Весь путь развития импрессионизма связан с творчеством пейзажиста Клода Моне (1840-1926). Никто до него и кроме его ближайших единомышленников Ренуара, Сислея, Писарро не увидел в природе такой лучезарной прозрачности и звучности цвета, такого тонкого взаимодействия красочных тонов, не сумел столь живо передать
ощущение света и воздушной среды. Моне нередко писал один и тот же вид в разное время суток. Таковы его серии «Стога сена» и «Руанский собор». Беглыми, как будто небрежными мазками Моне создавал впечатление колышущегося от ветерка поля или полной движения улицы Парижа. Он мог запечатлеть и знойное марево летнего дня, и влажный снег мягкой французской зимы.
Жизнерадостное и ясное восприятие мира, присущее в целом всему импрессионизму, отчетливо проявилось в творчестве одного из главных мастеров этого течения Огюста Ренуара (1841-1919), который был прозван «певцом счастья». Его искусство радостно и лучезарно. Пейзажная живопись мало увлекала Ренуара, в центре внимания живописца стоял человек. Художник оставил нам много портретов, главным образом, женских. В них нет психологической углубленности, но всегда тонко уловлено внешнее сходство. В одном из лучших своих произведений «Бал в саду Мулен де ла Галет» Ренуар дал широкую панораму подвижной многолюдной массы, озаренной неровными бликами света, еще более усиливающего впечатление непрестанного движения людей. Высоким мастерством отмечены созданные Ренуаром жанровые сцены, натюрморты с изображением цветов
Образ человека привлекал внимание Эдгарда Дега (1834—1917). Он также входил в группу импрессионистов. Но, в отличие от героев Ренуара, людям на полотнах Дега знакома тяжесть изнурительного труда, им ведома опустошающая проза жизни города. Главным средством характеристик своих персонажей Дега выбирает движение. Отличный рисовальщик, он метко схватывает профессиональный жест гладильщицы или прачки, позу балерины, посадку жокея на скачках. Его произведения кажутся случайно выхваченными из жизни картинками, однако их композиции всегда строго продуманы. Дега был тонким колористом, блестяще владевшим как масляной живописью, так и техникой нежной пастели.
Одна из лучших картин выдающегося представителя импрессионизма Кашля Писарро (1830-1903) - «Бульвар Монмартр в Париже». На ней запечатлен один из центральных участков Больших бульваров французской столицы - бульвар Монмартр. Известно, что этот пейзаж написан художником из верхних окон отеля «Россия», расположенного на углу улицы Друо. Зритель видит длинную улицу, столь характерную для Парижа, в день ранней весны. Деревья еще без листьев, только что прошел дождь. Ощущение влажного воздуха замечательно передано художником. Солнце скрыто за облаками, и в первый момент все кажется серебристо-серым. Вглядевшись внимательнее, различаешь множество красочных оттенков и тонких цветовых переходов. Благодаря свободным и быстрым мазкам художнику удалось сохранить верность зрительного наблюдения: передать живое ощущение улицы, заполненной пешеходами и потоком катящихся экипажей, - а это и было определяющим в творческих устремлениях Писарро и других импрессионистов.
Более сложными и противоречивыми, чем у импрессионистов, были творческие поиски в искусстве таких известных художников конца XIX века как Ван Гог, Гогени Сезанн. Их иногда называют постимпрессионистами. Но этот термин условен, ибо эти художники работали не после, а параллельно с импрессионистами. В отличие от импрессионистов, они не составляли единую группу и каждый из них шел своим собственным путем.
Винсент Ван Гог(1853-1890) - голландец по национальности -неразрывно связан с французской живописной школой. Наблюдая окружающую действительность, полную противоречий, художник в своих картинах выразил тот глубокий трагизм, с которым он воспринимал жизнь. Его произведения были насыщены взволнованными, тревожными образами. Любой портрет, пейзаж или натюрморт у Ван Гога исполнен скрытой драматической силы. Ощущение подавленности и беспокойства выражено в резком звучании красок, в динамизме и трепетности мазков.
Поль Гоген (1848-1903), столь же глубоко разочарованный в новой цивилизации, как иВан Гог, покидает Европу имного лет проводит на
Полинезийских островах. Природа и жизнь туземных племен, казавшиеся ему полными первозданной чистоты, становятся источником его творческого вдохновения. Его творческой манере присущи обобщенный контурный рисунок, условная упрощенность изображения и яркая звучность отдельных красочных пятен.
