Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 7 из 8)

В отличие от морали, искусства и религии, наука возникла в более позднее время. Для этого понадобился весь предыдущий опыт челове­чества по преобразованию природы, потребовавший обобщений, вы­водов и знания процессов, протекающих в окружающем мире. Еще в древних культурах Востока и в Египте начали формировать­ся научные знания, появились сведения по астрономии, геометрии и медицине. Но чаще всего появление науки датируют VI веком до н. э., когда Греция пришла к такому уровню развития, при котором умственный и физический труд стали сферами деятельности разных со­циальных слоев. В этой связи у той части общества, которая занима­лась умственным трудом, появилась возможность для регулярных за­нятий. Кроме того, мифологическое мировоззрение уже не удовлет­воряло познавательную активность общества. Наука, как и другие формы духовной культуры, имеет двойственную природу: она представляет собой деятельность, связанную с получением знаний о мире, и одновременно всю совокупность этих знаний, результат познания. Наука с самого своего основания систематизировала, описывала, отыскивала причинно-следственные связи явлений, ставших предметом ее внимания. Таким предметом для нее был весь окружающий мир, его устройство, происходящие в нем процессы. Для науки характерны поиск закономерностей различных яв­лений действительности и выражение их в логической форме. Если для искусства формой выражения и отражения мира является художе­ственный образ, то для науки -логический закон, отражающий объективные стороны и процессы природы, общества и др. Наука -сфера теоретического знания, хотя она выросла из практической необходимости и продолжает быть связана с произ­водственной деятельностью людей. В целом ей, при наличии конк­ретных наук, свойственно устремление к обобщению и формализа­ции знания. В отличие от других видов духовной культуры наука требует специальной подготовленности, профессионализма от тех, кто ею зани­мается. Она не обладает свойством всеобщности. Если мораль, религия и искусство в различных своих формах тесно связаны практически с каждым человеком, то наука оказывает влияние на общество в целом лишь косвенно, в виде определенного уровня знаний, развития раз­личных отраслей производства, реалий повседневной жизни.

Науке присущ постоянный прирост знания, в ней идут два встречных процесса: дифференциация по различным отраслям и интеграция, появление новых отраслей научного знания «на стыке» различных ее сфер и областей. В процессе своего развития наука выработала различные методы на­учного познания, такие, как наблюдение и эксперимент, моделирование, идеализацию, формализацию и другие. Наука оказывает воздействие на интеллектуальную культуру общества, развивая и углубляя логическое мышление, предлагая специфический путь поиска и построения аргументации, способов и форм постижения истины. В той или иной форме наука накладывает отпечаток на моральные нормы и всю систему нравственности общества, на искусство и даже, в определенной мере, на религию, которой время от времени приходится приводить свои принципы в соответствие с неопровержимыми научными данными. Именно наука демонстрирует, чтоматериальная и духовная сферы культуры находятся впостоянном взаимодействии и представляют собой единый сплав, из которого строитсякультура того или иного общества в каждую конкретную эпоху. Это об­стоятельство лежит воснове существования смешанных, материаль­но-духовных разновидностей культуры.

Некоторые теоретики выделяют такие виды культуры, которые включают в себя обе культуры и материальную, и духовную.

Экономическая культура содержит знание законов и особенностей конкретного экономического развития общества, в условиях которо­го приходится жить и работать. Уровень экономической культуры об­щества определяется тем, как его члены участвуют в производствен­ной структуре, в процессах обмена деятельностью и распределения, в каком отношении находятся к собственности, какие роли в состо­янии выполнять, действуют ли при этом созидательно или разруши­тельно, как соотносятся между собой различные элементы экономи­ческой структуры.

Политическая культура отражает степень развития различных сторон политической структуры общества: социальных групп, классов, наций, партий, общественных организаций и самой государственно­сти. Она характеризуется формами отношений между элементами по­литической структуры, особенно формой и способом осуществления власти. Политическая культура касается также характера деятельнос­ти каждого ее отдельного элемента в системе государственной целос­тности и далее в межгосударственных отношениях. Известно, что политическая деятельность вплотную связана с экономикой каж­дого общества, поэтому она может способствовать ее развитию или тормозить экономический прогресс. В политической деятельности важно умение видеть и формулиро­вать цели развития общества, участвовать в их осуществлении, опре­делять методы, средства и формы личной и общественной деятель­ности для достижения этих целей.