Вологодский государственный педагогический университет
Кафедра Отечественной истории
Материальная и духовная культура Устюженского края в 1920-1930 годах
Выполнил:
Ухов Артем Евгеньевич,
Студент 5 курса
Исторического факультета ВГПУ
Вологда
2004
Объектом данного исследования является Устюжна - небольшой город районного значения, расположенный на юго-западе Вологодской области. Город известен с 1252 года. Известен как центр металлургического производства вплоть до ХУШ века. Край был богат лесами, зверем, рыбой, по территории протекала прежде судоходная река Молога.
Предметом данной работы выступает материальная (в первую очередь бытовая, тесно связанная на мой взгляд с экономической и социально-политической сферами жизни общества) и духовная культура устюжан.
Целью данной работы является освещение культурной сферы жизни российской провинции. Мы проследим, как изменялись занятия населения города и деревни, их нравы, быт, обычаи, их отношение к законам и власти, состояние здравоохранения и образования - главных показателей социальной политики, наука, искусство и традиции, праздники, жизненные ценности и досуг устюжан.
Реализуя эти цели, нужно, по-моему, затронуть частично и хозяйственную составляющую жизни устюженского края. Это важно по причине тесной связи экономической и культурной составляющих в жизни города и деревни.
Полагаю, сразу нужно выделить 2 фактора, влиявших на занятия устюжан. Природно-климатический фактор всегда оказывал влияние на занятия жителей Северо-запада и устюженского края, в частности. Устюжна находилась в зоне рискованного земледелия и поэтому испытывала трудности в ведении сельского хозяйства. Это отражалось в том, что существовал недостаток продуктов питания, прежде всего, хлеба собственного производства.1
Ранние заморозки осенью, поздние весной и 5.5 месяцев снежного покрова обусловливали свойственный Нечерноземью характер занятий населения: большую роль в нем играли промыслы.
Важное место в занятиях населения имел лес. Это проявилось в характере отхожих промыслов. В 1920-1930-е годы главными были "лесплавные" ( сплав леса по реке Мологе) промыслы и лесозаготовки.2
Что касается кустарных промыслов, то до революции были развиты кузнечный, сапожный, гончарный промыслы, в дальнейшем уступив место (в 1930-е годы) бондарному, колесному, смолокуренному, дегтярному, катальному, корзиночному и некоторым другим. «Большинство населения было занято выработкой деревянных изделий, сухой перегонкой дерева, отчасти занималось и кузнечным, слесарным делом, изготовляли сапоги и посуду» - сообщают документы.3
Доходы населения складывались из: занятий с/х - 36,4%, неземледельческих занятий - 63,4%.4
Другим фактором, влиявшим на занятия и культуру устюженских города и деревни, была экономическая ситуация, тесно связанная с социально-политической.
В период Гражданской войны и разрухи после нее экономика пришла в упадок. Как отмечают исследователи В.А.Сидоров и Ю.К.Крукле, «посевные площади по сравнению с 1913 г снизились в 1920 г на 1/3, снизилась урожайность». Валовый сбор всех с/х культур в 1920г в нашем крае составлял менее ½ довоенного. «Сократилось поголовье скота, не хватало хлеба, а наш край и до войны не обходился своим хлебом», - пишут исследователи. 5 А если учесть, что в уезде в 1927 г по результатам Всесоюзной переписи числилось 63000 человек сельского населения, или 90% от всего населения уезда,6 - это обусловило первоочередную задачу восстановление сельского хозяйства края, поднятие его на довоенный уровень.
Поэтому в районе начали, хотя и несколько позже, чем в других районах Ленинградской области, насаждение колхозов и обобществление имущества, а в промышленности – перевод ее на индустриальные рельсы. Это повлияло и на культуру селян. «Если бы не советская власть, я бы и сейчас был батраком, колхозный строй вырастил и воспитал меня», - рассказывает со страниц газеты «Вперед!» тракторист Левин.7
Крестьяне могли отходить на заработки и на промышленные предприятия. В устюженском районе в эти годы создаются следующие предприятия: судоверфь им. Желябова(1928), а позднее судоверфь Лесснабсбыттоварищества, 2 винзавода(Спасский и Устюженский), имелась своя гидроэлектростанция с мельницей, льнообрабатывающий завод, 3 крупных и дюжина мелких механических мельниц ( в районе уже было около 30 мельниц, принадлежавших райисполкому или колхозам.) 8
Это также были места для приложения рабочей силы отходников. Их численность в 1931г – 6279 отходников против 3530 чел постоянно работающих – фабрично-заводских, транспортников, батраков и служащих.Главной же отраслью, куда направлялись они, оставалась лесопереработка. Судостроение (древнейшая отрасль для Устюжны с ХУП века) также требовало большого количества рабочих рук. Большие запасы хвойного леса( ель до 38% и сосна до 60%) способствовали развитию судоверфи им.Желябова, построенной в 1928 году . Это было довольно крупное производство(60-75 судов в год).9 Всенаселение близлежащих деревень было занято на заводе.
