Культура - цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. По этому поводу Американские антропологи дают такое определение культуры: культура в самом широком смысле слова - это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все, убеждения и все ожидания, которые высказывают и демонстрируют люди. Когда ты в своей группе, среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо и ты, и они - видите мир в принципе одинаково, знаете чего ожидать друг от друга. Но, пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности, ощущение беспомощности и дезориентированности, что можно назвать «культурным шоком». Суть культурного шока - конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций, старых присущих человеку как представителю того общества, в которое он прибыл. Собственно говоря, - это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.
Если культура регулирует поведение людей, можно ли назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются.
Основные элементы культуры существуют в двух видах - материальном и духовном.
Материальная культура - это мир вещей, созданных или преобразованных человеком. К ним относятся новые разновидности растений, новые породы животных, производство, потребление, быт и сам человек в своей материальной, физической сущности. Самые первые шаги культуры на земле связаны с вещами, орудиями, которыми человек воздействовал на окружающий мир. Животные также могут использовать различные природные предметы в процессе добычи пищи, но ни одно из них не создало ничего такого, чего бы не было в природе. Только человек оказался способен на создание новых предметов, расширяющих его возможности и способности для удовлетворения своих потребностей.
Этот созидательный процесс имел чрезвычайно важные последствия. С одной стороны, одновременно с созданием, освоением орудий труда и приручением природы (огня, животных), постепенно развивалось и сознание человека. Для дальнейшей деятельности ему оказалось недостаточно одних органов чувств, которые отражают лишь внешние стороны вещей. Действия с вещами требовали понимания их внутренних свойств, отношений между частями предметов, причин и возможных последствий собственных действий и многого другого, без чего невозможно выживание человека в мире. Необходимость же в таком понимании постепенно развивает абстрактно-логическую деятельность сознания, мышление. Великий немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872) говорил, что животные отражают только непосредственно для жизни необходимый свет солнца, человек — сияние отдаленных звезд; только человеческие глаза знают бескорыстные радости, только человеку знакомы духовные пиршества. Но прийти к духовным пиршествам человек смог лишь тогда, когда начал изменять мир вокруг себя, когда создал орудия труда, а вместе с ними и свою историю, в процессе которой он бесконечно их совершенствовал и совершенствовался сам.
С другой стороны, вместе с совершенствованием орудий труда видоизменялись и условия жизни, развивалось познание мира, усложнялись отношения между людьми, и материальная культура все более и более переплеталась с также развивающейся духовной культурой, составляя системную целостность. Чтобы полнее понять структуру культуры, необходимо расчленить эту целостность и рассмотреть отдельно ее основные элементы.
Культура производства - наиболее важный элемент в материальной культуре, поскольку именно она определяет качество жизни, в котором развивается та или иная локальная культура и влияет на него. С какой бы точки зрения мы ни рассматривали формы и способы человеческого существования в мире, следует признать, что только деятельность по добыче и созданию материальных благ является основой нашей жизни. Человек ест, чтобы жить, но ему нужны и другие предметы, без которых жизнь подобна животному существованию (жилище, одежда, обувь), а также то, чем это можно создать. Прежде всего, в процессе человеческой деятельности создаются различные орудия труда. Именно они положили начало формированию человека как разумного существа (в отличие от животного) и стали основным условием его дальнейшего развития.
Ранний период существования человечества оставил нам лишь примитивные предметы, связанные с самой главной задачей общества того времени - задачей выживания. По орудиям труда, которыми пользовался наш пращур, можно делать выводы о его общем развитии, о видах деятельности и, следовательно, умениях и навыках, которыми он владел. Но человек изготовлял и предметы, не связанные с трудовой деятельностью, - утварь и украшения, скульптурные изображения и рисунки. Все это также требовало для своего создания и особых приспособлений, и определенных знаний об используемых материалах, и соответствующих умений и навыков. Многие исследователи считают, что ожерелья из природного материала, фигурки, рисунки были напрямую связаны все с той же главной задачей. Каждый элемент ожерелья означал практическое достижение носящего его человека, фигурки людей и животных, рисунки несли в себе магический смысл, все было подчинено одной-единственной цели - добыче средств существования. Можно сказать, что производственная деятельность составляет основу всей культуры мира, во всяком случае, она послужила той побуждающей силой, которая вскрыла возможности человека, развила их и утвердила в мире «человека деятельного» (homoagens).
