Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 3 из 23)

Индивидуализaция – оборотная сторона социализации, социально-культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творческого потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответственности. Мерой индивидуализации является личный вклад в культуру.

Индивидуaльность – отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности человеческих качеств и свойств, проявляющихся в творчестве и общении.

Инженер – специалист с высшим техническим образованием.

Интеллигeнция (лат. intelligens (intelligentis) – знающий, понимающий, разумный) – общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, обеспечивающих преемственность и рост культуры (работники науки и искусства, юристы, учителя, инженеры, врачи, журналисты и др.).

Искyсство – форма духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. В широком смысле понятие искусство отождествляется с мастерством, умением, искусными навыками людей. 2) Элемент культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. 3) Форма чувственного познания мира. 4) В искусстве проявляются творческие способности человека. 5) Процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие, наслаждение.

Искусство – это «образ», образ мира и человека, переработанный в сознании художника, выраженный им в звуках, красках, формах. Исторически развивается как система конкретных видов искусства (музыка, живопись, архитектура, кино и т.д.).

Концепция – определенный способ понимания и трактовки каких-либо культурных явлений.

Культyра мaссовая – обобщенная характеристика современного типа культуры, превращенной в индустриально-коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных благ. Основные черты – примитивизм, развлекательность, сентиментальность, натуралистическое смакование насилия, секса, разжигание национальных и расовых предрассудков, культ успеха, потребительства, насаждение конформизма и т.п.

Культураэлитарная – культура, ориентированная на особую социальную группу общества (элиту), обладающую высокой восприимчивостью к новым и оригинальным явлением культуры, противостоящая массовой культуре.

Культураэтническая – совокупность культурных достижений какого-либо народа, обладающих ярко выраженными отличительными этническими чертами.

Культурная антропология – научное направление, целью которого является построение теории человека как творца и носителя культуры.

Лuчность (лат. persona – маска, роль актера) – термин, обозначающий социальный тип человека как продукта и носителя исторически определенной культуры и выполняющего определенные функции в системе сложившихся общественных отношений. Личность является единичным воплощением культуры, конкретным выразителем всей совокупности общественных отношений.

Мeтод (гр. methodos – путь, исследование, прослеживание) – образ мышления, способ преобразования мира, образ действия.

Мировоззрeние – комплекс представлений человека о себе и о мире, единство знания, оценки и жизненной позиции (мироустановки), совокупность его нравственных, философских, политических и иных ценностных представлений, реализующихся в делах и поступках человека. Формой мировоззрения является философия, которая способствует формированию творческого мышления и открывает путь к овладению богатством духовной культуры.

Наyка – 1) сфера деятельности людей по производству нового знания и подготовке его к использованию в практической деятельности (фундаментальные, поисковые, прикладные исследования и разработки); 2) совокупность организаций и учреждений, осуществляющих научную и научно-вспомогательную деятельность.

Научно-техническая революция (НТР) – понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного развития.

Научно-технический прогресс – непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в производстве, во всех сферах жизни общества, позволяющий по-новому соединять и комбинировать экономические ресурсы в производстве для увеличения выпуска продукции при снижающихся затратах.

Oбраз – субъективная форма отражения материального мира. По содержанию образ соответствует своему объекту, но лишь как приближенная копия его. В образе отражается как единичное, так и всеобщее, проявляющееся в особенном, что в целом характеризует духовный мир человека и общества.

Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называемые семейными; сельскохозяйственные и другие обряды – календарными.

Систeма (гр. systema – целое, составленное из частей; соединение) – 1) множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство. Различают неорганическую и органическую целостности. Культура относится к органическим системам высшего порядка.

Социология культуры – термин, введенный немецким социологом А. Вебером, обозначающий социологический подход к культуре. Этот подход, состоящий в применении методов и понятий социологии к явлениям, возникшим в процессе общественной жизни человека, но имеющим свою специфику (право, искусство и т.д.), он привел к возникновению отдельных научных областей (социология права, искусства и т.д.). В их ряду находится и социология культуры.

Социализaция (лат. socialis – общественный) – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.). Социализaция – результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания и формального обучения, и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.

Сциентизм (лат. scientia – знание, наука) – абсолютизация роли науки в системе культуры. Ориентируется преимущественно на методологию и результаты естественнонаучного знания и признает за наукой право и способность решения всех жизненных проблем. Сциентизм утвердился в культуре в конце XIX в. и связан с признанием за наукой права и способности решения всех жизненных проблем.

Теория культуры – составная часть культурологии, основу которой составляет понятийный и категориальный аппарат, используемый при изучении культуры.

Тeхника (гр. technike – искусная, от techne – искусство, мастерство) – 1) система искусственно созданных средств человеческой деятельности; в технике материализованы знания и производственный опыт, накопленные в процессе развития общества; 2) совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, мастерства, например, техника строительная, техника музыкальная, техника стихосложения, техника спортивная; 3) отрасль научного знания: общее техникознание, специальные технические науки.

Техносфера – область действительности, для которой характерно применение техники. Термин появился в 1940–1950-е гг. Употребляется при характеристике современной цивилизации, для которой специфично проникновение сложной машинной техники во все сферы.

Типология культур (гр. typos – отпечаток, образец) – классификация различных типов культур в соответствии с их специфическими особенностями, наиболее общими признаками, свойствами.

Типы культур – отдельные культурные системы, возникшие у того или иного народа, имеющие общие свойства и непохожие на культурные системы других народов.

Труд – целесообразная деятельность человека, опосредующая обмен веществ между природой и обществом, которая включает в себя предмет труда, средства труда и саму целесообразную деятельность. Продуктом труда выступают измененная природа и духовно преображенный человек.

Философия культуры – общая теория культуры, исследующая сущность и природу культуры, ее взаимоотношения с природой и обществом, классификации видов, форм и направлений.

Цeнность – важнейший компонент человеческой культуры, наряду с нормами и идеалами, то, что наиболее важно и значимо. Существование укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и на значимое, нормативно-должное. Ценности могут быть материальными и духовными, последние выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т.д. Высшей ценностью является сам человек.

Эстeтика (греч. aisthetikos – относящийся к чувственному восприятию) – 1) философская наука, изучающая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни; эстетика изучает законы развития искусства, его художественно-идейное содержание и формы, его место в жизни общества и человека, особенности художественного творчества; 2) красота, художественность чего-либо.

Этика (лат. ethica, от гр. ethos – обычай, характер) – 1) философское учение о морали, изучающее условия возникновения морали, ее сущность, понятийные и императивные формы; предметом нормативной этики являются моральный идеал, ценности и требования, особенности их функционирования; социальная этика изучает нравственность под углом зрения социальной жизни; индивидуальная этика изучает моральную жизнь личности; 2) система норм нравственного поведения человека, какой-либо общественной или профессиональной группы (например, врачебная этика).