Под его влиянием Коко, дважды обиженная британцами, стала «праветь». Они создали совместную коллекцию в цветах французского флага. Трудно сказать, до чего бы это довело их вместе, но Коко снова осталась одна. Ириб ее не бросил, он умер, как Бой. Упал на теннисной площадке и скончался, не приходя в сознание, от сердечного приступа...
Накануне второй мировой к власти пришли как раз «левые». Начались забастовки, бастовали даже швеи Шанель. Она была очень огорчена этим. Поэтому, как только началась вторая в ее жизни война с немцами, Коко сразу закрыла свой дом моделей. Поведение Коко во время войны долго осуждалось французами. Дело в том, что она не то, что не участвовала в Движении сопротивления, не то, что соблюдала нейтралитет. Она «сотрудничала с оккупантами»! Пыталась во время войны под шумок отсудить в свою пользу фирму «Духи Шанель». Но это еще не все, Коко явно не давали покоя лавры Маты Хари, она решила воспользоваться своим знакомством с Уинстоном Черчиллем и стать посредницей в переговорах фашистов с англичанами для заключения сепаратного мира!
В «желтой» прессе периодически появляются заметки о том, что Коко будто бы была любовницей Вальтера Шеленберга. Это глупости. Тридцатилетний Вальтер ей в сыновья годился. Но у шестидесятилетней Шанель действительно было во время войны целых два поклонника среди немецких офицеров, но они все-таки из ее поколения: один - разведчик Ганс Гюнтер фон Динклаге, другой - интендант Теодор Момм. Оба они были во время первой мировой кавалеристами. С их помощью она ездила в 1943 году в Берлин на встречу с Шеленбергом, которая прошла успешно, и в Мадрид на встречу с Черчиллем, которая не состоялась.
Оба немца - и Ганс Гюнтер, и Теодор - после второй мировой войны сохранили с Коко дружеские отношения, равно как и отсидевший всего пять лет в тюрьме Шеленберг, которому Шанель после его освобождения помогала деньгами. Шеленберг прожил на свободе всего год... Умер второй герцог Вестминстерский... Еще в 1943 году не стало Дмитрия Романова. Казалось бы, и Коко давно уже пора честь знать! После войны Шанель основательно и надолго забыли. А она требовала к себе внимания, все должны были ее почитать, слушать, ею восхищаться. Появились другие модельеры, например, Кристиан Диор, который, словно бы возрождая традиции XIX века, сделал женщин похожими на цветы, нарядив их в кринолин, затянув талию и напустив складки на бедра. Шанель посмеивалась: «Мужчина, который не имел ни одной женщины за всю свою жизнь, стремится одеть их так, как если бы сам был женщиной».
В возрасте 70 лет она вернулась в мир моды со словами: «Я больше не могла видеть то, что сделали с парижским кутюр такие дизайнеры, как Диор или Балмэн». До самой старости Шанель сохранила стройную фигуру и много работала. Она говорила, что идеи новых костюмов приходили к ней даже во сне, и тогда она просыпалась и начинала работать. Может быть, и так, но еще Коко, жившая в небольшой, разделенной ширмой комнате в «Ритце», после восьмидесяти стала бродить во сне. У нее обнаружились приступы сомнамбулизма. Служащие заметили, что иногда она выходит, не просыпаясь, в коридор или даже принимается замачивать белье для стирки. Поэтому горничная на ночь стала ее запирать.
Но умерла Габриэль Шанель днем 10 января 1971 года, в возрасте 88 лет. Вернувшись с прогулки в свой номер-люкс отеля, что через дорогу от известного на весь мир Дома Шанель, она прилегла, даже не сняв туфель, в одном из своих платьев. Говорят, ее последние слова были: «Вот так и умирают». Годовой оборот ее фирмы составлял 160 млн. долларов, а личное состояние - 15 миллионов.
2. Стиль Шанель
«Принято считать, что роскошь - противоположность нищеты. Нет, роскошь - противоположность вульгарности».
Габриэль Шанель
«Я - против моды, которая быстро проходит. Это у меня мужская черта. Не могу видеть, как выбрасывают одежду потому, что пришла весна.»
Габриэль Шанель
Много лет носить Коко носила форму – сначала пансионерки, затем – продавщицы. Может быть, поэтому она мечтала одеть всех женщин элегантно и оригинально. А возможно, выбор ее стиля определил тот период ее жизни, когда она фактически была содержанкой, и хотела отличаться хотя бы одеждой от богатых куртизанок, поэтому и предпочла строгие костюмы, которые дополняли маленькие элегантные шляпки.
Это все догадки. Ясно одно – Шанель могла превращать слабые стороны женской внешности в сильные. Она не убивалась по собственной худобе и плоской груди, а сделала их эталоном, введя в моду облегающий трикотаж. Так же как короткую стрижку и загар, до того считавшиеся непристойными – этот великолепный стиль «garcon» (мальчик). Мир принял их как новое слово в стиле, повторяя вслед за ней: «Мода – это не только одежда. Это наши мысли, наш образ жизни, то, что происходит вокруг». В ее платьях удобно вскакивать на подножку трамвая и танцевать. Ее элегантные костюмы-букле одинаково идут и старухам, и тинейджерам.