Поль Сезанн (1839-1906), начавший свой творческий путь еще в 60-е годы, сблизился с импрессионистами и нередко вместе с ними выставлял свои работы. Усвоив уроки импрессионизма, Сезанн вступил в дальнейшем в борьбу с ним. Вместо вечной изменчивости случайных впечатлений у импрессионистов Сезанн стремился показать в своих произведениях неизменные основы видимого мира. Он нашел их в объемных формах предметов. Сезанн хотел вернуть искусству утерянную импрессионистами определенность форм, строгую продуманность композиционного построения картины.
Для русской живописи вторая половина XIX века также стала временем расцвета. Главным событием в ее истории стала организация в 1870 г. «Товарищества передвижных художественных выставок», объединившего художников-реалистов, которые стремились сделать искусство доступным для самых широких масс. Это стремление выражалось как в творческой манере «передвижников», в тематике их картин, так и в постоянной организации ими своих выставок в разных городах России. Многих «передвижников» волновали злободневные сюжеты (В.Е.Маковский - «Осужденный», «Узник», «Вечеринка»; Н.А.Ярошенко - «Курсистка», «Студент»; Г.Г.Мясоедов - «Земство обедает» и пр.); привлекали образы людей труда - крестьян и рабочих (Мясоедов - «Косцы», Ярошенко - «Кочегар», В.М.Максимов - «У своей полосы»). Не чуждались они и «вечных», в том числе и евангельских тем (И.Н.Крамской - «Христос в пустыне», Н.Н.Ге - «Что есть истина», В.Д.Поленов - «Христос и грешница»). Были среди них и замечательные мастера исторической живописи (В.И.Суриков - «Утро стрелецкой казни»), великолепные мастера пейзажа (А.К.Саврасов - «Грачи прилетели», И.И.Шишкин - «Лесная глушь», «Рожь», «Дубовая роща», А.И.Куинджи - «Украинская ночь»), выдающиеся портретисты (Перов, Крамской, Ярошенко). Даже в этой необычайно талантливой среде выделялся И.Е.Репин, с одинаковым блеском творивший во всех жанрах («Бурлаки на Волге», «Царевна Софья», «Не ждали» и пр.).
С конца XIX века влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи - в импрессионистских полотнах В.А.Серова и К.А.Коровина, в символических картинах М.А.Врубеля («Демон», «Пан» и др). Движение «передвижников» в это время переживало глубокий кризис, и вполне закономерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения «Мир искусства», члены которого решительно отвергали идейные и эстетические принципы своих предшественников. «Мирискусники», отказываясь от реалистического воспроизведения действительности, призывали к «чистой красоте» - совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. Позже часть «мирискусников» вышла из организации и, объединившись с бывшими «передвижниками», учредила в 1901 г. «Союз русских художников» (И.Э.Грабарь, К.Ф.Юон, А.А.Рыпов), в котором произошел органичный сплав традиционного и новаторского направлений в русской живописи.
3. Модернизмвархитектуре, музыке, живописи
Со смутным осознанием переходного характера наступавшей эпохи, тревожным ожиданием перемен было связано распространение мистики, оккультизма, популярности экзотических, в том числе восточных, религий.
Такие умонастроения нашли отражение в произведениях многих деятелей искусства и литературы, в поиске новых путей в искусстве, в идейных исканиях. Так, на рубеже XIX и XX вв. возникло направление неоромантизма, которое стремилось к синтезу и переосмыслению прошлого европейской и мировой культуры.
В эпоху неоромантизма, провозвестником которой стал композитор Р.Вагнер, развился литературный символизм. Зародившись во Франции в 60-70-е годы XIX века (Ш.Бодлер, П.Верлен, С.Малларме и др.), символизм захватил и другие виды искусства - театр, живопись, музыку. Главным средством художественного познания считался символ. Сочетание реального и таинственного, общественного и индивидуального, обращение к мифам, поиски мистического откровения и новизны, иносказательность определяли эстетику символизма.
В изобразительном искусстве символизм воплощался пластическими средствами стиля модерн (новый, современный). Стремление создать совершенные синтетические модели наиболее зримо проявилось в архитектуре. Архитектор-творец выступал как универсал. Он создавал свое произведение от начала до конца - от составления проекта до архитектурной отделки и компоновки предметов интерьера. Так достигалось единство стиля. Примером такого синтетического произведения может служить особняк Рябушинского в Москве, созданный архитектором Ф.О.Шехтелем.