Смекни!
smekni.com

Масленница (стр. 6 из 7)

Справочные сведения

Родство через брак у русских

Краткий словарик

Родители супругов

Свёкор – отец мужа.

Свекровь – мать мужа.

Тесть – отец жены.

Тёща – мать жены.

Сват – отец одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.

Сватья (сваха) – мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга. Также «сватья баба», «сваха» – женщина, занимающаяся сватаньем, устройством браков.

Братья и сёстры супругов

Деверь – брат мужа.

Золовка – сестра мужа.

Шурин – брат жены.

– Шурич – (устар.) сын шурина.

Свояченица – сестра жены.

Свояк или зять – брату жены или сестре жены

Супруг(а) близкого родственника

Зять – муж сестры, дочери, золовки. Другими словами, зять – мужчина по отношению к семье жены: к её родителям (тестю и тёще), её сестре (свояченице), её брату (шурину) и жене последнего.

– Вдомник (влазень, призяченный, вабий) – зять, принятый тестем либо тёщей в дом, на одно хозяйство.

Невестка – жена сына, брата, шурина. Другими словами, невестка – женщина по отношению к семье мужа: к его родителям (свёкру и свекрови), его брату (деверю), его сестре (золовке) и мужу последней. Сноха для отца и матери мужа является также невесткой для всей его семьи.

– Сноха (сыноха) – жена сына по отношению к его отцу (свёкру) и матери (свекрови).

– Ятровь (ятровка, братова, сношенница) – жена брата мужа (жена деверя).

Свояк – муж свояченицы. Другими словами, свояки – мужчины, чьи жёны являются сёстрами.

Братаниха – жена двоюродного брата.

Волхвы – служители древнеславянского языческого культа, особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были мудрецы, сила которых заключалась в знании ими тайн, передаваемых из поколения в поколение, требующих длительного специального учения и потому недоступных обыкновенным людям. Таким образом, сообщество волхвов было у древних народов своеобразной «академией всех тогдашних наук», включая науку управления людьми.

Славянское слово «волхвы» (иное написание «волсвы») имеет значение «жрецы Велеса», наиболее почитаемого у славян языческого бога домашнего скота. Кельтский аналог слова «волхв» – «друид».

Существовала четкая иерархия волхвов (друидов) по степени знания, на которые поднимались постепенно. Волхвы могли представлять собою разные степени «мудрости» – от простого невежественного знахарства до действительно научного знания. (И не каждый современный человек, даже имеющий высшее образование, сможет самостоятельно точно определить в году дни солнцестояния и равноденствия, а «квалифицированные» волхвы вполне справлялись с этой задачей, т. к. именно эти дни были самыми священными языческими праздниками и на них строился календарь волхвов / друидов.)

В славянском языческом обществе волхвы выделились как особая группа, связанная с проведением религиозных обрядов, предсказаниями, гаданиями, умением ведения записей, владением счётом и искуссным врачеванием.

Волхвование – это синоним колдовства, предсказания. Волхв одновременно являлся пророком, сведущим звездочетом, шаманом, правильным предсказателем погоды, знатоком когда и что следует сеять, когда и как добывать и сохранять дары природы, умелым целителем и мудрым составителем снадобий, искушенным психологом и знатоком управления человеческими сообществами.

В древнеславянской иерархии волхвы традиционно занимали высокое место рядом с правителем. («Волхвы не боятся могучих владык» – А.С. Пушкин.) И после принятия христианства князья частенько приходили к волхвам за предсказаниями, указаниями в сложных обстоятельствах и духовной помощью.

Волхвы почитались хранилищем мудрости и носителями связи Рода и Вселенского Разума (т. е. природы).

После принятия христианства на Руси волхвы бесстрашно боролись за независимость славян и стали участниками многих восстаний потив поработителей-варягов (викингов), поддерживали оппозиционные киевскому князю силы.

Волхвы сблизились с семьей полоцкого князя Брячислава Изяславича, боровшегося против Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый известен разрушением храма Велеса на месте будущего Ярославля (ок. 1010 г.) и подавлением восстания в Ростовской земле во главе с волхвами в 1024 году.

Сын Брячислава – Всеслав Полоцкий – был рожден «от волхования», носил на шее «рубашку» (пелену), в которой родился, из-за чего, по словам летописца, он был «немилостив на кровопролитие». «Слово о полку Игореве» приписывает князю умения волхвов: оборотничество, гадание и наваждение. Одновременно с неудачной борьбой Всеслава Полоцкого за Новгород и Киев по Руси прокатывается ряд народных выступлений во главе с волхвами (ок. 1071 г.): в Новгороде (подавлено князем Глебом), около Ярославля и Белоозера (подавлено Яном Вышатичем); подбивающий к неповиновению варягам-князьям волхв объявился и в Киеве, но бесследно исчез в одну из ночей.

