Министерство культуры Пензенской область
ГОУ СПО «Пензенского училища культуры и искусств»
Комиссия «Декоративно и прикладного отделения»
Реферат на тему:
«Лозоплетение и ажурная резьба по дереву»
Выполнила: студентка 4е курса
Руководитель: Селиверстов А.П.
Пенза
2007
Содержание
1. История лозоплетения и резьбы по дереву
1.1 Секреты мастерства в лозоплетении
1.2 Исторические особенности ажурной резьбы
2. Техника и технология плетения из лозы и резьбы
2.1 Заготовка ивовых прутьев
2.2 Виды и сорта ивы
2.3 Инструменты и приспособления для плетения
2.4 Виды плетения из лозы
2.5 Обработка плетеных изделий
2.6 Инструменты и приспособления для резьбы по дереву
2.7 Техника ажурной резбы
2.8 Виды древесных пород
Список используемой литературы
1 История лозоплетения и резьбы по дереву
1.1 Секреты мастерства лозоплетения
Искусство плетения из лозы своими корнями уходит в глубину веков. Уже в каменном веке существовал способ обжига глиняных изделий: сначала делали плетеную из веточек емкость, а затем изнутри обмазывали ее глиной. Веточки обгорали на костре, а на поверхности сосуда оставался рисунок плетения. Люди умели плести верши и силки, технология плетения использовалась для возведения стен жилищ. Плетение из лозы является предшественником ткачества. Первые циновки и одежда, сплетения из трав, -прообраз современных тканей. Постепенно материал для плетения изменился, появились дополнительные приспособления, но принцип «основа уток» в ткачестве остался.
Во все времена, у всех народов были популярны изделия, созданные мастерами, владеющими техникой лозоплетения. Ко второй половине 19 века этот вид прикладного искусства стал очень модным. О широкой популярности плетеных изделий можно судить по ассортименту предлагавшихся товаров: всевозможная мебель (стулья, столы, диваны, ширмы, этажерки и детские кроватки), газетницы, коляски, качели, дорожные сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки, корзины (для бумаг, рукоделия, цветов, фруктов), детские игрушки, предметы сервировки стола (хлебницы, сухарницы).
Плетение из лозы – одно из немногих ремесел, дошедших до нас практически без изменения. На первом месте в искусстве плетения всегда стояло утилитарное назначение изделий, что позволяло рассматривать лозоплетение как один из видов декоративно – прикладного искусства.
Безграничные возможности техники плетения из лозы в украшении привычных бытовых предметов привлекали талантливых мастеров. Можно назвать такие имена, как Алексей Алексеевич Бескодаров, Василий Васильевич Логинов, Владимир Михайлович Дубровский, Федор Федорович Трапезников, Валерий Михайлович Козлов. Свой труд и талант они вложили в развитие этого ремесла, оставив после себя замечательное наследие – книги по искусству плетения.
Научиться плести может каждый. Стройная, веками отработанная система приемов и правил позволяет прийти к созданию практически любой вещи. Людям, настроенным на более серьезную перспективу, заметим, что изделия из лозы в наше время везде находят своих покупателей: и на простых сельских рынках, и в престижных художественных салонах.
Некоторая аскетичность современных интерьеров предоставляет полную свободу для использования разнообразных элементов, создающих индивидуальный облик жилища, сообщающих ему ни с чем не сравнимое очарование и функциональность. Декоративные изделия и конструкции помогают организовать пространство помещений различного назначения и объединяют их в ансамбль современного дома.
Аналогичные тенденции присутствуют в ландшафтном дизайне. Модные изысканно – запущенные сады с многочисленными «забытыми» уголками, связанными различными по стилю дорожками, подпорными стенками, перголами, требуют присутствия всего многообразия техник декорирования.
Одной из самых распространенных, дающих максимальное разнообразие форм является техника плетения из лозы.
В эпоху неолита, на заре развития человечества, плетение из лозы являлось одним из привычных ремесел. Археологические раскопки подтверждают существование плетеных емкостей, служивших формами для изготовления глиняной посуды: на черепках отчетливо видны следы характерного переплетения.
В библейских текстах встречаются упоминания о плетении из лозы: дочь фараона находит младенца Моисея, плывущего по Нилу в корзине из тростника.
В Древнем Риме войско гладиатора Спартака спустилось с вершины Везувия по сплетенным из виноградной лозы лестницам.
В средние века техника лозоплетения была одной из самых распространенных. Многочисленные плетеные предметы изображены на картинах художников эпохи Возрождения.
