Изобразительное искусство отличалось яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки, рельефы. Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили подробные картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни. Большое развитие получил скульптурный портрет. Были выработаны определенные типы портретных статуй. Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство ( сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения - золотые браслеты, ожерелья и кольца, отделанные драгоценными камнями). Для изобразительного и монументального искусства было присуще сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, разворота плеч. Постоянной будет и система пропорций, соответствий между размером всей фигуры и ее отдельными элементами. Все фигуры были неподвижны, невозмутимы, их позы чрезвычайно условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины - желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды - белые. Такая же условность и постоянство характерны и для монументального искусства. Статуи и статуэтки имели культовое назначение и их облик - раскраска и положение - определялись соответствующими нормами, обязательными для ваятеля. Итак, из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие - один и тот же стиль, одна и та же религия, одно и то же искусство. ЛИТЕРАТУРА, ПИСЬМЕННОСТ, МУЗЫКА. Наиболее древние египетские тексты, дошедшие до нас, это молитвы богам и хозяйственные записи. Литература представлена различными жанрами - это поучения царей и мудрецов своим сыновьям и ученикам, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания. Постепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатывается скоропись. Музыкальная культура Египта - одна из самых древних в мире. Музыка сопровождала все религиозные обряды, массовые празднества. Музыканты пользовались большим почетом в обществе, их считали родственниками фараонов. Ей приписывалась магическая сила. Музыка может вылечить больного, вызвать дождь, победить врагов. ШКОЛЫ. В III тыс. до нэ при дворе фараона появились школы, в которых обучали будущих писцов. В школах обучали всех мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет, в школе царила суровая дисциплина, обычны были телесные наказания. Мальчиков обучали чтению, письму и счету, гимнастическим упражнениям, плаванию, хорошим манерам. Заключение. В стране было создано огромное множество памятников материальной культуры: произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, ювелирных украшений, скульптур, великолепных архитектурных сооружений. Египетской архитектуре была свойственна простота форм - поверхность зданий изнутри и снаружи была плоской и ровной, а очевидную геометрическую замкнутость и однообразие смягчали лишь настенные росписиси и барельефы. Наиболее известные древнеегипетские памятники - пирамиды. Уже в Античном мире их считали одним из семи чудес света.
4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ
З.ФРЕЙД, К.ЮНГ.
(1856 - 1939) был по профессии врачом - психиатром и невропатологом, создателем нового направления в психологии и медицине. Если попытаться сформулировать в двух словах суть фрейдовского открытия, то можно сказать, что Фрейд открыл в человеке бессознательное.
СУТЬ: В человеке есть бессознательное как самостоятельное независящее от сознания безличное начало человеческой души – «Оно»: 1) В нем сосредоточены все первичные влечения человека (сексуальные желания, влечение к смерти,…); 2) Человеческое «Я» руководствуется принципом реальности, а «Оно» - принципом удовольствия. Борьба «Я» и «Оно»; 3) Сублимация – использование сосредоточенной в «Оно» сексуальной и биологической энергии не по прямому биологическому назначению, а в целях разума и культуры (Хитрость культуры); 4) «Сверх - Я» - культура может руководить человеком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, т.е. стала бессознательной установкой.
При этом бессознательное активно вмешивается в человеческую жизнь. Фрейд считает, что это только иллюзия, будто нашей жизнью руководит наше "Я". На самом же деле властвует природное безличное начало, которое образует бессознательную основу нашей души (т. е. психики). Фрейд называет это бессознательное начало "Оно" и полагает, что наше "Я" есть лишь игрушка в руках этой темной психической силы. Фрейдовское "Оно" имеет чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения человека. во-первых, сексуальные желания, а во-вторых, влечение к смерти, Наше "Я", стремящееся выжить в мире природы и общества, все время сталкивается с безрассудной силой "Оно". Если "Я" руководствуется принципом реальности (т. е. стремится приспособиться к условиям жизни), то "Оно" целиком исходит из принципа удовольствия. Отсюда вытекает неизбежная борьба между "Я" и "Оно". Однако "Я" не может своевольно управлять своим могучим "партнером".
Однако человек способен выжить лишь постольку, поскольку разум и культура могут подчинять "Оно" своим важнейшим целям. Конечно, культура не может победить "Оно" в лобовом столкновении, ибо в нем сосредоточена вся психическая энергия человека. Поэтому Фрейд указывает на способ, которым культура проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с примитивными влечениями "Оно". Этот способ Фрейд назвал сублимацией. Сублимация - это использование сосредоточенной в "Оно" сексуально-биологической энергии не по прямому биологическому назначению (для удовольствия или продолжения рода), а в целях разума и культуры. Если имеет место сублимация, то примитивные влечения "Оно" обретают форму влечения к познанию, искусству, высокому идеалу. Однако для того, чтобы хоть немного овладеть энергией "Оно", культуре самой приходится проникать в его сферу - сферу бессознательного. Культура может руководить человеком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной установки, - так можно сформулировать важный вывод Фрейда. Эту установку Фрейд называет "Сверх-Я". "Сверх-Я" выполняет роль внутреннего цензора, который господствует над душевной жизнью человека и благодаря которому человек способен жить как культурное существо, а не как марионетка собственных темных страстей.
Таким образом, человеческое Я, по Фрейду, замкнуто между двумя противоположными полюсами - природной стихией и требованиями культуры. Оба этих полюса представлены в соответствующих бессознательных структурах человеческого "Я" и сталкиваются в нем, пытаясь подчинить себе это Я и друг друга. И чем выше развита культура, тем неутешительнее оказываются ее, так сказать, побочные эффекты. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, человеческую агрессивность, но платой оказывается психическое здоровье человека, который разрывается между природной психической стихией и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью. И учение Фрейда оказало огромное влияние на развитие науки, и культуры ХХ века - без его идей трудно представить себе современную психологию, психиатрию, философию
Роль культуры в развитии социальных отношений
По своему замыслу фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики индивидов, "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порождают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как социальными нормами нравственности и права, возникшими на заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурными запретами" и полагал, что чрезвычайно важно выяснить как, почему, при каких условиях они возникли,. Фрейд пытался понять процесс эволюции общества.
Надо заметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические черты не просто индивида, а невротика.. По его мнению, во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками. Во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза является характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своем культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невротического сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения человека. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило достигнутого культурного уровня, а культурное развитие человечества является отречением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элементарное наслаждение нашему "Я".