Кроме этого, 26,3% населения было занято переработкой в спирт местного сырья – картофеля.10 Этому способствовало и введение государственной винной монополии. Хотя последняя способствовала широкому распространению самогонения, что явствует из числа правонарушений, зафиксированных правоохранительными органами, о чем будет сказано ниже.
Если в 1920-х годах много было занятых в частном и кооперативном секторах и распылялось на небольших производствах: спичечное, кожевенное, мукомольное, то в 30-х годах государственный сектор превалирует, мелкие же производства уступают место более крупным, индустриальным, и промыслы отходят на второй план.
Занимались устюжане и торговлей. Регулярно проводились летняя и осенняя ярмарки, был устроен базар, где торговали скотом, изделиями и товарами из крестьянских хозяйств.
Но земледелие играло также важную роль, особенно для отдельной семьи в условиях нехватки продовольствия и преимущественно натурального хозяйства.
Завершая разговор о занятиях устюжан, необходимо отметить, что наряду с негативными сторонами (раскулачивание, насильственное обобществление, тяжелые условия труда и бесправие колхозников), коллективизация принесла району в целом немало позитивного. Увеличилась урожайность - в середине 30-х годов колхоз "Имени ХШ годовщины Октября" перевыполнил план, собрав 115 ц. зерновых с гектара, а доярка этого колхоза Мария Егорова впервые надоившая 5000 литров молока в год, представляла район на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в 1939 году».14
Кроме того, отмечался во второй пятилетке рост поголовья скота,23 ликвидировались «чересполосица и мелкополосье, выросла урожайность, шло строительство новых школ, детских садов, техникума, библиотек, улучшалось здравоохранение и обслуживание населения. Это отмечают местная пресса, статистика, исследователи (например, П.А.Колесников15).
Известно, что до 1917 года в районе было 2 монастыря: Филаретова пустынь и Николо-Моденский монастырь. Последний просуществовал до 1929 года. А.Ю.Хрусталев считает, что возраст монахов (40-71 лет) позволяет утверждать, что "вера в российской деревне не исчезла, несмотря на давление и репрессии "строителей будущего".16
Несмотря на то, что в монастыре сформировали с/х артель, а затем совхоз, власти проводили жесткую политику: увеличивали налоги на аренду строений в десятки раз, с 1923 года началось ограбление монастыря при попустительстве властей (сначала похищали драгоценные оклады икон), затем - сами иконы. А с ликвидацией властями совхоза, было вывезено все хозяйственное имущество монастыря. Хотя, государство направляло вырученные средства на закупку хлеба за границей в кризисные годы.17 Подобным образом поступали и с церквями Устюженского уезда, которых насчитывалось на 1930-й год 30(в районе - 21, в городе - 7).18
В 20-е годы монастырь служил местом ссылки известного иерарха русской православной церкви митрополита Петроградского Ивана Семеновича (Иосифа) Петровых.
Немалую роль в переоценке ценностей в обществе сыграли различные советские организации: в 1925 году действовала (хотя пресса отмечала неудовлетворительную работу) ячейка Союза воинствующих безбожников (СВБ). Устав СВБ провозглашал "борьбу с религией во всех ее формах, как тормозом социалистического строительства и культурной революции". Ячейки создавались на фабриках, заводах, госучреждениях, колхозах и хуторах. Членами могли быть гр-не с 14 лет, порвавшие с религией, создавались даже Юные безбожники с 8-ми лет без права голоса. Основным доходом для деятельности служили членские взносы19 - вероятно это служит причиной плохого функционирования ячейки в Устюжне. Да и люди не торопились отрекаться от Бога, что подтверждает выводы А.Ю.Хрусталева.
Тем не менее идеологическая борьба продолжалась, и в прессе ("Устюжанин", "Знамя юности" в 20-е гг., «Вперед" в 30-е гг.) постоянно присутствуют статьи антирелтигиозного характера ( о пьянстве священнослужителей, о том, как обманывают в проповедях и т.д.), причем недоверие испытывали и приверженцам других конфессий. Например, разоблачающий материал в газете «Вперед!» за 1936 г: «Иван Соболев, сектант-евангелист, ходит со смиренным видом и говорит о любви. Однако это не мешает ему зверски обращаться с лошадью».20
Молодежь активно действовала и в создании собственных организаций: в 1918 году создается ячейка Российского коммунистического союза молодежи (Комсомол). Посредством массовой культурно-просветительской работы (в годы разрухи - 20-е годы устраивались спектакли, митинги, работа 1918-1921гг. в "Знамя юности") активно привлекалась беспартийная молодежь, а "революционные пьесы имели шумный успех у сельских жителей".