Вторую группу составляли предметы ювелирного искусства для украшения женской п мужской одежды, головных уборов и т.п. Это - браслеты (билерик), кольца (шакек), пуговицы (топчу), серебряные ободочки, обрамляющие головной убор женщины (кыргак), мужские пояса (кемер) и др. Все они имели множество вариантов и форм. С особым изяществом изготовлялись серебряные серьги (сейке), начиная от облегченных для повседневного ношения и до самых нарядных. Разнообразны по форме были женские наносные украшения (чолпу). Один из наиболее распространенных их видов состоял из множества треугольных или круглых серебряных узорных пластинок, скрепленных при помощи колец в три или четыре ряда. Основой другого вида (чач учтук) были снизки кораллов, иногда перемежавшихся с серебряными полыми бусинками, соединенными в пучки, или свободно спускавшимися, украшенными узорными серебряными пластинами и бляхами. Большим художественным вкусом отичались и броши (твнввч) для скрепления разреза ворота женского платья. Применявшиеся киргизскими ювелирами технические приемы - зернь, инкрустация, чернь, гравировка, чеканка и т.п. - свидетельствуют о вековых творческих традициях.
Многовековое этническое развитие киргизов, своеобразие естественно-географических условий их расселения, специфические черты социально-экономической жизни способствовали выработке самобытной киргизской национальной культуры. Вместе с тем кристаллизация многих ее элементов происходила в процессе взаимодействия киргизов с различными народами и этническими группами. Общие черты в хозяйстве, типах поселений, жилище, одежде, пище и других компонентах материальной культуры, объединяющие киргизов с другими тюркоязычными, ираноязычными, а также монголоязычными народами Средней Азии, Казахстана, Южной Сибири, Центральной Азии, отражают их древние этно-культурные связи.
Материальная культура киргизского народа, сохраняя свою самобытность и традиционный характер, обусловленный решающим воздействием кочевого скотоводства и патриархально-феодальных отношений, вместе с тем претерпела в середине XIX - начале XX в. определенные изменения. Они были связаны с добровольным вхождением Киргизии в состав России, оказавшим прогрессивное влияние на материальную культуру, хозяйственный уклад и семейный быт киргизов.
Музыкальные традиции киргизского народа глубоки и самобытны. В них, как и в устном народном творчестве, отражена многовековая история народа, его надежды, чаяния, радости и горести. Музыка сопутствовала всей Жизни киргиза - со дня его рождения и до смерти, она звучала на высокогорных джайлоо, шумных базарах, в юртах, при рождении детей, на свадьбах, похоронах, при отправлении воинов в поход, на народных играх, молодежных празднествах. Несмотря на отсутствие нотной грамоты, киргизский народ сохранил образцы своей музыки и донес их до нашего времени38.
Киргизская музыка носит в основном светлый, жизнерадостным, лирико-эпический характер. Вместе с тем в ней нередки сосредоточенные, углубленные, пли наоборот, игривые, задорно-плясовые напевы и наигрыши. Большой сплои обладают мелодии речитативного склада в эпосе, акынском песнетворчестве, но часты и широкие протяжные песни - массовые, пастушеские. Речитативное начало в большой степени свойственно музыке юга Киргизии, распевность же скорее характерна для ее северных районов.
Важной особенностью киргизской музыки являлась жизненная конкретность художественных образов, навеянных социальными условиями, бытом, природной средой, окружавшей кочевников-скотоводов. Ансамблевое исполнение не получило в ней широкого распространения, оно проявлялось лишь в зачаточной форме, да и то в редких случаях (например, групповое исполнение некоторых песен пастухами). Заметное место в киргизской музыке занимали танцевальные мелодии и ритмы, а в некоторых молодежных играх присутствовали элементы мимики и пластики.
По жанровым признакам музыка делилась на инструментальную и вокальную. Вокальное творчество, как правило, было представлено одноголосием, в инструментальной музыке употреблялось двух - и трехголосное изложение, а при исполнении песен с инструментальным сопровождением на трехструнном комузе местами возникало и четырехголосное сочетание.
Киргизский музыкальный инструментарий был невелик, но достаточно разнообразен. Его составляли духовые - чоор, сур-най, керней; ударные - добулбас, dan, добул доол; струнные - щипковый - комуз и смычковый - кыл-кыяк; язычковые - те-мир-комуз (железный комуз) и его разновидность - жыгач ооз комуз (деревянный губной комуз).
Инструментальные пьесы носили название кюу (куу). "Кюу - душа народа", "кюу - крылья человека" - так говорилось в киргизских поговорках. Хранителями п исполнителями кюу были народные музыканты, мастерски владевшие различными инструментами.
