Смекни!
smekni.com

Культурология как научная дисциплина (стр. 1 из 2)

Содержание

Введение

Культурология как научная дисциплина

Концепции культурологии, ее объект, предмет, задачи

Культурология как гуманитарная наука

Заключение

Список литературы


Введение

В данной работе рассматривается тема "Культурология как наука". Исследование культуры имеет глубокие философские традиции (философия истории, философия культуры. Кроме того, оно привлекает внимание представителей других наук, прежде всего археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Культурология - сравнительно молодая наука. Она выделилась в особую научную дисциплину лишь на рубеже XIX-XX вв. До этого исследование проблем различия между тем, что существует независимо от человека - природой и тем, что создано человеком - культурой, осуществлялось в рамках философского познания бытия, мира и человека в мире.

Как самостоятельная отрасль гуманитарного знания, культурология сейчас выступает своего рода введением для изучения всех гуманитарных дисциплин, закладывает основы их понимания.

Итак, культурология - комплексная гуманитарная наука, объектом исследования которой является культура как целостность, как специфическая функция и особенность человеческого бытия.

Культурология возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии (от греч. слов anthfopos - человек, logos - учение), этнологии (от греч ethnos - племя, народ); этнографии (наука, изучающая отдельные племена или общества, культуры и быт народов мира), искусствоведения, семиотики (от греч. semeion - знак; наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем), лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук. Такое многообразие теоретико-методологических вариантов исследования культуры обусловлено многомерностью самого изучаемого феномена - культуры.


Культурология как научная дисциплина

Концепции культурологии, ее объект, предмет, задачи

Трудности становления культурологии вызваны, прежде всего, сложностью, многоплановостью понятия культуры.

В настоящее время существует много представлений о культурологии. Однако среди них можно выделить три основных подхода.

Первый подход рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом - система знаний о культуре.

Второй подход представляет культурологию как раздел дисциплин, изучающее культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени.

Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Культуролог, какой бы теоретической позиции он ни придерживался, должен представить историю и место культурной деятельности в мировой цивилизации. Тем самым он введет своего слушателя в проблематику гуманизма, будет способствовать воссозданию необходимого компонента цивилизационного общежития в современном сложном и противоречивом мире. В русле третьего подхода необходимо определить культуру как объект познания культурологии - это исторический социальный опыт людей по селекции, аккумуляции и применению тех форм деятельности и взаимодействия, которые закрепляются в системах их культурных ценностей, норм, устойчивых образцов поведения, традиций и обеспечивают (прямо или опосредованно) коллективный характер человеческой жизнедеятельности. Предметом культурологии является изучение содержания, структуры, динамики, технологии функционирования социокультурного опыта и всех видов и форм целеориентированной человеческой практики.

Конкретизируя предмет культурологии, можно вычленить одну из основных задач культурологии - выявить дух культуры (менталитет, культурный образец), опираясь на изучение генезиса, функционирования и развития культуры как специфически человеческою способа жизни, дать анализ способов культурного наследования, "кода" культурного развития. Необходимо на основе объяснения и анализа историко-культурного процесса прогнозировать его и управлять им.

Задача культурологии - построить "генетику" культуры, которая не только объясняла бы историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать этот процессов перспективе - управлять им.

Культурология как гуманитарная наука

Культурология подразделяется на историю культуры и ее теорию. В дальнейшем речь пойдет именно об этом втором аспекте, и под термином "культурология" мы будем понимать теорию культуры. В этом смысле культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойсгва, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т. п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому следует иметь в виду, что реальное развитие той или иной конкретной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.

Культура, как легко понять, есть дело исключительно человеческое, поэтому культурология относится к семье гуманитарных дисциплин. Вообще-то говоря, почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления. Так, может быть, культурология как самостоятельная наука и не нужна? Оказывается, что все-таки нужна. Во-первых, именно она осмысливает культуру в целом — от бытового уклада до концепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, которые мы получаем из других гуманитарных дисциплин. Во-вторых, это позволяет изучать культуру как качественно своеобразный феномен, как систему, которая, как известно, всегда богаче суммы ее составляющих и к ней несводима. И в-третьих, этой науке под силу выявить наиболее общие культурологические законы, действующие на всех "этажах" культуры и применимые к самым разным ее объектам — от отдельной личности до человечества в целом.

В то же время культурологические исследования не могут и не должны подменять собой специальные исследования в области смежных гуманитарных наук: так, культурология не изучает социальную структуру общества и ее институты — это дело социологии; не берется решать вопрос о сущности искусства — это поле деятельности эстетики; не углубляется в проблемы психологии, философии, истории, хотя и соприкасается с этими дисциплинами, как мы далее и увидим.

По поводу культурологии, как и по поводу других гуманитарных наук, может возникнуть сомнение: а наука ли это вообще или, по крайней мере, вполне ли это наука?

Ведь результаты гуманитарных исследований нельзя выразить в цифрах и формулах. Представители же так называемых точных наук любят цитировать "отца кибернетики" Н. Винера: "Всякая наука настолько наука, насколько в ней математики". Но дело в том, что это утверждение, как и основанная на нем аргументация "естественников", в высшей степени сомнительно. На самом деле критерием научности служит не наличие математического аппарата, а способность формулировать верные выводы относительно изучаемого предмета, точно определять присущие ему законы и закономерности. Как мы увидим в дальнейшем, культурологии, как, впрочем, и другим гуманитарным дисциплинам, это вполне под силу.

Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисциплинами. Так, у культурологии много общего с философией, особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает не первичность духа или материи, а смысл человеческой жизни. Так или иначе, но философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.

Связь культурологии с социологией обнаруживается прежде всего в том, что социология "поставляет материал", который культурология осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные мсжличностные взаимоотношения, характеристики общественных структур и т. п. В социологии, впрочем, культурология черпает не только материал, но и аргументацию для своих общетеоретических выкладок. Кроме того, изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии. В принципе связи культурологии и социологии должны были бы быть более тесными, чем это мы наблюдаем сейчас, но дело в том, что социология сама по себе достаточно молодая наука и не выявила еще всех своих возможностей, в том числе и в плане связи со смежными научными дисциплинами.

Примерно то же можно сказать и о связях культурологии с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом — все это дает (или в идеале должна давать) политология.

Во многих точках соприкасаются такие науки, как культурология и психология, поскольку обе изучают человека в основном со стороны его внутреннего мира. Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями. Используемая в психологии тестовая методика может быть с успехом применена и в культурологии. В идеале поведение человека в различных, в том числе и в экстремальных ситуациях, должно исследоваться комплексно: и с психологической, и с культурологической точек зрения. С развитием культурологии, особенно в ее прикладных аспектах, следует ожидать еще более тесного взаимодействия между этими науками.