Место искусства в жизни человека
1. Понятие искусства. Искусный труд как творчество и красота
Тяга к эстетике у людей — это не просто удовлетворение любознательности. Эстетическое развитие личности — важный признак общего развития. Без красоты, как явления, без искусства с его необъятным содержанием из души человека уходит громадный, светлый мир высоких мыслей и чувств. И человек оказывается опустошенным, бедным.
«Учебником жизни» назвал искусство наряду с наукой Н.Г. Чернышевский в своей знаменитой диссертации «Эстетическое отношение искусства к действительности». Потребность в осмыслении жизни (в особенности современной), в выработке на этой, основе определенных ориентиров собственного поведения и деятельности особенно насущна в юные и молодые годы. Искусство — одно из самых эффективных средств, способных удовлетворить эту потребность.
Термин «искусство» многозначен. В расширительном смысле он означает высокий уровень, мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство ее продукта. Говорят, например, об искусстве каменщика, портного и т. д. В философии под искусством понимают только те виды деятельности, которые воспроизводят мир в специфических образах", живопись, музыка, театр, поэзия, художественная литература и др.
Зачем людям искусство? На этот вопрос мыслители отвечали по-разному. Так, немецкий философ-идеалист Гегель (XIX в.) утверждал, что человек, как духовное существо, для осознания себя самого удвояет себя посредством изменения внешнего мира, воздействия на предметы и явления этого мира. Человек накладывает отпечаток собственной сущности на внешний мир, очеловечивает его. Отсюда и возникает потребность в искусстве, которая проистекает из разумного стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором он узнает свое собственное «Я». Искусство, по мнению Гегеля, имеет своей задачей раскрыть истину в художественно-чувственном образе и оформлении.
Своеобразное понимание искусства сложилось в русской религиозной философии. Так, Вл. Соловьев также видел задачу искусства в преобразовании мира, но само это преобразование он не связывал с социально-классовыми ориентациями. Искусство, для Соловьева, имеет двоякое действие: во-первых, оно производит прекрасные предметы, которых не было в природе, во-вторых, эти предметы воздействуют на душу человека и очищают ее. Другими словами, произведения искусства способствуют реальному улучшению материально-вещественной действительности и мира человеческих переживаний. В этом Вл. Соловьев видел глубинный смысл формулы: «Красота спасет мир». Искусство, считал он, осуществляет, творит красоту в нашей далеко не прекрасной реальной жизни. Но сотворенная искусством красота — это маленький и хрупкий светлый остров в темном море нашего жестокого и тяжелого существования, это тонкий луч надежды. Где гарантия, что красота спасет мир? Ведь искусство до сих пор не сумело преобразовать мир и людей, не сделало их прекрасными. Оптимизм Вл. Соловьева основывался на убеждении что существующие способы и приемы художественного творчества не являются окончательными, что человечество в своем развитии сможет выйти на такой уровень, где сила осуществления красоты в художественном творчестве станет достаточной для того, чтобы сделать прекрасным весь мир.
2. Многообразие видов искусства
В обычной жизни человек нередко говорит об искусстве и его законах, как если бы оно существовало в единственном числе. В широком смысле так оно и есть, но ученые до сих пор спорят о принципах классификаций искусств. Источник этого многообразия философы прошлого видели по-разному: Кант — в многообразии способностей субъекта, Гегель — во внутренней дифференциации объективной идеи, французские материалисты — в различии художественных средств, которыми пользуются музыканты, поэты, живописцы.
Причина разделения искусства на виды — многообразие типов общественной практики человека в сфере художественного освоения мира, опирающееся на эстетическое многообразие действительности, На основе исторической практики человечества, в процессе жизнедеятельности людей возникло богатство человеческого духа, развились эстетические чувства человека, его музыкальный слух, взор, умеющий наслаждаться красотой.
Нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими.
Архитектура. Архитектура зародилась в глубокой древности, на высшей ступени варварства, когда в строительстве начинают действовать законы не только необходимости, но и красоты.
В Древнем Египте строили огромные гробницы (высота пирамиды Хеопса в Гизе — около 150 м), храмы со множеством мощных колонн (в Храме Амона в Карнахе высота колонн 20,4 м, а диаметр 3,4 м). .
В Древней Греции архитектура обретает демократический облик. Культовые сооружения (храм Парфенон) утверждают красоту, свободу, достоинство грека-гражданина. Возникают общественные постройки — театры, стадионы, школы.
