Индии «Махабхарата», «Рамаяна».

70. Язычество древних славян.

8.1 Требования к реферату

Реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) – краткое устное или письменное изложение основного содержания научной работы, книги и т.п. Рефератом также называют краткий доклад с обзором существующих готовых материалов по какой-либо проблеме. Реферат обычно пишется в процессе изучения одной из важных учебных проблем курса культурологии. Цель реферата при этом – показать, как осмыслена эта проблема. Различают рефераты репродуктивные, воспроизводящие в сокращенном виде содержание научной работы, и продуктивные, предполагающие критическое или творческое осмысление научной литературы. Реферирование предполагает, главным образом, изложение чужих точек зрения, сделанных другими учеными выводов, однако не возбраняется высказывать и свою точку зрения по освещаемому вопросу.

Содержание реферата строится так, чтобы студент последовательно овладел навыками самостоятельной исследовательской деятельности, культурологическими знаниями, умением оперировать научной информацией.

По каждой цитате, факту должен быть указан источник: полное название, фамилия автора, год и место издания, номер страницы. При повторной ссылке на ту же книгу место и год издания не указываются, пишется только название источника и страница. На одной странице должно быть несколько ссылок на различные источники. Их наличие показывает, как студент работал с литературой, какими материалами пользовался.

8.2 Оформление реферата

Оформление реферата должно соответствовать требованиям. Объем работы – 25–30 страниц рукописного текста или 15–20 напечатанного. Реферат пишется четким разборчивым почерком на одной стороне листа формата А4, поля: левое – 25 мм, правое, верхнее и нижнее – по 20 мм. Все страницы нумеруются арабскими цифрами по центру внизу или наверху страницы.

Текст в распечатанном виде должен соответствовать требованиям: шрифт TimesNewRoman, 14 пт, интервал полуторный, абзацный отступ 1,27 см, выравнивание по ширине. Текстовый редактор Word 6,0 или 7,0. Сноски внизу страницы.

Титульный и последний листы должны быть из плотной бумаги, а вся работа – прошнурована или переплетена.

В конце реферата помещается список использованной литературы. Он составляется по алфавиту, последовательность – следующая: документы, энциклопедии, словари, справочники, монографии, учебные пособия, журнальные и газетные статьи, сайты сети интернет.

8.3 Рекомендации по структуре реферата

Во введении реферата обосновывается его важность, актуальность, а также выбранные автором аспекты анализа темы, логика изложения материала, формулируются цель и задачи работы. Объем этой части работы составляет 2–3 страницы.

В процессе рассмотрения темы студент должен показать знание основ курса, содержание и взаимосвязь его основных категорий.

В заключение даются общие выводы о результатах (теоретических и практических) работы студента над темой реферата и намечаются пути дальнейшего анализа темы (проблемы). Заключение состоит из 1–2 страниц.