Идеи непрерывности в освоении и использовании народных культурно-педагогических традиций как средства общественного воспитания молодежи основывается на преемственности усилий семьи, школы, дошкольный и внешкольных культурно-досуговых учреждений и самодеятельных объединений, на наиболее полном и эффективном использовании воспитательного потенциала жилой, социокультурной среды, состоящей из разнообразного контингента индивидуальностей, из нескольких возрастных поколений, способных активно повлиять на социализацию детей и подростков и активизации их социально-культурного творчества1.
Культурная среда является благоприятным условием в сохранении и развитии дарования детей, здесь сплетаются и взаимодействуют традиционные элементы культурно-художественных традиций семей, дошкольных учреждений, школ и культурно-досуговых заведений.
Значение этого трудно переоценить. Оно обуславливается тем, что в современной ситуации наблюдается сильная тенденция к разрушению, размыванию локальных культур, нивелированию их, сведению к некой «общенациональной», в которой тонут и самобытность, и само содержание традиционных. В этом процессе огромную роль играют средства массовой информации. Которые активно тиражируют в качестве эталонов образцы мировой «общенациональной» культуры, пренебрегая при этом местными культурными традициями. Это повлекло за собой переориентацию человека с ценностей своей локальной культуры на образцы, предлагаемые профессиональным искусством. Но профессиональное искусство не может заменить собой местную культуру, так как они выполняют разные функции.
Поэтому в сети общественных школ, культурно-досуговых учреждений, на гуманитарных факультетах вузов следует принять меры для скорейшего улучшения качества преподавания фольклорной науки в организации кружковой работы, в привитии первоначальных знаний о фольклоре на местах и, в первую очередь, среди родителей.
Сегодня эти задачи реальны благодаря усиливающейся тяге народа и общественности к восстановлению во многом утраченной системы национальных праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений. Культурно-досуговая сфера становится активной силой в деле возрождения искусства, фольклора, народных ремесел ми других видов национальной культуры. В системе СКД активизируются национально-патриотические факторы воспитания, которые становятся силой, способной противостоять распространению безверия, скептизма, цинизма. Развитие патриотизма способствует укреплению сплоченности и единства всех людей. Через национальное идет путь к интернациональному. Важным резервом в восстановлении и развитии самобытного творческого потенциала народа является организованная художественная самодеятельность, имеющая в своем арсенале богатый опыт коллективной художественной деятельности, профессиональные кадры, участников, обладающих определенным мастерством и стажем художественной деятельности, нормативно-методическую, материально-техническую и учебно-образовательную базу.
Важным условием эффективности и жизненности программ является наличие соответствующих педагогических кадров и присутствие государственно-административной и общественной поддержки на местах. Там, где есть это, там просматриваются элементы системного, комплексного подхода при решении организационных и материальных вопросов детско-молодежного движения, обеспечивается преемственность в развитии СКТ детей в цепи «семья – дошкольные учреждения – школы – культурно-досуговые центры – трудовые коллективы».
Необходимым условием преодоления сложившегося несоответствия реального функционирования системы социально-культурного творчества молодежи их культурно-воспитательным возможностям видится в разработке научных основ деятельности, в системном, комплексном решении организационных и педагогических основ управления социально-культурным творчеством. Это позволяет выявить резервы, объединить усилия, наладить взаимодействие субъектов и объектов СКТ в рамках целевых программ и координационных структур всех уровней1.
Подводя итоги, можно сделать выводы о том, что при всех социальных и экономических трудностях, которые переживает общество, детско-молодежные инициативы продолжают развиваться, и активно расширяется поле их творческой деятельности.
1. Березин Б. И. Советский клуб: состояние и перспективы развития. – М.: Мин. Культуры СССР. – 1989. – 111с.
2. Розанов В. В., Рыбаков В. Н. Анализ опыта и перспективы совершенствования деятельности любительских клубов и объединений. – М.: Мин. Культуры РСФСР, 1988. – 102с.
3. Салахутдинов Р. Г. Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей и молодежи. – Казань: Гран Дан, 1999. – 462с.
1Березин Б. И. Советский клуб: состояние и перспективы развития. – М.: Мин. Культуры СССР. – 1989. – с.29.
1Розанов В. В., Рыбаков В. Н. Анализ опыта и перспективы совершенствования деятельности любительских клубов и объединений. – М.: Мин. Культуры РСФСР, 1988. – с.53.
1Березин Б. И. Советский клуб: состояние и перспективы развития. – М.: Мин. Культуры СССР. – 1989. – с.31.
1Салахутдинов Р. Г. Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей и молодежи. – Казань: Гран Дан, 1999. – с.196.
1Салахутдинов Р. Г. Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей и молодежи. – Казань: Гран Дан, 1999. – с.201.