Смекни!
smekni.com

Ле Корбюзье (стр. 4 из 4)

В работах 1960-х годов, как осуществленных - Центр искусств в Кембридже (1961 - 1964), Дом молодежи и культуры в Фирмини (1961 - 1965), Центр Ле Корбюзье в Цюрихе (1965 - 1967), - так и в проектах, работа над которыми была прервана его смертью, Ле Корбюзье не сказал своего последнего слова. Во многом они являются продолжением начатого ранее и вместе с тем обнаруживают новый шаг в исследовании сложнейшей проблемы архитектурного пространства, его организации и закономерностей восприятия.

3.2. Карпентер-Центр

Одной из последних работ была работа над строительством Карпентер – Центра. Здание центра находится в узком пространстве между двумя университетскими зданиями - музеем Фогга и факультетским клубом и между двумя улицами, что лишило Ле Корбюзье возможности показать пластическую мощь сооружения. Центральная часть здания имеет форму куба, который выходит на обе улицы. К нему примыкает выступающая, закругленная часть. Башня, в которой находится лифт, возвышается над зданием. Характерная особенность здания центра - S-образный пандус, образующий въезд к зданию. Он выходит на обе улицы, проходя к форме туннеля сквозь второй этаж здания, и служит как бы символом моста, соединяющего с внешним миром, символом той роли, которую должен играть центр.

4. Живопись, скульптура, дизайн

В наше время, в эпоху узкой специализации, редко встречаются живописец и архитектор в одном лице. Ле Корбюзье одно из редких исключений: в его режиме дня утро было отведено живописи, а послеобеденное время - архитектуре. Основой творчества Ле Корбюзье в обеих областях является его пространственная концепция. Архитектура и живопись - зто только два различных инструмента, с помощью которых он выражает одну и ту же концепцию.

Важной сферой художественного эксперимента для Корбюзье с 1920-х годов была живопись картины и монументально-декоративные композиции с полуабстрактными фантазиями на тему конструирования человеком своей среды обитания. Возникшие из этих фантазий образы претворялись затем в росписи, гобелены, декоративную скульптуру (например, «Модулор», символическая фигура человека как главной меры архитектурных пропорций стала мотивом бетонных барельефов, украсивших «Марсельскую жилую единицу»).

В предложенной Ле Корбюзье системе тотального проектирования среды обитания (а по сути – и поведения) человека важное место занимало проектирование мебели – самой близкой проекции человека на окружающую среду.

Для Ле Корбюзье мебель по своей идеологии подобна ортопедии, она должна расширять функциональные возможности человека, а поскольку человек – представитель определённого типа существ, то мебель должна быть типовой.

Это он предложил стальную мебель, т.н. «стандартные единицы» – т.е. секционные шкафы-ёмкости, впервые показанные в павильоне «Эспри Нуво». Его столы – это прозрачные прямоугольные столешницы на стальных блестящих ножках с узкими вершинными и широкими плоскими основаниями. Ле Корбюзье спроектировал два типа кресел. Одно из них – т.н. «кресло с подвижной спинкой». Его каркас состоит из стальных полированных или никелированных трубок. Кожаная спинка может быть помещена в различных положениях, что даёт возможность для отдыха. Подлокотники – также две кожаные ленты, свободно вращающиеся вокруг концов двух стоек. Второй тип – т.н. «комфортабельное кресло». В этом случае внутри каркаса из хромированных или полированных стальных трубок лежат ничем не закреплённые большие и мягкие кожаные подушки. Создаётся контраст между огромными подушками и очень лёгкой на вид опорой, порождая впечатление того, что достигнут максимум комфорта при том, что затрачены минимум материала и труда. Одним из самых известных предложений Ле Корбюзье в области мебельного дизайна стал шезлонг с регулируемой высотой спинки. Устойчивость конструкции (независимо от наклона) обеспечивалась силой сцепления резиновых трубок, надетых на перекладины опоры.

Мебель Ле Корбюзье отнюдь не безукоризненна с функциональной точки зрения. Например, для того, чтобы изменить угол наклона шезлонга, нужно с него встать и осуществить целую серию действий. Выдвижные ящики секций скрежещут. Тяжёлые литые ноги столов неудобны. Мебель Ле Корбюзье отнюдь не безукоризненна и с технологической точки зрения. Сварной стык в том типе каркаса, какой избрал архитектор для кресла, либо безобразен, либо ненадёжен, либо требует ручной «доводки». Монтаж стола очень неудобен. Мебель Ле Корбюзье отнюдь не безукоризненно красива. Ведь если сравнить кресла Ле Корбюзье с креслами Миса Ван Дер Роэ или Ээро Сааринена, то окажется, что они совсем задуманы как образцы изысканной скульптуры, в отличие от работ этих последних архитекторов. Ле Корбюзье программно неизящен, он крайне рационален и холоден, он пытается продемонстрировать не вещь, а методику проектирования. И эта его методика преподносится им как самая высокая (и естественно – единственная) форма идеологии дизайна.


5. Ле Корбюзье как теоретик

Ле Корбюзье был не только практиком, но и величайшим теоретиком современного зодчества, ярким пропагандистом его принципов, организатором и вдохновителем Международного конгресса современных художников. Труды Ле Корбюзье во всех областях от живописи до градостроительства имели такое же большое влияние, как и построенные им здания не только в Европе и США, но и в Латинской Америке.

