Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 5 из 8)

Только мудрый в своем познании станет исходить главным обра­зом из предмета познания, но менее всего - из своего отношения к нему.

Культура речи - проявление и выражение интеллектуальной культуры человека. Кто ясно мыслит, ясно излагает, именно в этом случае можно обеспечить и успешное взаимопонимание, и взаимодействие людей. Поэтому можно сказать, что в речевой культуре человека проявляются минимум три момента: ос­новные качества его мышления, манера речи и отношение к слуша­телю. Умение говорить просто о сложном - один из видимых признаков речевой культуры - демонстрирует обычно глубину понимания вопроса и богатство словарного запаса. Словарный запас А. С. Пуш­кина составлял более 21 тысячи слов (когда средний словар­ный запас современного образованного человека включает примерно 5—6 тысяч слов). Овладение культурой мышления неизменно ведет к овладению культурой речи, но есть и обратная связь: развитие речевой культуры влияет на мышление, делая его более богатым, позволяя через речь прийти к определению проблем, формулировке идей, к творче­ству в любой сфере деятельности. Культура речи предполагает не только богатый словарный запас, который развивается и совершенствуется в процессе чтения или общения с людьми высокой культуры, но и точность употребления слов в полном соответствии с их значением. Культуре речи свойственна также простота - умение сделать дос­тупным для понимания любые, даже очень сложные положения, пользуясь в процессе мышления не только приемами абстрагирова­ния, но и конкретизации. Настоящая простота речи - признак глу­бокого мышления. Сомерсет Моэм в своей книге пишет: «Меня всегда раз­дражали писатели, которых можно понять только ценою больших усилий. Достаточно обратиться к великим философам, чтобы убедить­ся, что самые тонкие оттенки смысла можно выразить совершенно ясно». Кроме того, речь должна быть выразительной, эмоционально ок­рашенной, включать в себя образные выражения, которыми так бо­гат любой язык, а русский - в особенности. Культурная речь сво­бодна от бранных выражений, всякого рода нецензурщины, арго, сленга, жаргонов и прочего. Так же, как и мышлению, культуре речи должна быть присуща логика, связанная с грамматическим строем речи. В целом культура интеллекта строится на единстве мыслительного и речевого начал, умения понимать и умения объяснять. Культура интеллекта включает в себя и все время расширяющийся запас знаний, не деля их на «нужные» и «не нужные» (это первый признак недалекого ума или просто бескультурья). Человек культуры делит сферу знания лишь на знание и незнание, поскольку даже процесс достижения знаний - уже признак культуры. Генри Форд, прошед­ший свои жизненный путь от чистильщика сапог до создателя целой промышленной отрасли - автомобилестроения, считал, что нельзя себя чувствовать слишком старым или слишком умным для того, чтобы чему-нибудь научиться. «Кто так окоченел, что не в состоя­нии больше меняться, тот уже умер, похоронный обряд в таком слу­чае является лишь простой формальностью».

Уже в древности в своих рассуждениях мыслители связывали интел­лект с моралью. Интеллект включает в себя выработанные обществом и принятые человеком ценности философские, научные, политические, эстетические, религиозные, нравственные и др. Вполне естественно, что эти ценности проявляются не только в речи, но и в поведении, сущность которого наиболее полно воп­лощена в морали.

Многие ученые считают, что в сфере духовной культуры наибо­лее древним образованием является мораль (лат. «moralis» относящий­ся к нраву, характеру, привычкам, от «mos», «mores» обычаи, нравы, поведение). Совместная деятельность людей на заре человеческой истории потре­бовала не только создании орудий труда, но и выработки определен­ных норм взаимоотношений и некоторых запретов, которые дикто­вались необходимостью. Поскольку первые орудия труда являлись одновременно и орудиями убийства, одним из первых запретов (табу) был запрет на убийство соплеменника. Считалось, что за нарушение табу, имеющего священный смысл, могла последовать кара сверхъестественных сил. Усложнение отношений между людьми привело к появлению новых запретов, регулировавших жизнь и деятельность каждого чело­века и общины в целом. Кроме запретов, в процессе жизнедеятельности складываются нормы взаимодействия между людьми, которые закрепляются в обычаях, превращаясь в традиции. С появлением государства часть норм перешла на уровень правовых и закрепилась законодательным путем, другая же часть сохранялась в моральных нормах и правилах поведения в обществе.

