И.А. Моисеев был удостоен американской премии "Оскар" в области танца (1961, 1974), американской премии Журнала "Dance magazine" в области танца, звания Почетного члена Народного собрания Франции и члена Французской Академии музыки и танца (1955), звания Доктора наук Международной Академии наук Сан-Марино. Игорь Александрович является членом Коллегии Большого Театра и членом Президиума Российской Академии искусств. Моисееву была вручена премия Международного Фонда за развитие культурных связей между Россией и США (ноябрь 1995). Игорю Моисеевупосвящены тысячи статей, несколько книг, научное исследование. Он автор множества научных статей по хореографии, автобиографической книги "Я вспоминаю...", где подробно рассказывает о своей жизни и творчестве. Игоря Александровича характеризуют универсальные знания и уникальный кругозор.
Глава II. Магия танца И.А. Моисеева
Магия танца – это открывание двери через музыку и движение в огромный мир, это набор тех системных движений, которые в отдельности или по совокупности, дают что-то определенное.
2.1 Народно-сценические танцы
Со второго десятилетия XX в. заметна тенденция приобщения традиционной хореографии разных этнических групп к русской народной хореографии, тем более, что в современных условиях кое-где идет процесс размывания грани между ними, процесс взаимопереплетения отдельных танцевальных элементов (например, на одну треть сибирские татары в своем репертуаре имеют танцы русских или европейского происхождения).
Все народно-сценические танцы, созданные И.А. Моисеевым можно разделить на:
1) мужские и женские (по половозрастному признаку);
2) сольные, смешанные и групповые (по количественно-качественному признаку).
Однако, несмотря на подобное деление, в народно-сценическом танце большая роль отводится женщине, что совпадает и с хореографической обрядовой практикой по данным историко-этнографических источников, в которых основная роль принадлежала женщине - хранительнице домашнего очага, благополучия и семейного спокойствия в далеком прошлом и современном настоящем.
Без женщины - нет никакого танца. В диалоге с партнером, в музыке в танце она сказочно расцветает. И надо только не мешать этой магии красоты. Так вот, танец, как магический танец любви, был придуман для того, чтобы добиться расположения именно женщины. Посредством танца выстраивается определенная последовательность событий, схожая с той ситуацией, когда мужчина хочет понравиться женщине. Что для этого должен сделать мужчина? Ну, наверное, в начале, он должен привлечь ее внимание. Второе – это завоевать доверие. Третье – это показать, что есть что-то общее. То есть, сказать, что “мы с тобой есть одной крови”. Четвертое – это показать, что она – “только для него”, а он – “только для нее”. И пятое, обрисовать какие-то перспективы в том, что именно предстоит в дальнейшем сделать. Все эти действия для партнеров обоюдные, потому что магичны по своей природе. Природа их – чувственность. Когда между мужчиной и женщиной в танце наблюдается магический диалог, когда каждая музыкальная фраза и особенно движение, взаимно подхватываются партнерами, именно в этот момент особенно красиво выглядит пара.
В народно-сценических танцах партнерша – это аккорды. Музыка без аккордов, как известно, не создается. Магия музыки и танцев создается - женщинами.
Особенно это характерно для латино-американской программы. Пара смотрится единым организмом, на который действуют одинаковые законы противохода и противодвижения корпуса. Две оси баланса становятся одной, вертикальной, меняющейся изометрически в пространстве, и, особенно, в стандартных танцах. В латино-американской программе такая ось отчетливо выражена вертикально и горизонтально относительно паркета в точках ведения и подчинения ведению. Импульс самого ведения аккумулируется партнерами и передается ведомой стороне. Этот процесс обратим, т.к. партнерша взаимодействует с партнером, главным образом, “отзывающимися” встречными, а, иногда, и ведомыми импульсами.
Потребность всего живого – это танец. Рассматривая под микроскопом молекулы, включая “броуновское движение” мы обнаружим, что они тоже танцуют. Любое живое начало танцует. И звезды в космосе, и микробы танцуют... Сама жизнь находится в постоянном магическом танце. Магия народно-сценического танца есть во всем. Танец – это сумма танцевальных движений в которых каждый жест обладает символикой. Чтобы создать нечто красивое и магическое, партнерам, или коллективу, помимо техники, надо обладать общими энергетическими взаимозаменяемыми качествами.
Все движения можно подразделить на следующие категории:
1. ВРАЩЕНИЕ. Это элемент в народно-сценических танцах, который является магической формой проникновения из обычного мира в необычный. Именно формы вращения и закручивания позволяют стирать границы. Это характерно для всех былин и сказок с волшебниками и колдунами. Даже “Джин”, появляясь из бутылки, совершает вращательные движения. В настоящее время ученые мира сего усиленно муссируют идею торсионных полей, которые возникают через так называемые спины.
