Психоанaлиз. Психоанализ (гр. psyche – душа + гр. analysis – разложение, расщепление) – 1) разработанный З. Фрейдом в конце XIX – начале XX в. метод лечения психических заболеваний; 2) комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Ключевые теоретические положения психоанализа были преобразованы Фрейдом в концепцию бессознательного и скрытых, подавленных влечений человека, главным образом сексуальных. Эта концепция легла в основу философских, исторических, психологических исследований Фрейда и его многочисленных последователей.
Семиoтика. Семиотика (гр. semeiotike – учение о знаках) – иначе семиология – 1) общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическая и химическая символика, логические и математические исчисления и т.п.); основные аспекты семиотики: синтактика, семантика и прагматика; 2) медицинский раздел диагностики, изучающий признаки болезней.
Социально-психологическое направление. Большую роль в изучении внутрикультурных механизмов взаимодействия людей сыграли работы французских ученых – представителей социально-психологического направления в изучении культур Г. Лебона (1841–1931) и Г. де Тарда (1843–1904). Основная направленность работ Г. Лебона «Психологические законы эволюции народов» (1894) и «Психология толпы» (1895) – анализ взаимоотношений масс народа, толпы и лидеров, особенностей процесса овладения ими чувствами, идеями. Впервые в этих трудах были поставлены проблемы психического заражения и внушения, сформулирован вопрос об управлении людьми в различных культурах. Продолжил анализ групповой психологии и межличностного взаимодействия Г. Тард. Он выделил три типа взаимодействий: психическое заражение, внушение, подражание. Наиболее важные работы Г. Тарда – «Законы подражания» (1890) и «Социальная логика» (1895), посвященные этим аспектам функционирования культур. Главная задача автора – показать, как появляются изменения (новшества) в культурах и как они передаются в обществе индивидам. В начале XX в. в изучении культуры возникло новое явление – психоаналитическая концепция культуры.
За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры. Несмотря на то, что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры был объявлен теорией – мифом и вульгарно биологизаторской концепцией, многие его положения применялись и применяются до сих пор в конкретных исследованиях культур.
Структурализм. Структурализм (лат. structura – строение) – направление в гуманитарном знании, сформировался в 1920-е гг. и связан с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории. Объект исследования структурализма – культура как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Основа структурного метода – выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией). В более узком смысле – научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960-х гг. во Франции (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида; особое течение – генетический структурализм Л. Гольдмана). Одним из направлений структурализма является структуралистское литературоведение, в нем выделяются два основных раздела: структурная лингвистика, структурная поэтика.
Эволюционизм. Эволюционизм – направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями. В рамках эволюционизма принята концепция эволюции, предложенная еще Спенсером как особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов от относительно неопределенной бессвязной гомогенности к относительно более определенной согласованной гетерогенности, происходящих благодаря постепенной дифференциации и интеграции. Человеческая культура в этих теоретических рамках рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению.
Этологический подход. Этология (< греч. ethos – обычай, нрав, характер +…логия) – биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных условиях. Обширные сведения о поведении животных были накоплены биологами в XVIII–XIX вв. Значительное влияние на становление этологии оказали работы Ч. Дарвина. Создатель этологии Э. Геккель использовал термин «этология» как синоним экологии. Современная этология возникла в 30-е гг. XX в. благодаря работам австрийского зоолога К. Лоренца и датского биолога И. Тинбергена. В настоящее время этологи К. Лоренц, Н. Тинберген, К. фон Фриш выдвинули гипотезу, получившую название «Инстинктивные основы человеческой культуры». Ученые перенесли наблюдения, накопленные в этологии, на человека и человеческое общество. Суть этологического подхода заключается в сравнительном описании различных форм поведения, выяснении их приспособительного значения, определении роли врожденных и приобретенных элементов поведения, в выявлении значения форм поведения для сохранения и эволюции вида.
Функциональный подход. Появление функционализма как способа изучения культур связывают с работами Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна. Сильное влияние на становление этого направления оказали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Особенностью функционального подхода является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая задача – разложение целого (культуры) на составные части и выявление зависимостей между ними. Данное направление в изучении культур в большой степени ориентировано на раскрытие механизмов действия и воспроизводства социальных структур.
Антропогенeз (гр. antropos – человек + genos – рождение) –
1) процесс эволюционно-исторического формирования человека;
2) раздел антропологии – учение о происхождении человека.
Герменевтика (лат. – объяснение, сведение к понятному) – искусство толкования, объяснения текстов (классических), учение о принципах их интерпретации.
Диалeктика (гр. dialektike (techne) – искусство вести беседу, спор) – 1) метод творчества, основанный на познании реальных противоречий, лежащий в основе природных и общественный явлений и использовании этого знания в практических целях путем положительного разрешения сложившихся противоречий или сознательного соединения противоположностей в нововведениях; 2) объективный процесс развития культуры (общества) во всей его противоречивости, многообразии и логической последовательности смены форм.
Знак – фиксированное в объективированной форме (предметной, жестовой, интонационной и пр.) сходство между вещами, ситуациями, переживаниями. Знак выполняет функцию указания на внешнее и внутреннее сходство сравниваемых объектов культуры, не имея прямого сходства с обозначаемым.
Игра – культурная форма свободного самовыражения человека, не связанного с достижением какой-либо утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе. Игровое познание мира есть первая форма человеческого знания, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Теоретический интерес к игре как форме познания проявился в ХХ в. как вопрос о судьбе различных культур. И. Хейзинга рассматривает игру как критерий оценки различных культурных явлений.
Иррационалuзм (лат. irationalis – неразумный) – направление в философии, отрицающее возможности разума в процессе познания и преобразования действительности, признающее основным видом познания откровение, веру, волю, интуицию или другие внемыслительные аспекты духовной жизни. На практике иррационализм фиксируется формулой «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Категoрия (греч. kategorein – высказываться) – понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира в целом (материя, время, пространство, движение, причинность, качество, количество и т.д. – категории философии) или его частей, изучаемых отдельными науками (материальное, духовная культура, социальное исследование, ценность, традиции и т.д. – категории культурологии).
Контeкст (лат. contextus – тесная связь, соединение) – законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, в пределах которого наиболее точно выявляется значение отдельных входящих в него слов, выражений и т.д.
Креативность (лат. creative – творческий) – термин, введенный Дж. Гилфордом. Обозначает характерную черту творческой личности, проявляющуюся в способности осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства и т.д.