ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
(ГОУ ВПО ДВГГУ)
Факультет изобразительных искусств и дизайнаКафедра декоративно-прикладного искусства
Дневное отделение
Реферат
«Мелкая пластика в декоративно-прикладном искусстве»
Выполнил:
Тючкалов Егор Евгеньевич
студентка группы 625 Б
ДПИ ДО ФИИиД
Руководитель:
Старший преподаватель кафедры ДПИ
Л. Т. Плаксий
Хабаровск 2009
Оглавление
Введение
Мелкая пластика — определение
Основные направления в мелкой пластике
Материалы
Стилистика произведений малой пластики
Примеры авторов мелкой пластики
Традиции и новаторство в скульптуре малых форм
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Пластичность глин использовалась человеком ещё на заре его существования, так одними из первых изделий из глины стали скульптуры людей и животных, известные ещё в палеолите. К позднему палеолиту некоторые исследователи относят и первые попытки обжига глины. Но широко обжиг глиняных изделий с целью придать им твёрдость, водоустойчивость и огнестойкость стал применяться только в неолите (около 5 тыс. лет до н. э.).
Освоение производства Керамики — одно из важнейших достижений первобытного человека в борьбе за существование: варка пищи в глиняных сосудах позволила намного расширить ассортимент съедобных продуктов. Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа. Ее осваивали независимо друг от друга в разных частях земли, когда человеческое общество достигало соответствующего уровня развития. Это не исключало в дальнейшем взаимовлияний, в результате которых лучшие достижения народов и отдельных мастеров становились общим достоянием.
Способы обработки глины для получения Керамики, как и самого производства изделий, изменялись и совершенствовались в соответствии с развитием производительных сил народов. Но наличие обжига сохранилось до сих пор.
Керамика часть декоративно-прикладного искусства. Простота производства и доступность материала, а также долговечность, сделали изделия из керамики наиболее распространёнными в культуре человека.
С развитием цивилизации, совершенствовались и изделия. Помимо простейших вещей, появились вещи, несущие не только практическую нагрузку, но и имеющие высокую культурную ценность. Керамика становится искусством.
Сейчас, в повседневной жизни, керамика появляется больше в изделиях декоративно-прикладного искусства. Ваза или кувшин в интерьере, не предназначены для хранения продуктов, а представляют собой его украшение.
В России испокон веков складывались свои традиции в изготовлении керамики. Это и Дымковская и Филимоновская игрушки и Каргопольские свистульки и многое другое. Художники народных промыслов вносят свой вклад в развитие и продолжение традиций Российской керамики.
В настоящее время, при изготовлении изделий из керамики, используются, как традиционные материалы и технологии, которым тысячи лет, так и новые, в чём-то, упрощающие их производство, но расширяющие возможности художников-керамистов.
Таким образом, главной целью данного реферата является выявление основных направлений в скульптуре малых форм, материалов и их свойств, стилистики современных произведений и примеры работ некоторых авторов.
Найти баланс традиций и новаторства, классических и современных технологий производства в современной скульптуре малых форм.
Мелкая пластика—определение
Искусство скульптуры малых форм берёт начало в глубокой древности, в доисторической культуре кроманьонских венер и тотемных фигур. Оно включает в себя — огромное разнообразие направлений, материалов, техник.
Мелкая пластика или скульптура малых форм. — Вид станковой скульптуры, отличающейся небольшими размерами. К мелкой пластике относятся также глиптика и медальерное искусство. В ней используются самые разнообразные материалы: камень, глина, металл, фарфор, стекло, полудрагоценные и драгоценные камни и т. п.
Также мелкая пластика является видом искусства ваяния, подчиняющимся его законам, несущий в себе его признаки и среди них главный — стремление к психологизму и обобщению. Это не только изделия, предназначенные для применения в повседневной жизни и быту, но и произведения искусства, несущие также эстетическую нагрузку, выражающие настроение, душевное состояние автора, уровень массовой культуры, искусства и уровень развития человечества в целом.
Через скульптуру порой можно выразить больше, чем через изображение на плоскости так как человек воспринимает окружающие его предметы используя не только зрение и слух, а так же осязание, обоняние, вкус, интуицию. После обработки полученной информации, в разуме, душе формируются ассоциативные образы, которые могут погрузить человека в различные состояния души: радость, печаль, восторг, ностальгия, тоска, умиротворённость, ощущение полноценности, состоятельности и т.д.