Уже на самых ранних этапах материального производства сложились и утвердились три главных его составляющих, ставших определенными показателями культуры: техническое оснащение (орудия труда, средства труда и производства и пр.), процесс труда и результат труда.
Степень развития техники и всех ее элементов в обществе демонстрирует уровень накопленных им знаний, связанных с обеспечением жизненного пространства, удовлетворением потребностей каждого человека, особенностями самих потребностей. Каждое орудие труда - не только опредмеченное знание, но и необходимое условие деятельности людей. Следовательно, оно требует соответствующих умений и навыков от тех, кто его применяет. Таким образом, появление новой техники и новых технологий поднимает общество на новую ступень развития. Трудовая деятельность создает двойную связь людей с производством: человек создает орудие труда, а орудие труда создает, изменяет и до определенной степени совершенствует человека. Однако взаимоотношения человека и орудий труда противоречивы. Каждое новое орудие труда в той или иной мере увеличивает природные возможности человека (расширяет сферу его деятельности, сокращает затраты мускульной энергии, выступает в роли манипулятора там, где среда представляет собой опасность для человека, берет на себя рутинную работу), но тем самым и ограничивает проявление его способностей, поскольку все большее количество действий перестает требовать от него полной отдачи собственных сил. Это повышает производительность труда, совершенствует отдельные способности и навыки работника, но все остальные человеческие данные притупляет, «отменяет» как ненужные. Вместе с разделением труда человек становится «частичным» человеком, его универсальные возможности не находят применения. Он специализируется, развивая лишь одну или несколько каких-либо своих способностей, а другие его способности могут никогда и не обнаружить себя. С развитием машинного производства это противоречие углубляется: человек понадобился производству только как придаток к машине. Работа на конвейере отупляет, поскольку у работника нет ни необходимости, ни даже возможности думать над тем, какие действия он производит, все это должно быть доведено до автоматизма. Эти «требования» техники к человеку положили начало процессу отчуждения, при котором и техника, и результаты труда начинают противостоять человеку как некая внешняя сила. Создание автоматизированного производства усилило процессы отчуждения и вызвало к жизни множество новых проблем. В центре них - проблема утраты человеком своей индивидуальности. Мера культуры общества и производства во многом связана с тем, удастся ли преодолеть процесс отчуждения, вернуть человеку его личностное начало. Ясно одно: чем развитее техника, тем выше некий общий, абстрактный уровень умений и навыков, шире набор профессий, необходимых обществу, богаче набор товаров и услуг. Считается, что все это должно обеспечить и высокое развитие культуры. Но это не так. Жесткой зависимости между технической оснащенностью производства и уровнем общей культуры общества все-таки нет. Развитие техники не является условием столь же высокого развития духовной культуры и наоборот. Узкая специализация противоположна универсальности и цельности человека, и культура общества, базирующегося на высокоразвитом производстве, высоких технологиях, заставляет человека «расплачиваться» за этот прогресс. Занятые в таком производстве и им же порожденные люди составляют безликую массу, толпу, которой манипулирует массовая культура. Поэтому современные ученые ищут способы разрешения такого рода противоречий, предполагая, что культура общества и собственно производства становится в полной мере культурой лишь при условии компенсации обществом человеку его духовных потерь. Так культура производства разрывает границы своего существования и оказывается взаимосвязанной со всеми сторонами общества, его целями, принципами, идеалами и ценностями.