Существенно важную помощь культурологии оказывает такая наука, как этнография. В ней культурология также находит материал для теоретических выводов: описание "усизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т. п. В частности, всякая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.
Далее отметим связь культурологии с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением. Выше уже говорилось о том, что произведения искусства и особенно литературы имеют важнейшее значение для культурологии, поскольку не только "выдают" культурологические модели, но и пытаются их осмысливать, осваивать. Названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. С другой стороны, культурологический взгляд на то или иное произведение искусства зачастую позволяет дать ему новую, оригинальную интерпретацию, уточнить смысл, а иногда и совершенно по-новому "прочитать" классическое творение.
И наконец, связи культурологии с историей. Они различны и многообразны. Выделим главное. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития.
В культуре как таковой наличествуют и философский, и социальный, и исторический, и другие аспекты. Соединяясь, они образуют новое качество, не сводимое к сумме составляющих, — культуру. Задачей культурологии, таким образом, становится выявление закономерностей, присущих этому новому качеству.
Культура как специфический предмет изучения стала приковывать к себе интерес философов и историков лишь с XVIII в. Именно в то время, начиная с сочинений Д. Вико "Основания новой науки об общей природе наций", И. Г. Гердера "Идеи к философии истории человечества", трех "Критик... " И. Канта, культурологичесих конструкций Шеллинга, Гегеля, Конта, осмысливается целостность творимого человеком мира. Осознание взаимодополнительности энергий трех духовных способностей человека - разума, воли и чувства, реализующихся в таких плодах деятельности человека, как наука, нравственность, искусство, привело к выделению целостного поля человеческой деятельности - культуры.
Однако только в XX в. появляются попытки реализации все более осознаваемой потребности и возможности Специального межпредметного исследования культуры. Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой не сводим к объектам философского и других подходов к этому феномену, были заложены работах американского ученого-антрополога Лесли Уайта (1900-1975).
Он понял необходимость обнаружить за номинальным единством, фиксируемым понятием "культура", реальное единство бесконечного разнообразия разных культур, связать абстрактно-теоретическое (философское) осмысление культуры с богатым и постепенно растущим материалом о ее конкретных проявлениях в жизни разных стран и народов. Связать "общее" с "единичным", дать "особенное" понимание культуры - одна из главных задач культурологии. В настоящее время полного решения этой задачи нет. Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не приобрел теоретической зрелости.
Гуревич П. С. Культурология: Учебное пособие. М., 2007.
Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1999
Радугин А. А. Культурология: Учебное пособие М., 2007
Есин А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие. М., 1999
Культурология. ХХ век: Словарь. СПб., 1997.
Радугин А. А. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие М., 2001
Культурология. ХХ в.: Антология. М., 1995.
Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991.