Во второй половине 19 в изделия из лозы вошли в моду среди самых различных слоев общества. Стулья, кресла столы, дорожные сундуки, корзины для бумаг и рукоделия, вазы для фруктов и цветов и многое другое изготавливалось мастерами и пользовалось неизменным спросом.
Древнее искусство органично входит в современность, сообщая окружающей действительности особую неповторимость и изысканность.
1.2 Исторические особенности ажурной резьбы
Резьба по дереву возникла еще с древнейших времен. Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечисть и оберегают хозяев от несчастий.
Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья.
Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из нее делалось практически все необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, колыбели, ширмы, игрушки, мосты, сани, телеги, мельницы, лодки, и многое другое. Музыкальные инструменты тоже делались из дерева. Это балалайки, свирели, жалейки, рожки, скрипки.
Каждый мастер, выполняя то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показав природную красоту дерева и усилив ее.
Резьба явилась одним из самых ранних способов украшений из древесины.
Резьбой украшались избы, ограды, посуда, мебель корабли.
В конце 19 - начало 20 века с особой силой развивалась ажурная или прорезная резьба. Предпосылками к возникновению ажурой резьбы явилось ткачество. ажурные салфетки напоминают резьбу, некоторые мотивы имеют характерные особенности: своеобразие орнамента, народность, влияние различных эпох.
2. Техника и технология лозоплетения и резьбы по дереву
2.1 Заготовка ивовых прутьев
В мире растет около 300 разновидностей ивы, из них 120 – а территории России. Все разновидности ивы представляют собой кустарники или деревья. Древовидные сорта ивы распространены в основном в южных областях, нередко это красивые могучие деревья, их ветки формируют длинные и тонкие прутья. Существует древовидная вавилонская ива, у которой прут достигает 4 – 5 м.
В средней полосе наиболее распространены сорта кустарниковой ивы. Ива – один из самых быстрорастущих кустарников. Однолетние побеги достигают 3 м.
Растут ивы повсеместно – по берегам рек и озер, вдоль железнодорожных насыпей, шоссе, охотно селятся на свежих вырубках и пожарищах.
Только некоторые сорта ивы годятся для плетения. Это связано непосредственно с технологией процесса. Остановимся на описании сортов, которые позволяют использовать прутья для изделий.
2.2 Виды и сорта ивы
Ива пурпурная, или желтолозник.
Одиночный ветвистый куст высотой до 3 м. Кора у ветвей желтолозника с внутренней стороны лимонно – желтая, однолетние побеги пурпурные и блестящие, почки мелкие , глубоко сидящие. Недостаток: немного капризен в разведении.
Ива конопляная.
Высокий кустарник, растущий у берегов водоемов. Ветви зеленые, с коричневым или желтым оттенком. Почки посажены часто, особенно ближе к верхушке. Недостаток: слишком большой диаметр сердцевины.
Ива красноцветная, или краснотал.
Кустарник или дерево, образует характерные заросли. Ветви длинные и тонкие, с красно – бурым оттенком. Почки расположены в шахматном порядке. Хорош для работы как неокоренный материал, так как кора прилегает плотно и прут мало усыхает. Недостаток: немного капризен в разведении.
Ива прутовидная.
Кустарник. Ветви со светло – зеленым или коричневатым оттенком. Почки расположены равномерно. Самый популярный у плетельщиков сорт. Прут гибкий, хорошо плетется и быстро растет. Удобен в разведении.
Ива козья, или верба.
Высокий кустарник или небольшое дерево. Ветви темно – зеленые. Почки крупные, глубоко посаженные. Быстро растет. Недостаток: прут хрупкий и часто слишком конусный.
2.3 Инструменты и приспособления для плетения
Ножи
Без этого инструмента просто не обойтись. Он понадобится для заготовки прутьев и для их подготовки к плетению. Для удобства в работе лучше пользоваться не одним, а сразу несколькими типами ножей, которые позволят сделать работу качественнее и, что немаловажно, быстрее. Конечно, можно ограничиться и одним ножом, но это создаст определенные трудности в работе.
Самым распространенным является нож – косяк (рис. 1, а). Без него не обходится ни один мастер по дереву. Безусловно, этот нож самый универсальный: им можно не только срезать прутья с куста, но и очищать их от коры, если у вас нет щемилки.
Корзиночный нож
(рис. 1, б) по своей универсальности не уступает ножу – косяку. Он удобен не только при заготовке прутьев, но и при строгании толстых палок, удалении сучков и небольших веток с основных прутьев.
Садовый и серповидный ножи
(рис. 1, в-г) пригодятся в том случае, если вам необходимо заготовить толстые палки для плетения больших изделий. Серповидный нож более специфичен, чем садовый. Режущая поверхность находится только на внутренней стороне, из – за этого срез надо делать только на себя.