Смекни!
smekni.com

Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах (стр. 3 из 4)

В 1924 году в связи с разрухой была введена платность для школ 1 и 2 ступени.

В области качества образования в 1924 г «положение дела с учебно-образовательной работой, несмотря на недостаток письменных принадлежностей, удовлетворительное». Использовали разнообразные методы работы: «экскурсионный метод, иллюстративный метод, метод заданий, моделирование, лепка, рисование и др. теперь уже не редкость». «Общественно-политическое воспитание осуществляется путем разработки и освежения вопросов современности беседами на общественно-политические темы, устройства в школах революционных вечеров и праздников, путем использования газетного материала». Отмечалось, что «историзм, процветавший в школах, сведен сейчас к минимуму», «программы по обществоведению построены на современности». Большое внимание уделялось физическому воспитанию (организовались подвижные игры, имелся спортклуб «Спартак»).43

В 30-м году было 75 школ 1 ступени (четырехлеток) и 1 школа 2 ступени(семилеток), началась работа по начальному всеобучу, завершившаяся в 34-м году. Тогда было уже 54 начальных школ (4 класса), 15 неполных средних (1-7 кл), 1 средняя школа (5-8 кл).44

Положение постепенно налаживалось, "школы перешли на работу по стабильным программам и стабильным учебникам", при школах развертывали подсобные хозяйства, где велось самое настоящее крестьянское хозяйство: сеяли зерновые, разводили скот и птицу, занимались пчеловодством. Благодаря этому в 47 школах обеспечивались горячими завтраками 4580 учащихся.

Что касается положения учителей, пресса отмечает как общую нехватку кадров, так и случаи пропусков занятий, небрежного отношения к профессиональным обязанностям, а также низкий уровень квалификации педагогов. Но ситуация улучшалась, и, если в 1928 году было 111 учителей, то в начале 1934г - 292 педагога.45 Улучшение материального состояния постепенно решало проблему кадров.

Если смотреть на образовательный ценз, то и в 1924, и в 1934 годах около 70% имели среднее или среднее специальное, и только 10% - высшее образование, остальные – начальное.46 Проблема повышения квалификации стояла остро.

Сеть полит. и культ. просветучреждений района представлена так: 86 красных уголков, 1 райполитцентр( велась марксистская работа), 1 киностационар(позже еще 1), 11 кинопередвижек( затем - 6), 22 изб-читален,17 библиотек сельских и 1 - центральная(в 1936г - 13897 книг), действовали Народный театр, Краеведческий музей.47Сеть постоянно расширялась за счет изб-читален и красных уголков.

В годы гражданской войны и голода 1921-1922гг. ситуация со здравоохранением была довольно сложной. В 1921-1923гг свирепствовала эпидемия сыпного тифа и оспы. На борьбу были брошены все силы, делались прививки, соблюдался жесткий карантин. Несмотря на это болезнь унесла нескольких человек врачей и медперсонала. Самоотверженным трудом и общими усилиями в 1923г эпидемию победили.

В 1934 году в районе действовало: 2 больницы (на 100 коек), 5 амбулаторий(2 - в городе, 3 - на селе), 1 женская и детская консультация, 6 фельдшерско-акушерских пунктов. Медперсонал составлял 106 человек, в т.ч. 12 врачей и 1 зубной, отмечается, что в 1934 г. была крепкая санитарная организация. Был собственный санитарный врач, делались бесплатные прививки от оспы, причем прямо на квартире квартальных, имелась бактериологическая лаборатория.48

Недостатком было то, что на 1 больницу среднее число населения составляло 31400 человек, на фельдшерский пункт – 6000. Этого, конечно же, было мало, если учесть, что зимой приходилось порой добираться пешком за 30 километров по глубокому снегу до ближайшего фельдшерского пункта.

Жители сел обычно сами содержали пункты, а зарплата медперсоналу платилась районными органами.

С 1935г в Устюжне открылась медшкола, готовившая медсестер самого широкого профиля.49

Таким образом, в городе и районе ситуация с образованием и здравоохранением постепенно налаживалась. Причем не усилиями властей или финансов, а прежде всего мужественным и самоотверженным трудом людей, трудившихся на благо своего будущего, восстановления хозяйства своей страны. В городе в это время работали известные педагоги А.А. Поздеев, В. Павлов, П. Войтяцкий, к сожалению, испытавшие колесо сталинских репрессий, врачи С.И. Адрианов, М. Адрианова, М.С. Судаков (сделавший за свою врачебную практику 12000 операций, то есть почти каждому пятому жителю района!), военный хирург С.Сычев. Можно с полной уверенностью сказать, что без этих людей нашему району было бы совершенно не достичь тех хозяйственных успехов, которые были в предвоенные годы.