2. ПРЫЖКИ. Это призма танца, через которую открывается время. Все зависит от того, с какой символикой и с помощью каких элементов мы будем исполнять прыжки или пробежки. Прыжок – это отрыв от действительности. Если прыжки и поддержки исполняются партнером вместе с партнершей, то они обоюдно избавляются от негативных мироощущений той прежней жизни, когда они были порознь. Совместные прыжковые элементы для пар в танцах магически являются символом единения.
3. ПОВОРОТЫ. В отличие от других движений в хореографии, в поворотах наиболее четко отображаются характеры партнеров. Один и тот же жест руки, но в разных поворотах, говорит о характере пары, танцевальном рисунке, магически притягивает своей красотой.
Ученые давно заметили, что танцоры часто испытывают состояние подобное эйфории. Этому способствует длительная и энергичная физическая активность. За счет движений в хореографии мы должны научиться использовать скрытые возможности нашего тела, открыть доступ к этим энергиям, научиться пробуждать и реализовывать ее.
Трудно сказать, какими частями тела в магическом танце отводиться роль больше. Но, первостепенное значение, конечно, имеют: ноги, руки и глаза.
Ноги, это символ совершенствования. Они олицетворяют способность к развитию и прогрессу. Они активизируют энергию равновесия, базовый потенциал создания энергетической спирали с помощью определенной позиции.
Руки, это главные инструменты тела. Когда ладони направлены вниз, параллельно полу, энергия излучается из рук. Когда они направлены вверх, облегчен доступ энергии извне.
Глаза – это, как известно, зеркало души. Прямым – “глаза в глаза” или косвенным зрением партнеры всегда связанны. Существует целый ряд эффективных способов танцевания с помощью глаз. Это и приказывающий взгляд, и повелевающий, и молящий, и соблазняющий... Глаза отражают состояние внутренней энергии, это символ видения и силы.
Магическое восприятие народно-сценического танца зрителями зависит от того, насколько танцор научился использовать шесть основных элементов – Центрирование, Ведение, Баланс и Равновесие, Осанка и Жест, Пространство и Время, Творческое воображение и Интуиция.
Центрирование. Танцоры должны уметь активизировать, управлять и направлять энергию вокруг центральной точки, выдерживать центр. Действительно, если мы рассеянны, то и наши движения будут разбросанными. Этим же целям служит и процесс Ведения. С той лишь разницей, что элемент Центрирования присутствует и в руках. Баланс и Равновесие – это способность не падать. Одновременно сохраняется гармония движений. Любое внешнее движение партнерши (партнера) должно отображать внутренние реалии движения партнерши (партнера). Без Равновесия не будет Баланса. То есть, чтобы танцорам прийти к чувствам внутреннего и внешнего Равновесия, надо двигаться. Причем двигаться по кругу и достаточно активно. Все, что связанно с танцами, есть внешнее и внутреннее Пространство танцоров. Танец сам по себе помогает ощутить в полной мере Пространство и Время, в которых мы движемся. Создается определенная иллюзия расширения Пространства, Времени и силы в пределах движения. Мы еще не научились чувствовать во время танцевания сам факт осознанного продвижения сквозь Пространство и Время. Осанка и Жест – формируют и выражают наши чувства. При плохой осанке свобода в движениях ограничивается. А положения рук, Жесты, вызывают определенное духовное состояние у партнеров. Творческое воображение и Интуиция являются неотъемлемой составляющей танца и мыслящего танцора.
Если создать определенные образы и придать нашим танцевальным движениям соответствующее значение, то мы получим силу, открывающую доступ в высшие сферы общения.
По тематике в данное время все народно-сценические танцы схожи, в основном преобладают лирические и бытовые мотивы: о любви счастливой и несчастной, о выборе невесты, о ссорах между любимыми и о многом другом. Подобная схожесть, вероятно, была присуща танцевальной культуре народов и раньше, с той лишь разницей, что посвящены танцы были духам воды, неба, матери-земли, от которых ждали дождя, урожая и т.д.
По количеству фигур танцы имеют вариации от двух до пяти-шести, музыкальный размер либо очень четкий - от 2/4 до 4/4, либоимеет переменный характер. Наиболее характерными являются следующие основные движения - волнообразные движения рук, мягкие переступания ног либо "топы", а также исполнение некоторых движений на полусогнутых коленях, с согнутыми в локтях руками, топтание на месте, повороты вокруг своей оси на 180o, 360o и более. Рисунок танца во многом произволен, за исключением сюжетных танцев, но с определенным набором движений. Основными линиями танца являются точка, линия, диагональ, полукруг и круг. Количество исполнителей в танцах варьируется.