Смекни!
smekni.com

Международные конкурсы в области литературы и искусства (стр. 9 из 13)

2.4.3 Архитектурные конкурсы

Возведение архитектурных сооружений имеет многовековую историю. Развиваясь, прежде всего на базе реализации культовых идей, как, например, строительство храмов, монастырей, оборонительных сооружений, в архитектуре долгое время присутствовали элементы и символика, связанные с духовным миром человека. Призванные на эмоциональном уровне возвышать или подавлять (в зависимости от социального заказа) духовное в человеке, эти элементы архитектурных конструкций со временем стали частью искусства. Но не только отдельные элементы можно причислять к архитектурному творчеству. Безусловно, важно гармоничное сочетание с ними рациональных инженерных решений, позволяющих иметь высокую функциональность сооружения, отвечающую как утилитарному, так и духовному замыслу автора идеи. Как и всякие выдающиеся произведения искусства, архитектурные шедевры вне зависимости от места своего создания имеют общечеловеческое значение и потому, как об этом уже указывалось выше, имеют право быть популяризированы, а их авторы отмечены премиями. Премии в области архитектуры учреждены целым рядом различных международных фондов, а лауреаты этих премий достаточно высоко ценятся, особенно в среде специалистов.

2.4.3.1 Прицкеровская премия

Прицкеровская премия - аналог Нобелевской - ежегодно присуждается архитектору, внесшему значительный вклад в развитие современной архитектуры. Цель Притцкеровской архитектурной премии - привлечь общественное внимание к этой области человеческой деятельности, по которой будут судить о нашей цивилизации потомки", - так сказал о Прицкеровской премии известный историк искусств, автор книги "Цивилизация"лорд Кларк Солтвудский.По традиции, каждый год страна и место вручения Прицкеровской премии разные.

2.4.3.2 Премия принца Астурийского

Эти премии называют Иберийскими Нобелевскими. Они вручаются по 8 номинациям: "За гуманизм и развитие взаимопонимания между народами", лауреатами стали национальные организации, распространяющие в мире язык и культуру родины, "Культура", эту премию разделили Майя Плисецкая и Тамара Рохо, "Социальные науки", лауреатом стал итальянский философ и социолог Джованни Сартори, а также "Международное сотрудничество", "Наука и техника", "Литература", "Милосердие" и "Спорт".За прошедшие годы премии были удостоены многие политические и общественные деятели, ученые, писатели, кинематографисты и спортсмены Премия носит имя наследника испанского престола принца Астурийского Фелипе де Борбона. Она присуждается раз в год в октябре, в столице Астурии в городе Овьедо. Вручает ее сам принц, который является почетным председателем специального фонда. Размер премии - 50 тысяч евро. В разные годы ее лауреатами были, к примеру, такие политики как Гельмут Коль, Ясир Арафат, Кофи Аннан, Михаил Горбачев, кинодеятель Вуди Ален, писатель Артур Миллер и космонавт Валерий Поляков.

2.4.3.3 Премия «Хенкель Арт Авард»

Премия Henkel Art Award была впервые объявлена в 2002 г. Целью премии является лучшее взаимопонимание и культурный обмен между европейскими странами. В течение трёх лет, конкурс проводится в трёх областях современного искусства – живопись, фотография и дизайн. В конкурсе могут участвовать представители из 28 стран Центральной и Восточной Европы, включая Россию. Лучшие работы из представленных на конкурс выбирает жюри из международных экспертов в соответствующей области искусства. Заседание жюри проходит в Вене ежегодно осенью. Церемония награждения финалистов и победителей Henkel Art Award происходит также в Вене в начале ноября. Победитель получит денежный приз в размере 5 000 Евро, помощь в пропаганде своих работ в Вене и в стране проживания.

2.4.3.4 Премия Андрея Первозванного

Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность» учреждена в 1992 году фондом святого всехвального апостола Андрея Первозванного и вручается общественным и государственным деятелям России и других стран, внесшим значительный вклад в укрепление российской государственности, межславянского единства, возрождение духовности в искусстве, литературе и др.