В средние века западноевропейская архитектура становится ведущим и самым массовым видом искусства. В устремленных к небу готических соборах выражался религиозный порыв к богу и страстная земная мечта народа о счастье.
Достижения русского зодчества запечатлены в кремлях, крепостных сооружениях, дворцах, культовых и гражданских зданиях (колокольня Ивана Великого, храм Василия Блаженного, постройки из дерева с их богатыми орнаментальными формами — ансамбль Кижи, Зимний дворец, ансамбли Царского Села — творения Растрелли).
Во всех случаях постройки, имеющие явную эстетическую ценность, выражают дух эпохи, определенное мировоззрение тех или иных исторических классов, в них проявляется представление о человеке в мире, его значимости. Архитектура — это «каменная философия» эпохи, которая рассказывает нам о порывах человеческой души, о попытках выразить свои чувства и мысли в игре материальных объемов.
Таким образом, архитектура — это формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребность человека в жилье и общественных помещениях.
Скульптура — это пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений.
Можно выделить несколько видов скульптуры: станковая (предназначена для близкого рассмотрения), монументальная (воспринимается издали, так как имеет более обобщенные формы), монументально-декоративная (связана с архитектурными ансамблями — атланты и кариатиды), декоративно-прикладная (рельефы, орнаменты).
Живопись есть изображение на плоскости картин реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Или, как сказал французский мыслитель Д. Дидро: «Живопись — это искусство сообщаться с душой посредством глаз». Живописи не дано занимать реальное пространство, как архитектуре и скульптуре, жить в естественном свете среды. Зато у нее есть свое оружие, которым она превосходит описанные выше виды. Это многоцветье красок. Цвет — главное средство выразительности живот шеи.
В эпоху Возрождения живопись становится ведущим искусством.
Возрождение открыло законы, перспективы или даже шире — свободное владение пространством. Живопись Ренессанса закладывает основы колористической композиции, выделяющей главное в картине при помощи цвета и света. Рембрандт в своих портретах, пользуясь темным фоном, создает световой акцент, выделяющий самое выразительное в человеке — его лицо и руки.
В XIX в. углубляется и завершается наметившийся ранее процесс размежевания живописи и графики. Специфика графики — линейные соотношения, воспроизведение форм предметов, передача их освещенности. Живопись запечатлевает соотношение красок мира, через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность. Процесс принципиального размежевания живописи и графики завершают импрессионисты. Не рисунок, а Цветовые соотношения изображаемых предметов становятся носителем эстетического смысла живописных произведений.
Так, в картинах К. Моне, рисующих лондонские туманы, схватываются и запечатлеваются тончайшие переливы света.
Сама композиция в живописи становится колористической (картины Ван Гога, Д. Ренуара, Э. Мане). В современной живописи, говорит П. Пикассо, каждый мазок стал точной операцией, подобной действиям часовщика.,
В XX в. резко меняется характер живописи. На видение мира воздействуют фото, кино, телевидение, широта, богатство и разнообразие впечатлений современного человека. Это рождает стремление живописи охватить предмет в его кинообозреваемом виде, предполагающем всесторонний обзор. В живописи XX в. возрастает роль субъективного начала, обостряется значение личного видения, индивидуального восприятия жизни (И. Грабарь «Мартовский Снег»).
Музыка способна оказать воздействие на самых неподготовленных слушателей. И не случайно во всех богослужениях важнейших религий используется музыка: верное средство подвергнуть человека своеобразному наркозу.
Да, музыка может «вознести» человека на небо, наполнив его глаза слезами непонятного восторга. А может вернуть его на землю, наполнив силой, вдохнуть высокие чувства и готовность к самопожертвованию.
Но музыка способна нести и большую мысль, идею, хоть и выраженные, по словам Б. Асафьева, в музыкальной «бессловесной» форме. Композитор не может сказать средствами музыки: «Долой тиранов!». Но музыкальными образами он может показать столкновение чистого, нежного и грубого, жестокого, изобразить сам конфликт и в груди слушателя рождается тот самый призыв, который словесно не прозвучал в произведении.
Итак, возникнув на низших ступенях общественного развития, выполняя в начале преимущественно утилитарную роль (ритуальную), музыка овладела способностью отражать сложный духовный мир человека, борения его мыслей, страстей и чувств.