Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 5 из 16)

Абсолютной ценностью является сам человек, его жизнь. Помимо этого к высшим ценностям следует отнести смысл жизни, справедливость, свободу, мир, труд, добро, истину, красоту. Без реализации этих ценностей человек не может состояться как личность. Устойчивый комплекс ценностей, разделяемых основной частью общества, формирует срединную культуру (ядро культуры), которая обеспечивает единство и целостность духовной жизни, устраняет угрозу раскола общества.

Каждый человек формирует для себя определенную систему ценностей, и она может изменяться в процессе его развития. Один человек отдает приоритет материальным ценностям, другой - духовным. Один учится, чтобы больше зарабатывать. Другой - работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. У каждого своя система ценностных ориентаций, которая выступает регулятором развития личности

8. ОБЩАЯ ХАР-КА ФИЛОСОФСКОГО БЛОКА КУЛЬТУРЫ

Философия культуры лежит в основе структуры культурологии. Термин философия культуры (культурфилософия) введен в научный оборот в начале XIX века А.Мюллером для обозначения исследований в области философской и художественной культуры.

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ (культурфилософия), общая теория культуры, касающаяся сущности и природы культуры, ее взаимоотношения с природой и обществом, классификации видов, форм и направлений, а также некоторых частных проблем, прежде всего связанных с цивилизацией.

Ф.К. — система метафизических утверждений о сущности, генезисе и наиболее общих законах культуры, Впервые о сущности культуры заговорили древнегреческие философы. Философия культуры различных исследует наиболее общие черты культуры: сущность культуры, ее значение для развития человечества, структуру культуры, ее функции, роль и динамику.

В философии культуры выделяются три периода:

1. Античность – выделяется специфика культуры, философские категории и теории культуры (Фалес, Анаксимен, Сократ, Цицерон).

2. Новое время – появляются направления философии культуры, соответствующие трем столетиям:

философия Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, А.М. Вольтер, Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвеций, Ж.А. Кондорсе);

философия эпохи Романтизма;

немецкая классическая философия (И.Кант, Г.Гегель, Ф.Шиллер и др.).

3. Постклассическая философия (конец XIX – начало XX вв.) в этот период культурология оформляется как самостоятельная наука, определяются ее сущность и специфика (Л.Уайт, Г.Риккерт, З.Фрейд, М.М.Бахтин).

Отличие философии культуры от культурологии в том, что философия культуры рассматривает ее как целое, а культурология опирается на конкретный материал. Философия носит теоретический характер, а культурология более практический. Синтез на базе культурологии, историко-культурных, социологических, психологических знаний позволяет разрабатывать проблемы ментальностей, психологических характеристик отдельных культур, «соматической» (телесной) культуры у разных народов и т.д.

9. КРЕЩЕНИЕ И ХРИСТИАНИЗАЦИЯ РУСИ: ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ

Принятие Русью христианства – выдающееся событие в ее историиКрещению Руси уделено большое место в «Повести временных лет». В ней подробно повествуется о принятии христианской веры князем Владимиром Святославичем, Конкретным актом принятия православия является знаменитое крещение на

Днепре населения города Киева князем Владимиром в 988 году.

Существуют источники, указывающие, что бабка Владимира, княгиня Ольга, была христианкою. Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура «выбора вер». Киевская Русь по своему положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, , в котором исповедовали ислам, православной Византией и католическими государствами Западной

Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы, заставляла людей искать объединения. Достойно особого внимания, что эта тяга к более широкому пониманию мира, чем то, которое давалось язычеством, сказывалось, прежде всего, по торговым и военным дорогам Руси, там, где вырастали первые государственные образования. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной – и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом.

Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества.

На Руси появился новый общественный институт- православная церковь Духовенство как носитель знаний и грамотности выступало в качестве школьных учителей Активно участвовала церковь и в процессе распространения христианства: с расширением границ княжеских владений строились новые храмы, а в городах основывались епископские кафедры

Христианское мировоззрение.