III Русская культура на рубеже веков

3.1 Национальная самобытность русской культуры и процессы глобализации

Понятием «национальный характер» сегодня активно пользу­ются политики, ученые, писатели, журналисты. Часто в понятие национального харак­тера вкладывается самый различный смысл. Долгое время ученые вообще спорили о том, существу­ет ли он в действительности. Но сегодня общепризнанно суще­ствование национальных особенностей, которые представляют свойственное только одному народу сочетание национальных и общенациональных черт. Они проявляются как определенные нормы и формы реакций на окружающий мир, а также как нормы поведения и деятельности. Таким образом, можно сказать, что национальный характер — это совокупность специфических фи­зических и духовных качеств, норм поведения и деятельности, типичных для представителей той или иной нации. История каждого народа сложна и противоречива. По этой при­чине сложен и противоречив и характер каждого отдельного наро­да, который складывается на протяжении веков под влиянием географических, климатических, социально-политических и иных фак­торов и обстоятельств. Исследователи национального характера считают, что вся совокупность детерминирующих факторов и об­стоятельств национального характера может быть разделена на две группы: природно-биологические и социально-культурные. Пер­вая группа факторов связана с тем, что люди, принадлежащие к разным расовым группам, будут демонстрировать разные нормы реакции и темперамента. А тип общества, сформировавшийся утого или иного народа, окажет еще большее влияние на его характер. Поэтому понять характер какого-то народа можно, только если понято общество, в котором этот народ живет и, которое он создал в определенных географических, природных условиях. Важно также и то, что тип общества определяется, преждевсего, той системой ценностей, которая принята в нем. Поэтому воснове национального характера лежат социальные ценности.

Таким образом, национальный характер будет представлять собой совокупность важнейших способов регулирования деятельности и общения, сложившихся на основании системы ценностей общества, созданного нацией. Хра­нятся эти ценности в национальном характере народа. Устойчи­вость ценностей придает устойчивость обществу и нации. Поэтому, чтобы понять национальный характер, нужно вычленить набор цен­ностей, носителем которых является народ. Специальные исследования природы авто- и гетеростереотипов позволили ученым прийти к заключению, что в их основе лежат ценности той или иной культуры. Так историками было до­казано, что важнейшую роль в формировании русской культуры сыграла русская крестьянская община[24][8]. По­этому ценности русской культуры в большой степени являются ценностями русской общины. Среди них древнейшей и важней­шей является сама община,«мир» как основа и предпосылка су­ществования любого индивида. Ради «мира» человек должен был быть готов пожертвовать всем, в том числе и своей жизнью. Это было связано с тем, что большую часть своей истории Россия прожила в условиях осажденного военного лагеря, когда только подчинение интересов отдельного человека интересам всей об­щины позволяло русскому народу сохранить этническую само­стоятельность и независимость.

Таким образом, по своей природе русский народ — народ-коллективист. В русской культуре интересы коллектива всегда сто­яли выше интересов личности, поэтому так легко подавляются в ней личные планы, цели и интересы. Но в ответ русский человек рассчитывает на поддержку со стороны «мира», когда ему при­дется столкнуться с житейскими невзгодами (своеобразная кру­говая порука). В результате русский человек сознательно откла­дывает свои личные дела ради какого-то общего дела, из которо­го он не извлечет никакой выгоды — в этом и заключается его привлекательность. Русский человек твердо уверен, что нужно сначала устроить дела социального целого, которое более важно, чем его собственные дела, а потом это целое начнет действовать в его пользу по собственному усмотрению. Иными словами, в русской культуре преобладают ценностно-рациональные, а не целерациональные (как на Западе) способы действия, которые не просчитываются заранее, могут причинить вред человеку, совершающему их. То есть они содержат смысл в самих себе, при­носят удовлетворение самим фактом участия в них, сознанием того, что ты поступил правильно, что именно этого и требует сейчас социум, дает человеку чувство своей полезности, значи­мости в этом мире. Русский народ в силу своей исторической природы — коллективист, который может существовать только вместе с социумом, который он устраивает, за который пережи­вает и который, в свою очередь, окружает человека теплом, вни­манием и поддержкой. Поэтому, чтобы стать личностью, рус­ский человек должен стать соборной личностью.