Народ до сих пор хранит и с любовью упоминает имена таких создателей киргизских песен и шоу, как Джайсан, Толубай сынчы, Санчы п др. Их дело продолжали выдающиеся народные музыканты: Музооке, Белек, Куренкей, Беккетен, Майлыбай, Капал. Затем эстафету подхватили видные певцы и комузпсты, жившие в конце XIX - начале XX в., - Ниязаалы, Айдараалы, Бурулча, Жаптакбай, Чынгышбай, а навстречу этим талантам шли Токтогул, Муратаалы, Карамолдо, Жолой, певцы Сыртбай, Коргоол, Боогачы, Актан.
Среди музыкантов прошлого выделялся дед великого акына Тоголока Молдо (Байымбета Абдрахманова) Музооке Жаманка-раев (1802-1878). Он был известным в свое время манасчи, акыном и комузистом. Музооке - автор ныне признанных классическими кюу "Музоокенин муцдуу куу" ("Печальный кюу Музооке"), "Казба-йыр" (название местности), "Кукук-Зейнеп" ("Кукушка-Зейнеп"), "Керме-тоо" ("Цепь гор"), "Конур каз". ("Темно-бурый гусь"). Особенно обращает на себя внимание первый из них - "Печальный кюу Музооке", приобретший широкую популярность в народе. В этом автобиографическом кюу автор повествует об одном из драматических эпизодов своей жизни, когда он был подвергнут издевательствам со стороны манапа Стана.
В истории киргизской народной музыки почетное место занимает Куренкей Белеков (1826-1907), происходивший из семьи дехканина-середняка. Каждый кюу Куренкея отличался широким охватом исторических событий, художественностью и оригинальностью. Талантливый комузист посвятил большинство своих пьес тяжелой жизни трудового народа. К ним можно отнести "Арман Куренкея" ("Печаль Куренкея"), "Кара езгеи Куренкея", "Арман-дуу ботой" ("Плач верблюжонка") и др. Творчество Куренкея отличалось от творчества многих других комузистов своеобразием сюжетного построения кюу, их глубокой идейностью, стремлением сохранить и развить демократические черты музыкально-поэтического наследия киргизского народа.
Заслуживает большого внимания музыкальное творчество великого киргизского акына-демократа Токтогула Сатылганова, буквально покорявшего" сердца слушателей. Надо было видеть, какую бурю восторгов вызывали каждый раз все новые и новые варианты уже известных его вещей. Это помнят те, кому посчастливилось слышать в его исполнении "Ак-куу" ("Белый лебедь"), "Тогуз кайрык" ("Девять вариаций"), "Л1пц кыял" ("Тысяча мечтаний"), "Чайкама" ("Покачивания"), "Чоц кербез" ("Большой кербез") и десятки других песен и кюу.
Ведя из века век кочевой образ жизни киргизы в огромной степени зависели от природных условий. Поэтому в процессе своей трудовой деятельности в поисках мер предосторожности от грозных стихийных бедствий, осложнявших хозяйственную жизнь, они стремились познавать загадки и "секреты" природы с целью практического использования полученных сведений.
В результате киргизским народом было накоплено немало эмпирических знаний. Их осведомленность в области астрономии, географии, флоры и фауны нередко отличалась значительной четкостью. Киргизы-скотоводы хорошо ориентировались по звездам "Алтын казык" или "Темир казык" ("Полярная звезда"), "Чол-пон Жылдыз" ("Венера"), определяя время ночью по положению "Жетиген" ("Большая Медведица"). Им были известны и другие созвездия: "Уркер" (созвездие "Плеяды"), "Уч аркар" (созвездие "Весы"), "Керген саба" (созвездие "Четырех звезд"), "Кербен жолу" ("Караванная дорога") или "Саманчынын жолу" ("Млечный путь") и т.д. Они познавали их движение, и только "Алтын казык" ("Золотой кол") казалась им неподвижной. Считалось, что центром всего мира является Земля, а все планеты и звезды вращаются вокруг нее49.
Бытовал у киргизов и свой народный календарь со своеобразным 12-месячным циклом, который соответствовал месячному циклу русского календаря. Календарный год делился в свою очередь на четыре сезона: жаз (весна), жай (лето), куз (осень), кыш (зима).
Летосчисление у киргизов, как и у всех народов мусульманского вероисповедания, велось по лунному циклу. Месяцы начинались с новолунием и каждый из них составлял 29 и 30 дней, а сутки определялись одним солнечным днем и одной ночью.
Каждый год определялся названиями домашних н диких животных. Знатоки летосчисления пытались предсказывать ожидаемые блага или беды для народа в наступающем году, а также характер того или иного человека. Каждый цикл из 12 лет назывался у киргизов мучв. По нему определялся и возраст человека,