Заключение
Последней работой великого Дали была картина "Ласточкин хвост", простая каллиграфическая композиция на белом листе. Простота картины напоминает работы Поля Кли и трогательна, как музыка скрипки.
Был ли это настоящий Дали? Скрывался ли под усами-антеннами, которые один журналист из французского журнала однажды попросил сбрить, чтобы увидеть настоящего Дали, простой деревенский философ с инстинктивной мудростью? Многие так считают и сожалеют о появлении сексуального смокинга, омаров, символизирующих половую зрелость, содомируемых роялей и системы "Kara n mehra" ("Гадь и ешь"), при помощи которых он постоянно привлекал к себе внимание.
Работая над своей последней картиной, Дали однажды признался редкому гостю, что собирается написать серию картин, основанную не на чистом воображении, настроении или снах, а на реальности его болезни, существования и важных воспоминаниях.[14] При этом нельзя иногда не подумать, что Дали представлял свою жизнь как какую-то катастрофу. Благословленный титанической энергией и живым творческим умом, он был одновременно проклят естественным талантом заводилы и балагура, который бросал тень на его репутацию художника. Как большинство художников, включая таких современных мастеров, как Поль Сезанн и Клод Моне, Дали скорее всего чувствовал, что не выразил всего виденного, что жгло его душу. Но его бесспорное мастерство, которое он развил, и сила его самых выразительных образов затронули струны души многих людей, принадлежащих к самым разнообразным культурным слоям. Его запоминающиеся образы находятся среди символов духовного пантеона искусства и скорее всего останутся стойкими вехами искусства двадцатого века.
Вокруг имени Сальвадора Дали ведутся бесконечные споры, и всё же этого мэтра современного искусства невозможно заключить в какие – либо рамки. Поочерёдно он был художником, поэтом, теоретиком и сценаристом. Каталонец по происхождению, он делал первые шаги в Мадриде, довольно робкие, по его тогдашнему представлению. Как художник, он некоторое время блуждал между куббизмом и реализмом, и именно сюрреализм связавший его с Миро, Танги и Эрнстом, помог ему найти своё место. За несколько лет он стал одной из ключевых фигур движения и занял важное место в его летописи. На протяжении всей его творческой жизни в голове его кипели идеи. Когда сюрреализм оказался узником возрастающей политизации, Дали поднял его на более высокий художественный уровень, продемонстрировав полотна , расслаивающиеся на реализм и бред. Роль, которую сыграл Дали в жизни группы сюрреалистов, была очень существенной, поскольку он сумел возродить дух скандала и провокации. Но как бы не был силён в Дали этот неистовый дух, человек из Фигераса остаётся величайшим гением, и, несомненно, более уравновешенное потомство воздаст ему должное.
Источники
1. Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996, стр.80
2. Каменев С.М. /Сальвадор Дали/ С.М. Каменев, М.: Искусство, 1993, стр. 64
3. Натаниэл Харрис /Жизнь и творчество Сальвадора Дали/ Б.Соколов. – М.: Спика, 1994, стр.56
4. Рожин А.И. /Сальвадор Дали – миф и реальность/А.И.Рожин, М.: Аврора, 1992, стр. 73
5. С.Дали /Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим/ Т.И. Барков, Кишинёв: Феникс, 1989, стр. 102
6. Фрейд З. /Психология бессознательного/ А.И. Текучёв, М.: Наука, 1991
7. Шванглхурст Э. /Творчество. Сюрреалисты/ М.: Аврора, 1994, стр.164
Список литературы
1. Алпатов М.В. / Искусство / М.В. Алпатов.- М, Просвещение, 1969.
2. Альке Фердинанд / Философия сюрреализма/ М.Р.Савченко. – М.: Шарм, 1977.
3. Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996.
4. Веймарн Б.В. /Всеобщая история искусств/Б.В.Веймарн. – М.: Искусство, 1965, т.6, книга1.
5. Гриненко Г.В. /Хрестоматия по истории мировой культуры/ Г.В.Гриненко.- М.: Искусство», 1998.
6. Дали С. /Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим/ Т.И. Барков, Кишинёв: Феникс, 1989.
7. Дали С. /Дневник одного гения/ О.Л. Щукина. – М.:Феникс, 1999.
8. Дешарн Р. /Дали – альбом/ Р.Д. Супов.- Лозанна, Спика, 1996.
9. Драч Г.В. /Культурология в вопросах и ответах/ Г.В. Драч.- Р-на-Д.: Феникс, 1997.
10. Зарецкая Д.М. /Мировая художественная культура / В.В.Смирнова.- М.: Феникс, 1998.
11. Ильина Т.В. /история искусств Западной Европы/ Т.В.Ильина. – М.: Искусство, 1993.
12. Ионина Н. А. /100 великих картин/ Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2000
13. Каменев С.М. /Сальвадор Дали/ С.М.Каменев.- М.: Искусство, 1993.
14. Кантор А.М. /Изобразительное искусство ХХв./ А.В. Трошин. – М.: Академический проект, 1970.
15. Лебедянский М. /Сальвадор Дали. Серия ХХв.: страны, мастера/ М. Лебедянский.- М.: Просвещение, 2000.
16. Луначарский А.В. /Молодая Французская Живопись/ А.В.Луначарский. – М.: Просвещение, 1913.
17. Лукшин И.П. Современное искусство Запада/ И.П. Лукшин.- М.: Рохос, 1986.
18. Мартынов В.М. /Мировая художественная культура/ В.М.Мартынов.- Минск.: ТетраСистемз, 1997.
19. Малахов Н.Я. /О модернизме/ Н.Я.Малахов. – М.: Культура, 1975.
20. Натаниэл Харрис /Жизнь и творчество Сальвадора Дали/ Б.Соколов. – М.: Спика, 1994.
21. Полевой В.М. /Популярная художественная энциклопедия/ В.М. Полевой.- М.: Советская энциклопедия,1986.
22. Пикон Гэтон /Сюрреализм 1919-1939/ Т.Л.Налитова.- М.: Рохос, 1995.
23. Полонске О. /Между розами и львом: безумная география С.Дали/ Журнал «Вояж» №46 – июнь, 2000.
24. Радугин А.А. /Хрестоматия по культурологии/ А.А.Радугин.- М.: Центр, 1998.
25. Рожин А.И. /Сальвадор Дали – миф и реальность/А.И.Рожин, М.: Аврора, 1992.
26. Рожин А.И. /Сальвадор Дали. Искусство/ А.И.Рожин.- М.: Аврора, 1989.
27. Селиванов В.В. /Искусство ХХв./ В.В.Селиванов.- Л.: Искусство, 1991.
28. Тургин В.С. /По лабиринтам авангарда/ В.С.Тургин, - М.: Просвещение, 1993.
29. Шванглхурст Э. /Творчество. Сюрреалисты/ М.: Аврора, 1994.
30. Шишова Н.В. / История и культура / Н.В.Шишова.- М.: Логос, 1999г.
[1] Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996, стр.81
[2] Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996, стр.80