Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 6 из 23)

Креационизм (лат. creatio – творение) – научная теория, объясняющая происхождение мира, в том числе и человека, актом сверхъестественного творения. Ученые-креационисты – физики, математики, биологи, астрономы и др. представители точных, естественных наук. Креационизм активно развивается на Западе, в Соединенных Штатах Америки. Концепция креационизма противостоит эволюционизму. С точки зрения креационистов, возраст Земли составляет 7,5 тысяч лет. (См.: Моррис, Г. Сотворение мира: научный подход. 3-е изд. испр. – Калифорния, Институт креационных исследований, 1990. С. 52–54).

Псuхика (гр. psychikos – душевный) – 1) функция мозга, сущность которой заключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств, воли и прочего; определяет качественное своеобразие поведения животных и человека; высшая форма психики, возникшая в процессе общественного труда и связанная с развитием речи, – человеческое сознание; 2) духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад.

Рационалuзм (фр. rationalisme, лат. rationalis – разумный) – 1) философское направление, признающее (в противопоставление эмпиризму) разум решающим источником истинного знания; 2) рассудочное отношение к жизни; 3) направление в архитектуре XX в., представители которого используют современные строительные материалы и индустриальные методы строительства для создания наиболее рациональных (т.е. целесообразных, экономичных и выразительных в своей подчеркнутой простоте), конструктивных, планировочных и архитектурно-художественных решений; для архитектуры рационализма характерны четкие, лаконичные геометрические формы.

Символuзм (фр. simvolisme, от гр. simvolon – символ, знак) – европейский интегральный стиль культуры кон. XIX-нач. XX в., связавший воедино философию, религию, искусство. Его основой был символ, выражающий связи объектов и явлений. Отсюда следует ассоциативность, иносказания, особая роль контекста в творческом методе символистов.

Текст – (лат. textum – связь, соединение) – 1) авторское сочинение или документ, воспроизведенные на письме или в печати; 2) основная часть печатного набора – без рисунков, чертежей, подстрочных примечаний и т.п.; 3) слова к музыкальному сочинению (опере, романсу и т.д.); нотный текст – музыкальный материал произведения в нотной записи; 4) в семиотике и лингвистике – последовательность знаков (языка или другой системы знаков), образующая единое целое и составляющая предмет исследования особой науки – лингвистики текста.

Теoрия (гр. theoria – наблюдение, исследование) – 1) обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества; 2) совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее, а также правил в области какого-либо мастерства, искусства; 3) совокупность научных положений, учение о каких-либо явлениях, фактах; система взглядов по какому-либо вопросу; 4) отвлеченные знания, рассуждения, не опирающиеся на реальную действительность.

Цивилизaция (лат. civilis – гражданский) – многозначное понятие, появилось в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. Употребляется как 1) синоним культуры; 2) в культурно-исторической периодизации, принятой в науке XVIII–XIX вв., – третья ступень общественного развития, следующая за варварством (первая ступень – дикость), введено Л. Морганом, Ф. Энгельсом; 3) особый тип органической целостности, являющийся симптомом упадка культуры (О. Шпенглер). Современный уровень цивилизации характеризуется, прежде всего, научно-техническим прогрессом. Основные признаки цивилизации – урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность и др.


3. СЕМИНАР 3

3.1 Мировая культура

Занятие 1.

Вопрос 1. Особенности культуры первобытного общества.

1) Кадыров, А.М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 68–72, 75–76.

2) Культурология / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998; 10-е изд. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. (Раздел 2.1).

Вопрос 2. Основные особенности и достижения культуры Древнего Востока (Месопотамия, Египет, Индия, Китай).

1) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О.Б. Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004. С. 20–49.

2) Кадыров, А.М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 77–91.

3) Культурология / отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999; М.: Библионика, 2005. (Раздел II, глава 2).

Вопрос 3. Основные особенности и достижения культуры Античности (Греция, Рим).

1) Античная культура: Литература. Театр. Искусство. Философия.Наука: словарь-справочник / под общ. ред. В.Н. Ярхо.
– М.: Лабиринт, 2002.

2) Кадыров, А.М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 92–108.

3) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О.Б. Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004. С. 53–68.

4) Шаяхметова, А.М. Античная культура и ее влияние на культуру последующих веков. – Уфа: УГАТУ, 1995.

Вопрос 4. Основные особенности и достижения культуры Средневековья и Возрождения.

1) Буркхардт, Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М.: Интрада, 2001.

2) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О.Б. Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004. С. 100–110.

3) Кадыров, А.М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 108–121.

4) Культурология / отв. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999; М.: Библионика, 2005. (Раздел II, главы 4–7).

Занятие 2.

Культура нового и новейшего времени

Вопрос 1. Основные черты новоевропейской культуры.

1) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О.Б. Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004. С. 110–115, 121–126.

2) Кадыров, А.М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 122–136.

3) Культурология / отв. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999; М.: Библионика, 2005. (Раздел II, глава 8).

4) Культурология / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998; 10-е изд. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. (Раздел 2.5).

Вопрос 2. Основные тенденции развития культуры XX века.

1) История мировой и отечественной культуры: учебно-методическое пособие / О.Б. Феклина. – Уфа: Восточный университет, 2004. С. 137–142.

2) Кадыров, А.М. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004. С. 137–145.

3) Культурология / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998; 10-е изд. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. (Раздел 2.6).

4) Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. С. 368–378.

Вопрос 3. Постмодернизм.

1) Жан-Франсуа Лиотар. Постсовременное состояние // Культурология / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998; 10-е изд. Ростов-н/Д: Феникс, 2006.

2) Культурология / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998; 10-е изд. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. (Раздел 2.7).

3) Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф. Г.В. Драча. – М.: Гардарики, 2003. (Вопросы 78–80).

4) Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. С. 524–536.

3.2 Темы докладов

1. Социокультурные проблемы антропогенеза.

2. Теории возникновения искусства.

3. Наскальная живопись Каповой пещеры в Башкирии.

4. Искусство Древнего Египта.

5. Эпос Древней Индии «Махабхарата» и «Рамаяна».

6. Культура классической Греции.

7. Римская архитектура: синтез математики и искусства.

8. Характерные черты культуры Византии.

9. Роль университетов в средневековой культуре.

10. Реформация.

11. Титаны Возрождения: жизнь и творчество.

12. Протестантизм и буржуазное общество.

13. Культура эпохи Просвещения.

14. Новоевропейская культура XIX в.

15. Искусство нового времени (классицизм, романтизм, реализм).

16. Модерн.

17. Индустриальное и постиндустриальное общество.

18. НТР и культура.

19. Информационная культура.

20. Учение В. Вернадского о ноосфере.

21. Глобальные проблемы современности и культура.

22. Постмодернизм в искусстве.

23. Деятели науки и культуры XX века (по выбору).

3.3 Вопросы для самопроверки

1. Каким термином обозначается процесс возникновения человека?

2. Назовите отличительные черты культуры восточного общества эпохи древности.

3. В какой философии Древнего Китая проповедовался поиск вечного счастья, достигаемого 10 добродетелями (сыновний долг, терпение, самопожертвование и т.д.), и соблюдение заповедей?

4. В каком религиозно-философском учении есть два направления – Хинаяна и Махаяна?

5. К какой культуре Древнего Востока относятся священные книги: Ригведа, Яджурведа, Самоведа, Атхарведа?

6. В каком государстве существовал кастовый строй?

7. В чем состоит «секрет» феноменального развития античных государств, искусства и науки?

8. В какую эпоху в Греции возникли полисы (города-государства)?

9. Как называется школа, основанная Аристотелем в Афинах?

10. Что означало слово «демократия» у древних греков?

11. Какое качество составляло высшую ценность в моральном кодексе рыцарства?

12. Для какого архитектурного стиля в средние века характерны стрельчатые своды на ребрах, обилие каменной резьбы и скульптурных украшений, применение витражей, подчиненность архитектурных форм вертикальному ритму?

13. Назовите хронологические рамки эпохи Возрождения для большинства стран Западной Европы.

14. Что такое гуманизм?

15. Какой поэт является родоначальником культуры Возрождения?

16. Каковы хронологические рамки романтизма?

17. Назовите художников-импрессионистов.