Духовность и культура. В основе культуры средневековья лежит взаимодействие двух начал: варварской культуры и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, религии. В духовной сфере главная роль принадлежала христианству. Христианство наложило глубокий отпечаток на общественно-политическое, нравственное, интеллектуальное, художественное развитие европейской и мировой культуры. Идеология христианства содержала лозунг спасения мира, основанной на нравственной и социальной концепции (идеях любви, добра, справедливости, равенства, братства). Именно христианство на протяжении столетий обеспечивало культурное единство Западной Европы.
Эпоха Ренессанса, начавшаяся в 14-15 вв. в Италии. Под этим термином понималось тогда новое рождение, повторное открытие античного наследия. Сегодня Возрождение понимается как форма культурного подъема через обращение к классической древности. Возрождение связано с переворотом в мировоззрении европейцев 14-15 веков, произошедшим под влиянием нового прочтения античности.
В 18 в. гегемоном духовной жизни Европы становится Франция, а знаменем – Просвещение, вера в возможность прогресса на основе рационального преобразования общества. Главная идея просветителей – это вера в силу человеческого разума, поэтому в деятельности просветителей важное место занимает критика религии, церкви, которые препятствуют свободному развитию человека. Просветители считали, что главная причина человеческих несчастий состоит в невежестве людей. Следовательно, для устранения всех бедствий необходимо просвещать людей, - отсюда само название эпохи. Эпоху Просвещения часто называют веком философии, и, действительно, в это время именно она, а не религия, играет ведущую роль в духовной культуре общества. В концепции Ж.Ж. Руссо не исключается взаимосвязь культуры и цивилизации, однако цивилизация рассматривается как искусственный мир, созданный деятельностью людей. По Руссо, к культуре относится лишь собственное человеческое в цивилизации, а именно все то, что имеет разумное основание.
В разные культурные эпохи у разных народов формировалось свое понимание культуры. Так эллины видели в «пайдейе», т.е. «воспитанности», главное свое отличие от «некультурных» варваров. В послеримскую эпоху наряду с греческим представлением о культуре зародился иной комплекс значений – городской уклад социальной жизни. Это понимание жизни распространилось в средние века и приблизилось по значению к понятию «цивилизация».
Данную тему мы рассмотрим на следующей лекции.
Тест по теме.
1.Что изучает культурология как наука?
а) художественное творчество;
б) формы организации социальных групп;
в) Интеллектуальную и духовную культуру;
г) генезис, формы и типы культуры, ее функционирование в обществе;
д) нормы и правила поведения в обществе.
2.Каково этимологически первое значение термина «культура»?
а) община, город, государство;
б) возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание;
в) усовершенствование человеческого рода;
г) умение мыслить, рассуждать;
д) традиционное ведение хозяйства.
3.Какие главные подходы к определению понятия «культура» принято выделять?
а) естественнонаучный, психологический, биологический;
б) исторический, политический, экономический;
в) антропологический, социологический, философский;
г) социокультурный, эстетический, антропологический;
д) экологический, экономический, социологический.
4.Кто из ученых дал первое научное определение культуры?
а) Л.Г. Морган;
б) Н.А. Бердяев;
в) П.А. Сорокин;
г) О. Шпенглер;
д) Э.Б. Тайлор
5. Какое из предлагаемых определений культуры наиболее полно раскрывает ее сущность?
а) результат всей человеческой деятельности;
б) нечто культовое, чему естественно поклоняться;
в) установленный или принятый порядок поведения, хорошие манеры, умение себя вести;
г) просвещенность и совершенство вкуса;
д) высокий уровень развития чего-нибудь.
6. В каком из приведенных делений культуры не подсистемы критерием является род деятельности людей?
а) мировая и национальная;
б) городская, сельская, профессиональная, молодежная и т.д.;
в) материальная и духовная;
г) экономическая, политическая, экологическая, эстетическая;
д) язык, знания и убеждения, ценности, идеология.
7. Какая из перечисленных функций культуры является основной, формирующей все остальные?
а) информативно-трансляционная;
б) ценностно-ориентирующая;
в) нормативно-регулятивная;
г) гуманистическая, человекоформирующая;
д) знаковая.
8. Что можно назвать культурными ценностями?
а) то, что возвышает человека над биологическими обстоятельствами его бытия;
б) явления культуры, которые в данный период времени принимаются как наиболее значимые для жизни данного общества;
в) нечто культовое, чему естественно поклоняться;
г) энергетика духа, способ и форма его самоорганизации;
д) дорогостоящие предметы искусства.
9. Развернутое культурологическое определение цивилизации допускает все приведенные ниже толкования, за исключением одного – какого?
а) стадия развития, наступающая вслед за дикостью;
б) технологическая культура общества;
в) материально-техническое обустройство человеческого бытия;
г) западное общество;
д) род человеческий, живущий на планете Земля;
е) показатель уровня общественного и технологического развития.
10. Какая особенность развития культуры позволяет выделять в развитии того или иного культурного типа отдельные периоды, этапы, эпохи?
а) единство прерывности и непрерывности, традиции и новаторство;
б) сочетание объективного и субъективного в историческом процессе;
в) разница между законами развития природы и общества;
г) деятельность выдающихся исторических личностей;
д) разнообразие форм человеческой деятельности.
Преподаватель ЕАТК ГА Онопко Л.В.