В трудные военные годы многие парижские модницы лишились своих парчовых платьев и боа из страусиных перьев. Вместо этого Шанель предложила им простые блузки рубашечного покроя и прямые до колен юбки – копии моделей собственного незатейливого, но всегда актуального гардероба. Парижанки с восторгом приняли "элегантную простоту от Шанель", а в начале 50-х годов модниц, признавших стиль Шанель, можно было увидеть уже по всей Европе. Приталенный костюм, кокетливая шляпка, закрывающая пол-лица, высокий каблук – образ элегантной, уверенной и себе сексуальной дамы без возраста. Одежда от Шанель – это всегда знаковая вещь.
Главные особенности стиля Шанель – свобода движения. Она первая поставила знак равенства между элегантностью вещи и ее максимальным комфортом. Идеи, которые она воплотила в начале XX века, оказались поистине революционными: она освободила женщин от удушающих корсетов, длинных пышных юбок, экстравагантных шляп и замысловатых украшений. Простые, строгие, четкие линии, подчеркивающие достоинства и скрывающие недостатки фигуры, пришли на смену рюшкам и оборкам. Взамен избытка деталей Шанель предлагает дамам психологический комфорт, до чего не додумался до нее ни один дизайнер. К старости это стало ее манией, она приобрела привычку беспрерывно бормотать под нос: «Надо отсечь все лишнее. Ничего, что портит линию». Когда ее пригласили одевать звезд Голливуда за миллионный контракт, она съехидничала: «Гора Сен-Мишель из задниц и грудей».
Свобода, простота, комфорт и элегантность – эти слова применимы к любой модели Шанель. Юбки в складку, женские брюки и блейзеры – все эти привычные сейчас элементы одежды ввела в женский гардероб Шанель.
Итак, попытаемся выделить отличительные признаки стиля “Шанель”:
· Силуэт платьев и костюмов прямой или прилегающий, преобладающая форма – прямоугольная. Знаменитая женственность Коко мужского рода: безупречный крой, строгость линий, никаких рюшей, воланов, оборочек.
· Покрой рукава – втачной, средней ширины. Именно такой вариант не затрудняет движения руки и делает рукав практичным. Шанель пришила пуговицу на манжету дамской блузки, "чтобы можно было засучить рукава".
· Детали, придающие одежде особый шарм – небольшой воротник, карманы с клапаном и многое другое.
· Отделка, которая так важна для простой одежды – это шнур, кант, тесьма, крупные пуговицы, однако характерной особенностью Шанель является отсутствие излишества в отделке – один, два вида.
· Самое характерное для костюма “Шанель” – это карманы, пуговицы и кайма. В качестве каймы используется разнообразная декоративная тесьма (золотая, серебряная, шерстяная, кружевная), шнур, бахрома, бейка, ручное вязание или кант отделочного цвета. Пуговицы Шанель создавала к своим жакетам сама – золотые, серебряные, исполняющие роль декоративной отделки. Пуговиц в костюме много, их пришивают везде: по борту, на карманах, не менее трех на шлицах рукавов. Знаменитые в тридцатые годы XX столетия усыпанные блестками платья – также творение Шанель.
· Подкладка жакета и блузки часто выполнена из одной ткани. Блузку может дополнять бант, галстук, красивая булавка. Очень много в костюме “Шанель” элегантных мелочей – пряжки, пояса с цепочкой, брелки.
· Отделка может и отсутствовать вообще – главное, чтобы сохранялись пропорции и была гармония.
· Материал – натуральные ткани типа джерси, твида. Создавая костюмы к дягилевскому «Голубому экспрессу», Шанель сделала ставку на ею же изобретенное джерси — и едва не проиграла. На генеральной репетиции танцовщики оказались в пузырящихся на коленях трико. Вместе с портнихами она яростно орудовала ножницами прямо перед занавесом. Результат — новое слово в сценическом костюме.
· Степень открытости – умеренная (шея, кисти рук, ноги ниже колен).
· Талия наряда – на естественном месте.
· Модели просты. Роскошь “по Шанель” – это простота и чувство меры, изящество, совершенство линий и форм.
· Длина костюма предполагает чуть закрытое колено. Причем сама Шанель сохраняла приверженность одной длине очень стойко.
· Цветовое решение в стиле “Шанель” лучше всего описала его автор: “Цвет? Тот, который вам к лицу”. Однако в ее работах заметно преобладание пастельных тонов, неярких цветов, но яркой отделки
Шанель предложила следующие гармоничные сочетания: платье с жакетом, юбка с блузкой и жакетом, юбка с блузкой и пальто. Позднее эти практичные сочетания обогатились добавлением брюк – все это костюм «от Шанель». Костюм от Шанель всегда будет современным. Первые костюмы Шанель создавала исключительно для себя, наглядно демонстрируя, где и как должны смотреться ее смелые вещи. Отказавшись от подкладки, облегчив покрой и выбрав невообразимые ткани, она сделала жакеты мягкими, как вязаные кардиганы. Невзирая на революционность идей, Шанель была на редкость практична. Ее универсальный костюм работающая мадемуазель могла надеть в офис, легкомысленная – на прогулку по магазинам, а вечером и та и другая, вложив платок и помаду в нагрудный карман, отправлялись в нем на коктейль. Оригинальный костюм от Шанель пытались кустарно подделывать еще в шестидесятые. Однако сама Коко была к этому на редкость лояльна: "Имитировать меня бессмысленно, потому что все равно не удастся скопировать все мои фасоны. Но если мой костюм полюбила и приняла улица, значит, я действительно создала свой стиль".