Князя и его дружину вполне устраивал утверждаемый новой верой принцип богоустановленности власти и всего существующего на земле порядка. Христианство возвышало личность человека, созданного по образу и подобию Божьему

Двоеверие.

Акт принятия христианства в качестве государственной религии не означал, конечно, быстрого и повсеместного его утверждения в обществе. Христианизация встречала сопротивление населения. Неоднократно поднимались восстания против христианизации. И в городе, и в деревне христианизация привела к двоеверию — смешению языческих и христианских верований и обрядов. Сочетанию церковной культуры и повседневной жизни соответствовало двуязычие: в храме звучал церковнославянский (древнеболгарский) язык, а в миру говорили на разговорном древнерусском. При рождении человек получал два имени – языческое и крещальное.

Духовенство постепенно и осторожно вводило языческие ритуалы в рамки церковного календаря: святки стали частью праздника Рождества, а ночь на Ивана Купалу

Значение принятия христианства.

Христианство создало широкую основу для объединения всех народов русского общества. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности.

10. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Ученые, творцы 14-16 веков, открыли красоту человека и окружающего мира. Живой интерес к личности, природе, переживаниям, мыслям и поступкам человека породил в культуре эпохи Возрождения яркий и сложный образ человека, человека – деятеля, мыслителя, героя.

Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое обращение к культурному наследию античности. Возрождение возникло и ярче всего проявилось в ИталииВ архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Художники (Донателло, Мазаччо, Пьеро де ла Франческа, да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан в Италии, Ян Ван Эйк, Брейгель в Голландии, Дюрер, Хольбейн в Германии, Фуке, Гужон во Франции) овладевали художественным отражением всего богатства действительности – передачей объёма, света, пространства.

Культура итальянского Возрождения.

1.Введение. Мощный всплеск в культурной жизни Италии начался в XIIIв., принято называть эпохой Возрождения (Ренессанса).

2. Итальянское Возрождение.Этапы Возрождения. Первоначально черты Ренессанса обнаружились в Италии. Период XIII-нач.XIVвв. - проторенессанс, ознаменованный творчеством великого поэта Данте Алигьери, зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Николло Лизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто ди Бондоне, во многом подготовил почву для искусства Возрождения. Собственно эпоху Итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов: • Ранний Ренессанс (триченто и кватроченто)-с сер. XIV-XV вв. • Высокий Ренессанс (чинквеченто)- до второй трети XVIв. • Поздний Ренессанс - вторая треть XVI - первая половина XVII вв.То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением идеалов гуманизма. Это было концом средневековья и началом новой эры. Эпоха Возрождения охватывает XIV-XVI века в Италии. Итальянские художники Раннего Возрождения, заложившие основы нового искусства, расписывали стены дворцов и соборов, воздвигали грандиозные монументы, работали для пап и императоров, для кардиналов и герцогов, для банкиров и купцов. Гуманисты славят земную красоту, и в этом они возрождают идеалы античного мира.

3. Великие люди эпохи Возрождения.Проторенессанс. Уже в ранних произведениях Данте (1265-1321) поэт начинает опыты по использованию итальянского языка, доказывая тем самым его жизнеспособность. Величайшим шедевром поэта, обессмертившим его имя, стала «Божественная комедия», благодаря которой Данте вошел в историю культуры как создатель итальянского литературного языка. Данте упоминает своего великого современника - архитектора, скульптора и художника Джотто. С именем Джотто ди Бондоне (1266/1267-1337) связан решительный поворот к реалистическому искусству. Одним из наиболее трогательных образов, созданных Джотто, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (фрески капеллы дель Арена в Падуе, 1304-1306). Мастеру удалось передать высокий драматизм сцены через пристальный и многозначительный взгляд Христа, обращенный на предателя. Новаторство Джотто оказало колоссальное воздействие на изобразительное искусство эпохи Возрождения.