Мораль обычно определяется как такой вид общественных отношений, который регулирует действия человека в обществе. Отличием морали от других обычаев и традиций, существующих в мире лю­дей, является то, что моральные нормы выступают как всеобщие, охватывающие специфику человеческого, человечного в человеке. Мораль включает в себя исторически складывающиеся идеалы и принципы, связанные с поведением людей. Они возникают в каж­дом обществе стихийно и зависят от различных обстоятельств: осо­бенностей трудовой деятельности, кочевого или оседлого образа жиз­ни, господствующей религии, форм организации общества (при де­мократической форме складываются одни нормы поведения, при монархической - другие). Весь способ существования общества, формы отношений между людьми постоянно воспроизводят эти идеалы и принципы как неотъемле­мые, составляющие самую суть общественной жизни. Моральные ус­тановки существуют не только в качестве представлений о полезном или целесообразном поведении, в результате которого можно достигнуть конкретных результатов. Моральные нормы - это требова­ния должного, безусловного, лежащие в основании любой деятельности, достижения любых целей. Причем нормы морали, в отличие от норм дру­гого рода, не связаны с какими-либо учреждениями или обществен­ными санкциями, а поддерживаются общественным мнением, привычным поведением общества в целом или его определенного слоя и самим человеком. В любом обществе и в любой социальной сфере мораль имеет характерные черты. Во-первых, это выработанные ходом исторического развития представления о добре и зле, долге, совести, справедливос­ти. Они реализуются и поддерживаются общественными оценками, одобрением или порицанием, воплощаются в неписаные нормы и правила, существующие на обыденном уровне. Во-вторых, нравственность - реальные нравы и поступки людей, которые могут, как со­впадать с представлениями о добре и зле, так и отличаться от них. Не напрасно в смутные годы римского общества Цицерон воскли­цал: «Otempora, omores!» ("О времена, о нравы!"). И в этот период существовали представления о добром, должном и иных позитивных основах морали. Но реальные поступки людей, мягко говоря, не со­всем с ними совпадали. В-третьих, этикет - манеры поведения лю­дей. Кроме того, в обществе существует философское осмысление по­ведения человека через категории этики - учения о морали как од­ной из форм общественного сознания, ее сущности, законах ее ис­торического развития и роли в общественной жизни.

Все стороны морали, нравственной культуры реализуются в пове­дении людей, в тех поступках, которые они совершают. И здесь сто­ит отличать воспитание, привычку соблюдать нормы отношений в обществе, этикет и т. п. отнравственной установки человека, свя­занной с самым глубинным смыслом каждой категории. Моральные отношения никогда не были неизменными, раз и на­всегда данными. Они возникали по мере необходимости, вбирали в себя эту необходимость и на протяжении тысячелетий пополнялись все новыми и новыми правилами. Каждое новое поколение, приходя в этот мир, уже застает определенный уровень развития морали. Вся система отношений между людьми приобщает его к этому уровню, прежде всего, передавая существующие в обществе представления о добре и зле, должном и неприемлемом, чести и бесчестье. Эта систе­ма отражена в повседневной жизни и поведении людей. Меняется об­раз жизни - меняются и представления о моральных нормативах и способах их реализации. Система морали очень динамична. Моральные нормы постоянно укрепляются, расшатываются, видоизменяются, от­мирают. В процессе к морали добавились такие понятия, как долг, верность, бла­городство, честь, родились новые присловья: «Не давши слова - крепись, а давши – держись»; «Береги платье снову, а честь - смо­лоду». Одновременно со становлением новых моральных принципов появились и способы имитировать желательные для общества или только одного сословия формы отношений. С развитием морали воз­никает этикет - фр. «etiquette» ярлык, этикетка - совокупность пра­вил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к лю­дям (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, формы обращения, одежда, манеры). Как правило, это сложная система детально проработанных правил учтивости с четкой классификацией обхождения с представителями различных классов и сословий, должностными лицами в зависимости от их ранга и положе­ния, а также в различных кругах (дипломатический этикет, придвор­ный этикет). В то же время за строгим соблюдением этикета может скрываться недоброжелательное и неуважительное отношение к лю­дям. Он часто является узаконенной формой лицемерия в отношени­ях между людьми. Наиболее отвратительным как раз является проти­воречие между хорошими манерами и недоброжелательностью чело­века по отношению к другим людям в обществе. Кант писал – «Труд­нее всего согласовать хитрость, притворство и обман с намерением отстоять правое дело». Так появляется двойствен­ность морали в обществе и культуре.

Одновременно с этим человечество выработало и некоторые уни­версальные принципы должного отношения между людьми как, на­пример, известное с древности «золотое правило» морали: «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». Это правило так или иначе высказывается древними восточными мудрецами, греческими философами, присутствует во многих религиозных системах. Таким образом, мораль включает в себя основные принципы существования человека среди людей, нормы и правила, в которых эти принципы осуществляются. С развитием и усложнением отношений с появлением социальных групп, ведущих различный образ жизни складывается и сословная мораль. Она проявляет себя как в системе своих императивов (всеобщего обязательного нравственного закона), так и в манере поведения, в этикете. Этикет же выступает как своеобразная одёжка морали. Недаром Вольтер гово­рил: «Этикет - это разум для тех, у кого его нет». В морали выраба­тывается множество различных кодексов, лат. «codex» книга - свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, вбирающих в себя и внутренние моральные установки, и формы их реализации. Появляются сословные кодексы: рыцарские, монашеские, дворянс­кие, офицерские и так далее. Мораль не существует в обществе сама по себе - она взаимосвя­зана с другими культурными феноменами, являясь всепроникающей формой духовной культуры, поскольку без нее любая деятельность человека и общества станет саморазрушительной. Особенно глубоко мораль связана с искусством и религией, столь же древними видами культуры.