Ле Корбюзье умел как никто иной свести сложную проблему к простым основным элементам и синтезировать эти результаты в виде чрезвычайно ясных формул, не упуская из виду основные творческие концепции и принципы. При любом исследовании, посвященном современной эпохе, нельзя пройти мимо первых трех глав работы Ле Корбюзье «К архитектуре», первоначально напечатанной в в 1920 г.

Обращая «глаза, которые не видят» на красоту «автомобилей, самолетов, пароходов», он указывает на существенные связи между инженером и архитектором, создавая своеобразный мост между красотой Парфенона и эстетикой техники XX в.

На чем основаны достижения Ле Корбюзье? Ле Корбюзье подходит к решению проблемы здания с сейсмографической чувствительностью восприятия. Он освобождает здание от унаследованной от прошлого тяжеловесности и замкнутости.

Таким образом, Ле Корбюзье ставил перед собой те же самые задачи, которые инженеры XIX в. решили, пользуясь абстрактным языком металлических каркасов. Он научил нас моделировать все ограждения объема: стены главного и дворового фасадов, торцовые стены и крышу.

Аналогию элементам, которыми пользовался Ле Корбюзье, часто можно легко найти в промышленных зданиях. Столбы, на которые оперты его здания, встречаются во многих товарных складах; горизонтальное ленточное остекление обычно встречается в цехах; платформа, которую он включает в комплекс Дворца Лиги Наций, и пандус, применяемый для обеспечения взаимопроникновения внешнего и внутреннего пространства, используют на многих железнодорожных сооружениях во Франции (например, на вокзале в Монпарнасе). Он извлекает эти элементы из обычной для них среды и на основе новой пространственной концепции придает им новое архитектурное звучание.


Заключение

Сейчас еще нельзя полностью оценить все значение творчества Ле Корбюзье. Но цельность его гениального вклада очевидна, хотя ранние и поздние его работы сильно отличаются друг от друга. Он, как антенна, был настроен на сигналы времени и принимал их одним из первых. Капелла в Роншане (1955) по архитектурному облику отличается от виллы Савой (1929), от доминиканского монастыря в Ла Туретт около Лиона (1959) и от дома Ла Рош (1923-1924) в Отейле.

Во введении уже говорилось о значении творчества Ле Корбюзье для современной архитектуры в области пространственных композиций, развития пластических тенденций архитектуры, решения проблемы свода, восстановления утраченного значения стены.

В истории современной архитектуры Ле Корбюзье не раз выступал в роли первооткрывателя. Страстный полемист в защите своих убеждений, он, однако, всегда умел трезво оценить изменяющуюся обстановку и не канонизировать свои принципы. Главным в «новой архитектуре» он считал метод творчества. Это позволяло ему творить широко и свободно, не ограничивая себя стилистическими догмами.

Литература

1. Глазычев В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на западе. М.: Искусство, 1970. 191 с.

2. Де Фуско Р. Ле Корбюзье - дизайнер. Мебель, 1929. М.: Советский художник, 1986. 107 с.

3. Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М.: Прогресс, 1977. 303 с.

4. Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура. Конец XIX-XX век (Сост. и ред. А.В. Иконникова). М.: Искусство, 1972, 591 с.

5. Нельсон Дж. Проблемы дизайна. М.: Искусство, 1971. 207 с.

6. Принцип Тонета. Мебель из гнутой древесины и стальных трубок. Каталог выставки Германского национального музея, Нюрнберг (Главн. ред. Г. Ботт). Nurnberg, 1991, 263 с.

7. Тасалов В.И. Очерк эстетических идей архитектуры капиталистического общества. М.: Наука, 1979, 335 с.


[1] Швидковский Д. Ле Корбюзье «мыслительный механизм» современной архитектуцры // Современный дом 2002, № 3.

[2] Там же.

[3] Демосфенова Г. Ле Корбюзье // Сто дизайнеров Запада. Библиотека дизайнера, - ВНИИТЭ, 1994.

[4] Пространство, время, архитектура / З. Гидион ; Сокр. пер. с нем. М. В. Леонене, И. Л. Черня 3-е изд. М. Стройиздат 1984.

[5] Пространство, время, архитектура / З. Гидион ; Сокр. пер. с нем. М. В. Леонене, И. Л. Черня 3-е изд. М. Стройиздат 1984.

[6] Самин Д.К. 100 великих архитекторов.- М.: Вече,2001.

[7] Пространство, время, архитектура / З. Гидион ; Сокр. пер. с нем. М. В. Леонене, И. Л. Черня 3-е изд. М. Стройиздат 1984.

[8] Самин Д.К. 100 великих архитекторов.- М.: Вече,2001.

[9] Самин Д.К. 100 великих архитекторов.- М.: Вече,2001.

[10] Пространство, время, архитектура / З. Гидион ; Сокр. пер. с нем. М. В. Леонене, И. Л. Черня 3-е изд. М. Стройиздат 1984.

[11] Пространство, время, архитектура / З. Гидион ; Сокр. пер. с нем. М. В. Леонене, И. Л. Черня 3-е изд. М. Стройиздат 1984.

[12] Пространство, время, архитектура / З. Гидион ; Сокр. пер. с нем. М. В. Леонене, И. Л. Черня 3-е изд. М. Стройиздат 1984.

[13] Пространство, время, архитектура / З. Гидион ; Сокр. пер. с нем. М. В. Леонене, И. Л. Черня 3-е изд. М. Стройиздат 1984.

[14] Самин Д.К. 100 великих архитекторов.- М.: Вече,2001.