Работая в скульптуре малых форм, автор, в свою очередь, способен передать собирательный образ, используя при этом минимум средств.
Намного сложнее выразить свои чувства не огромным количеством ярких, массивных, громких слов, а использовать для этого привычные, порой банальные приёмы и методы. Именно поэтому скульптура малых так впечатляет нас своей лаконичностью, цельностью, глубиной и, одновременно, простотой смысла. Это и есть основная отличительная черта скульптуры малых форм.
Основные направления в мелкой пластике
Скульптура малых форм изначально развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений.
Это каждый раз зависит от ее назначения. Современная мелкая пластика призвана преодолеть однообразие массового типового интерьера, придать ему индивидуальность.
Внимание к малой пластике и зрителей и художников возрастает с каждым годом.
В современной жизни скульптура воплощает себя большим количеством вещей, дизайнерских, кинетических, игровых и откровенно пользовательских.
Мелкая пластика после длительного времени, когда эпитетом ее чаще всего было обидное для искусства слово «массовка», когда протокольно-натуралистические тенденции были нормой, приобрела значение художественного явления. Все виды изобразительного творчества едины в основе своей природы, многомерны и многоплановы.
Рафаэль занимался орнаментами, Рубенс — картонами для гобеленов, Матисс и Воронихин создавали мебель, Врубель увлекался керамикой, Сомов и Матвеев — фарфором, Мухина — стеклом. Поэтому и не стоит жестко ограничивать рамки скульптуры малых форм.
Рассматривая историю, формирование стиля 1920-1930-х годов, в послевоенный период, был принят взгляд на малые формы как на разновидность декоративно-прикладного искусства второстепенного или просто как ремесла из области промышленного производства.
Этот вид искусства в это время стали притягивать к станковому, требовать от него той же сюжетности, тематичности, скульптура малых форм начала копировать «большое» искусство.
Но то, что в монументах оправданно и уместно: патетика, олицетворение обобщенных понятий мужества, силы, изобилия и т.п., — в скульптуре малых форм превратилось в макет, эскиз. Малая скульптура стала объясняться со зрителем не свойственным ей языком монументальных форм, утрачивая свой собственный.
Она сделалась велеречивой, придуманной. Вместе с помпезно- назидательным стилем в скульптуре малых форм существовало направление натуралистическое оно привело штампу, шаблонности. Шахтера в скульптуре малых форм нельзя было уже представить без отбойного молотка, колхозниц — без буренок. Были, разумеется, и оригинальные произведения. Но массовое направление было базовым.
Вплоть до середины 1960-х существовала ложная в сути своей тенденция сделать из маленькой вещи монумент, еще ощущались протокольно-натуралистические темы.
В книгах о ваянии скульптуре малых форм не отводилось места. Ее считали инородной отраслью, она не занимала исследователей еще и потому, что не являлась в это время интересным фактом искусства.
Круг авторов продолжал складываться в основном из художников, работающих в области народных промыслов и фарфорового производства.
Период осознания скульптуры малых форм как значительного художественного явления мы позволим себе датировать семидесятыми годами еще нет четкого понятия "скульптура малых форм". Однако стало ясно что старых рамках ей уже тесно.
Создается психологическая связь между автором и зрителем, ощущение, что работа сделана для того, кто внимательно ее рассматривает, что к его глазам, его душе, его интеллекту обращены талант и мастерство художника.
В произведениях мелкой пластики раскрываются основные ее свойства, ее интимность, камерность. И ограниченность размеров вовсе не означает ограниченности тем сюжетов.
Её стремительное развитие — в направленности к человеку, к внутреннему, духовному миру людей, характерному для современной культуры. В стремлении внести элемент уникальности в интерьер дома, офиса, особняка.
Для самих художников, малая пластика притягательна широкими возможностями импровизации и эксперимента.
Взаимоотношений масс и фактур. Пластические решения, когда внимание, с одной стороны, свободно обтекает внешние контуры работы, с другой — цепляется за ловушки пустот и просветов между объемами, порождает сложную «игру» притягивая и гипнотизируя зрителя.