Смекни!
smekni.com

Леонардо да Винчи (стр. 5 из 5)

Но мы не можем многое в нем увидеть. "Джоконда" очень потемнела – еще один гибельный результат Леонардова экспериментаторства с красками. Правда нам можно сравнивать с ней ранние ее копии, которые кое в чем помогут. Особенно одна, которая находится в мадридском Прадо. Художник не мудрил с красками когда делал копию и цвета остались яркими и светлыми. Глядя на копию, мы можем понять восторги современников по поводу композиции, не только рисунка, не только игры светотени, но и колорита. Леонардо хотел дать в портрете Моны Лизы самое свое полнокровное, самое жизнерадостное и жизнеутверждающее произведение, на какое он только был способен и для этого дал волю своему колористическому чувству. Вот почему он отдавался работе над портретом с таким увлечением.

Снова в Милане

В 1506 году Леонардо да Винчи вернулся в Милан. Его пригласили к себе Шарль д'Амбрудц, герцог Шомон. После захвата Милана французами он стал здесь новым правителем.

В 1507 году он представился королю Франции Людовика 12, который был пекарен художником и даровал ему титул королевского живописца "инженера", а также вернул ему его виноградник, старый дар Моро.

В Милане он вернулся к научным занятием. Начал новую тетрадь где решил все привести в порядок, все записи.

Леонардо занимался космологией: он определяет положение Земли между другими положениями небесными телами, переходит к исследованию ее строения, к вопросу о соотношении между водой и сушей, к вопросам образования гор и земли, о движении вод.

Он опять занимался гидродинамикой и перебросил воды Адды до самого Милана. Также он сделал план о том, чтобы тот же канал сделать судоходным от Милана до самого Комо. Постройка этого канала была осуществлена позднее. Зато в 1509 году был построен шлюз в системе больших каналов имевшая целью предохранить Милан и его окрестности от наводнения. Недаром и миланцы и окрестные крестьяне до сих пор уверены, что все, что создано вокруг города с орошением и водою, все, что обуздало горные потоки и оплодотворило землю, - дело рук Леонардо да Винчи.

В это время Леонардо очень много времени стал посвящать анатомии. Он работает над трупами в госпитале. Изучает кровеносную систему. Изучает анатомию истощенных от голода людей. Все это он заносит в книжку.

Вскоре французов изгнали из Милана и всех кто им служил, подвергались гонениям.

Леонардо ничего не оставалось делать, как податься в Рим. Там правили Медичи, они считались большими покровителями художников.

Рим. "Леда", "Иоанн Креститель"

В Риме Леонардо был радостно принят младшим братом Папы, Джеулиано Медичи.

Он поселил художника с Бельведере, где отвел ему светлую мастерскую и комнату для Леонардо и его учеников.

Леонардо был благодарен Джулиано, что даже не очень упирался, когда Джулиано заказывал ему картины. Он нарисовал знаменитую "Леду" о которой столько говорили современники. Имеются рисунке к этой картине самого Леонардо, набросок с нее Рафаэля и копия Соданой. Сама картина исчезла в 1694 году во Франции.

Там же в Риме была закончена луврский "Иоанн Креститель". Это поясная фигура с округлыми женскими плечами, с полной грудью, с красивым женским лицом, с манящей джокондовской улыбкой. Правда в левой руке он держит крест, а правая перстом указывает на крест. Но выражение лица Крестителя при этом такое нехристианское, что жест правой руки можно принять за насмешку. От картины так и веет духом языческого полнокровного восприятия жизни, а вовсе не аскетизма.

Технологически "Иоанн Креститель" продолжает то, что Леонардо нашел и осуществил в полной мере еще в "Джоконде" , "Иоанн" – великолепная игра светотени.

Удовлетворив первые желания Джулиано, Леонардо необыкновенно стал оттягивать дальнейшее писание картин. Он опять стал продолжать заниматься в римском госпитале анатомией на трупах. Он изучал мускулы, кости и даже функции органов.

Кроме анатомии он делал опыты по акустике и изучал законы распространения звука в жидкой среде. Так же он продолжал опыты по воздухоплаванию.

В Риме с самого начала 1515 годы стало тревожно. Покровители Леонардо: король Людовик 12 умер. Джулиано собирался за наблюдением за Французами. Леонардо был уже немолод ему было 64 года, требовался покой и постоянство, чего не было во враждебном для него Риме, где на него все чаще стали клеветать, доносить и обвинять его еретиком. Именно поэтому он принял предложение Франциска, молодого короля поехать во Францию. Где он прожил свои последние три года жизни.

Во Франции

Во Франции Леонардо получил для жилья небольшой, но уютный замок Клу, близ города Амбусца. Построенный на высоком холму, он весь залит солнцем. Леонардо здесь было хорошо, он получал пенсию.

Король очень хорошо к нему относился и они подолгу вместе беседовали. Леонардо так же занимался делами его интересующими. Писал трактаты. Занимался инженерией. Но вскоре у него отнялась правая рука. Ему становилось хуже. 23 апреля 1519 года он написал завещание, в котором он разделил все свое имущество между учениками и слугами. Свои рукописи он завещал Франческо Мельци.

2 мая 1519 годы Леонардо умер. Его похоронили в одной из амбуазских церквей.

Его рукописи, оставшиеся в Италии разошлись по рукам, то что досталось Франческо Мельци хранилось у него до самой смерти, когда он умер сын его велел отнести рукописи на чердак. Это получило начало их рассеяния.

Леонардо да Винчи каким мы его знаем

Леонардо да Винчи великий художник начало эпохи возрождения – созерцатель и мастер, инженер и техник, музыкант и император, ученый и художник. Он во многом опережал свое время, открывая многие законы в науке, математике, механике, астрономии, космографии, геологии, географии, океанографии, гидравлике, гидростатике, гидродинамики, по различным отраслям физики, ботанике, зоологии, анатомии, перспективе живописи, по грамматике, по языкам."Наука молодит душу, - говорил он. – уменьшает горечь старости. Собирай же мудрость, собирай сладкую пищу для старости?". Он собирал и был счастлив этим.

Леонардо умел слушать и понимать природу, он учился у нее, он любил ее и она раскрывала перед ним свои тайны. "Изучение явления природы есть Господу угодное дело. – говорил Леонардо, - Это все равно, что молиться. Познавая законы естественные мы тем самым прославляем его, первого изобретателя. Художника вселенной, и учимся любить Его, ибо великая любовь к Богу проистекает из великого познания…"

Леонардо истинный художник. Отмеченный печатью гениальности во всей своей многогранной деятельности.


Список используемой литературы.

1. Дживелегов А.К. "Леонардо да Винчи" – М.: изд. "Искусство", 1969 г.

2. Гастев А.А. "Леонардо да Винчи" – М.: Молодая гвардия, 1982 г.

3. "50 биографических мастеров западно-европейского искусства". 2-ое издание. Составители: Шапиров Ю.Ф., Персианова О.М. и др. – Л.: "Советский художник", 1968 г., стр. 27.

4. Мерешковский Д.С. "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи" – М.: "Художественная литература"., 1990 г.

5. Любимов Лев., "Небо слишком высоко", стр. 29, гл. 2. – М.: "Детская литература.", 1979г.