Смекни!
smekni.com

Магия запада и востока (стр. 6 из 6)

Заключение

Целью данной курсовой работы выступал анализ магии в культуре Запада и Востока. В заключение необходимо отметить, что в последние десятилетия наука совершила прорыв в тех областях, которые раньше стопроцентно относились к сфере магии. Химия объяснила свойства магических растений, хотя результат их применения магами показывает, что вопросы к науке еще остались. Гипноз перестал быть тайной магов и стал приемом медицины, хотя маги продолжают его использовать в сочетании с другими приемами. Бурное развитие психологии и психоанализа позволило выдвинуть гипотезы, объясняющие большую часть магических практик - но только гипотезы.

Казалось бы, экспансия науки должна была сузить область применения магии, но - как ни странно! - эта область даже расширилась. Произошло это во-первых, потому что магия тоже не стоит на месте, а освобождение от средневековых стереотипов способствовало притоку мыслителей в магию. Во-вторых, магия стала интернациональной. Европейские маги изучили техники магов Востока, Вуду, индейцев. В этом плане магия опередила науку, которая продолжает оставаться чисто европейской. В-третьих, успехи науки (главным образом, психологии) создали прочный базис, опираясь на который маги могут уверенно действовать в неизвестных ранее областях.

Вместе с тем, если ранее ученые ругали магию за элементы веры и мистицизма, то теперь эти элементы начинают появляться уже в самой науке, приводя в тяжелых случаях к таким явлениям как лысенковщина. Видимо, это инерция средневековых представлений о знании как объекте веры. Кроме того, европейские и европеизированные ученые явно недостаточно занимаются изучением научного опыта других культур. В результате этот опыт оказывается невостребованным, в знании возникла "дыра" - сведения, не относящиеся ни к науке, ни к магии.

Таким образом, в наше время под магией в основном подразумевается совокупность явлений, не объясненных наукой, но могущих быть использованными в практической деятельности человека. Наметилось некоторое сближение науки и магии - в основном из-за общности некоторых используемых приемов (гипноз, НЛП и т.д.)

Что ожидает магию (да и вообще всю совокупность знаний человечества) в будущем? Можно предположить, что начатое магами изучение опыта других культур подхватит и наука, и, скорее всего, далеко не все из этого опыта сможет сразу объяснить. Так что даже среди уже накопленного в мире знания найдется что-то новое, что пополнит арсенал магов. Вместе с тем, будет продолжаться сближение магии с некоторыми областями науки, особенно с психологией. Если попытки биохимического объяснения психологических феноменов потерпят неудачу, то знание человечества может разделиться на 2 части совершенно иным образом, и психология объединится с магией. В этом случае возникнет новое понимание магии, которое просматривается уже в наше время: магия - это психическое воздействие на окружающий мир.

Возможен и иной сценарий, особенно в случае, если изучение знаний других культур совершит переворот в европейской науке. Магия может стать просто одной из научных дисциплин, и ее сферой деятельности будет систематизация и практическое применение интуитивного, иррационального знания. Видимо, такое знание будет всегда, какие бы успехи ни делала наука в стремлении найти всему рациональное объяснение.

Не следует упускать из виду еще один аспект: магия - это не только наука, не только совокупность приемов, это - искусство, требующее таланта, который есть далеко не у каждого. И, как во всяком виде искусстве, можно сколько угодно исследовать его шедевры, но повторить их, при отсутствии таланта, невозможно.

Список литературы

1. Вышеславцев Б.П. . Оккультизм предлагает выход // Культура России – 2001 - №10

2. Гофман А.Б., Левкович В.П. Обычай как форма социальной регуляции // Этнография. – 2003 - №1

3. Григоренко А.Ю. Разноликая магия. - М., 2002

4. Елизаренкова Т.Я. Слова и вещи в Ригведе / РАН. Ин-т востоковедения. - М.: Вост. лит., 2001

5. Зелинский Ф.Ф. Влияние оккультизма на современное общество // Культура России. – 2000. - №4

6. Индийская мифология: энциклопедия. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005

7. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Социологические исследования. - 2002 - № 3

8. Каутский К. Происхождение христианства. - М., 2000

9. Лосский Н.О. Причины оккультизма. – М., Наука, 2004

10. Макдауэлл Д.В. Соблазн оккультизма // Апологии христианства. - 2004 - №3

11. Милеант А.А. Соблазн оккультизма // Апологии христианства. - 2001 - №3

12. Пархоменко И.Т. Религия как социальный институт // Общественно-политический и научный журнал "Россия" – 2002 - №2.

13. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. - М., Центр, 2001.

14. Роберт А.С. Оккультизм, история появления. – М., Мысль, 2002

15. Рябушкин Н.В., Царегородцев Г.И. Наказание ли божье. - М., 2003

16. Франк С.Л. Чем вызван успех современных оккультных учений? // Актуальные интервью – 2003 - №5

17. Элиаде М. Словарь религий. – СПб.: Алетейя, 2001

18. Яблоков И.Н. Социология религии. – М., Прогресс, 2001


[1] Пархоменко И.Т. Религия как социальный институт//Общественно-политический и научный журнал «Россия» – 2002 - №2

[2] Пархоменко И.Т. Религия как социальный институт//Общественно-политический и научный журнал «Россия» – 2002 - №2

[3] Гофман А.Б., Левкович В.П. Обычай как форма социальной регуляции // Этнография. – 2003 - №1

[4] Елизаренкова Т.Я. Слова и вещи в Ригведе / РАН. Ин-т востоковедения. - М.: Вост. лит., 2001

[5] Элиаде М. Словарь религий. – СПб.: Алетейя, 2001

[6] Элиаде М. Словарь религий. – СПб.: Алетейя, 2001

[7] Индийская мифология: энциклопедия. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005

[8] Елизаренкова Т.Я. Слова и вещи в Ригведе / РАН. Ин-т востоковедения. - М.: Вост. лит., 2001

[9] Элиаде М. Словарь религий. – СПб.: Алетейя, 2001

[10] Индийская мифология: энциклопедия. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005