Последние «настоящие» волхвы упоминаются в XIII–XIV вв. в Новгороде и Пскове. К этому времени язычество на Руси было практически ликвидировано. Вместе с волхвами исчезли и их знания. Позже под названием «волхвы» в России понимались лишь разного рода народные знахари, еретики и новоявленные чернокнижники.

Пояснение об UTC

UTC – Универсальное Координированное Время (англ. Universal Coordinated Time, UTC), Универсальное время, также Всеобщее скоординированное время – основа гражданского времени, отличающегося на целое количество секунд от атомного времени и на дробное количество секунд от UT1.

UTC – было введено взамен времени по Гринвичу (GMT), и иногда также ошибочно именуется GMT. Новая шкала времени UTC была введена, поскольку шкала GMT является неравномерной шкалой и связана с суточным вращением Земли. Шкала UTC базируется на равномерной шкале атомного времени TAI и является более удобной для гражданского использования. Часовые пояса вокруг земного шара выражаются как положительное и отрицательное смещение от UTC.

Следует помнить, что время по UTC не переводится зимой и летом. Поэтому для тех мест, где есть перевод на летнее время, смещение относительно UTC меняется.

В России и в Европе существует переход на летнее время, который осуществляется в последнее воскресенье марта в 2:00 переводом часовых стрелок на 1 час вперёд, а обратный переход осуществляется в последнее воскресенье октября в 3:00 переводом стрелок на 1 час назад.

Поправка UTC для Москвы – зимой + 3 часа, летом + 4 часа. Если зимой в Москве 20:20, то UTC = 17:20, а с марта по октябрь = 16:20.

Таким образом, дата солнцестояния или равноденствия по московскому времени может сместиться на следующую дату относительно UTC. Например, если время по UTC 23:00 22 июня, то в Москве уже 03:00 23 июня.

Когда-то в дохристианские времена у «варварских» народов Европы, в т.ч. у славян, существовала единая религия друидов (волхвов), в которой главными праздниками были 4 астрономически важных дня – летнего и зимнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия.

Календарь друидов был всегда точен, т. к. привязывался не к числу дней в году (оно, как и у нас ныне, могло изменяться), а к астрономическим событиям этих четырех дней, которые происходят в природе независимо от любого календаря.

Из всех празднеств наших предков-язычников Йоль, несомненно, самый главный, самый священный и самый могущественный.

Происхождение слова «Йоль» теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением «вращаться», «крутиться», «колесо» (от этого корня происходит и наше слово «юла»). Возможно, оно означает «время поворота», «поворот года», «время жертвоприношений» или «темное время».

К сожалению, письменность у наших предков – восточных славян – появилась только после принятия христианства, когда язычество и языческие обычаи уже подвергались жестоким гонениям, а святилища язычников-славян были уничтожены. Потому о славянских языческих обычаях до нас дошли отрывочные письменные сведения, которые, исходя из общности религии друидов, приходится дополнять сведениями из истории других европейских народов дохристианского периода. Кроме письменных источников, в распорядении исторической науки есть и данные многочисленных археологических исследований.

По современному календарю Йоль начинается в ночь с 19 на 20 декабря – это Начальная Ночь Йоля («нулевая»). Затем идет 1‑я Ночь (материнская), 2‑я, 3‑я… и так до заключительной самой волшебной 12‑й Ночи (новогодней).

Эти тринадцать ночей, от первого заката солнца и до последнего рассвета, – брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершиться жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд.

В эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров; те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei – «наездники Асгарда»), или же становятся оборотнями (вервольфами) и прочими духами.

Йоль – время священного праздника и общего пира, в которое все члены рода (клана) к вечеру Начальной Ночи на 13 суток собирались вместе, чтобы вновь встретить солнце, восставшее из мрака, и узреть возрожденный мир. Верили, что неудачи и горе ожидают остающегося в это время в одиночестве или среди чужих, вне своего рода.

Помимо общения, гуляний и пиров, в это время совершалось множество языческих религиозных обрядов, способствовавших сплочению рода, осознанию его как единого целого, обеспечению успешного будущего всему роду и каждому члену.

Некоторые элементы праздника Йоля сохранились в христианском Рождестве – например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.

По традиции Йоль длится 13 Ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Cчет ночей ведется с нуля, с Начальной Ночи.