Несмотря на то, что Москва и Ленинград были законодателями в областях науки и искусства, северная глубинка старалась не отставать от них. В уезде еще в 1918 г действовал Кружок деятелей сценического искусства (позже - Общество сценических деятелей), который проводил представления, имел свое здание – Народный дом. Он был в 20-30-х годах своего рода Меккой культурной жизни уезда и района.

Поначалу серьезной постановочной деятельности не велось. Но после вхождения Общества в 1921г во Всероссийский союз работников искусств ( на праве полного членства с уплатой взносов) и прибытия из Москвы руководителя, артиста и музыканта, умелый организатор, Б.Е.Милославского(Левита), жизнь театра изменилась. Если раньше ставились сценки, небольшие концерты, творческие вечера годовщин поэтов и прозаиков, то теперь устюжане знакомились с пьесами русских и зарубежных классиков (например, "Женитьба" Н.В.Гоголя), устюжане услышали произведения Глинки, Чайковского, Монти, Венявского, Алябьева, Брамса, Шуберта, Шмидта. Театр начинает гастроли по деревням, усадебным домам, даже "на ладонях" (гумнах с глинобитным полом для сушки зерна).В это же время в сельсоветах создаются собственные театры( размещаются в домах купцов, помещиков, церквях).

Общество контролировалось центральной организацией и Уездным отделом народного образования, в ведении которого находилось здание театра. По поводу тематики пьес нередки были острые конфликты с этими органами ( в 30-е гг власти осуждали пьесы Л.Андреева, Арцыбашева, Вербицкой). Некоторые артисты были даже осуждены по ст.58 (Уголовного кодекса СССР 1926 года).

В 1936 г. театр переименовали в Колхозно-совхозный театр. Ставилась классика (Лесков, Пушкин, Мольер, Б.Шоу и др.), а также произведения соцреализма (Карасев, Финн, Успенский). В 1937 году в 49 деревнях были драмкружки, проводились творческие вечера. В городе нередко ставились интермедии на злобу дня: например, по улице неожиданно проносилась тройка с реалистичными Чапаевым и ординарцем Петькой у "Максима".50

В предвоенные годы театр сильно повлиял на жизненный выбор многих артистов: многие ушли на фронт, иные не вернулись. Театр играл большую роль в культурной жизни района, к артистам относились уважительно.

Среди других деятелей искусства можно назвать пианистку-дворянку В.У.Сипягину-Лилиенфельд (аккомпанировавшую Ф.Шаляпину), родом из уезда был художник В.И.Козлинский и некоторые другие деятели.

Что касается науки, то центром ее притяжения был, на мой взгляд, Устюженский краеведческий музей (тогда Устюженский музей местного края). Он был открыт 30 июля 1921 года. Поначалу он был, в основном, искусствоведческим - из Петрограда в 1921 году были привезены картины известных русских и иностранных мастеров ХУП – Х1Х вв. Устраивались выставки-передвижки на период реконструкции. С 1924 г действовало в городе Общество по вопросам изучения уезда (в него входило 30 человек и имелось 3 секции: историческая, экономическая и естественная). Были найдены и собраны архивные материалы, грамоты и челобитные по истории Устюжны ХУ1 - ХУП веков. За 1921 год имеется прошение некоего М.В.Егорова о возврате в Устюжну вечевого колокола из Новгорода. Это факты, свидетельствующие об активно проводящейся краеведческой работе.51

При музее появляются кружок краеведения, собирающий частушки, кружок юных натуралистов, где велись фенологические работы, музей ведет совместную работу со столичными организациями и историческими обществами (напр., по вопросам о декабристах или для организации экскурсий для рабочих).

Большой вклад в создание музея внес Б.М.Яковцевский. За период его 31-летнего директорства фонды выросли до 14000 экземпляров. Бесконечно любя родной край, он вел большую исследовательскую работу: геологическую разведку полезных ископаемых, изучение художественных ремесел, вел паспортизацию Устюженского, Бабаевского, Чагодощенского районов, археологические раскопки. Им написаны ценные научные работы по краеведению. Борис Модестович в 1936 году, рискуя быть арестованным, отстоял от разрушения храм Рождества Богородицы под предлогом необходимости размещения там фондов музея. Церковь ХУП века имел богатый иконостас и был одним из красивейших храмов города. Иконы и утварь из порушенных святынь свозились туда.52

В прессе в просветительских целях часто встречаются заметки о знаменательных исторических событиях (о Парижской коммуне, "Кровавом Воскресенье"). Документы сообщают, что 1927 году власти принимают меры по охране памятников природы и культуры от различных посягательств (в частности, в ответ на неофициальные раскопки).53 Из известных ученых можно сказать о С.Крылове - юристе-международнике, составлявшем Устав ООН, ученом-металлурге В.И.Явойском, династии ветеринаров Д.И., И.И., В.И. Казанских, профессоре П.А.Колесникове (директоре УСШ№1,заведующем Районным отделом образования), учителе биологии Н.Кудрявцеве. Таким образом, и провинция стремилась не отставать в культурном плане от столиц.