Особое направление буддизма, распространенное в Тибете, Монголии, Бурятии, называется ламаизмом. Считают, что основу этого направления заложил Падмасамбхава в 8 в. до н.э., а окончательно оформил его религиозный реформатор Цзонкава (15 в. до н.э.). Он основал несколько монастырей, ввел безбрачие духовенства и жестокую монастырскую дисциплину, ограничил практику магическо-эротических обрядов, используя вместо них имитационно-символические приемы. Цзонкава высоко поднял авторитет буддийского монаха – ламы. Лама – духовный наставник мирян.
Одна из разновидностей дальневосточного буддизма – дзэн-буддизм – в последние десятилетия приобрела популярность среди образованных слоев западного общества. Японскому дзэн соответствует китайское чань и санскритское дхьяна, т.е. медитация (созерцание). Это одно из звеньев восьмеричного пути спасения. По преданию, история дзэн-буддизма началась с приходом в Китай с Запада в 520 г. до н.э. индийского монаха Бодхидхармы. Именно ему приписываются основные принципы вероучения дзэн.
В потоке новых религий, проникающих в Россию в настоящее время, особое место занимают так называемые «восточные культы». В том числе течения традиционного и модернизированного буддизма. По большей части они представляют собой самодеятельные общины, имеющие мало общего с аутентичным буддизмом. Нередко они эксплуатируют буддийскую терминологию, символику и обрядность в нерелигиозных целях, используя естественный интерес интеллигенции и молодежи к ориентальным феноменам.
2. Наука эпохи Просвещения
Понятие и функции науки
В числе различных видов человеческой деятельности особую сферу составляет наука, которая является формой общественного сознания. Ее основная функция – познавательная – состоит в том, чтобы вырабатывать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности. Наука включает деятельность по получению нового знания, а также накоплению научных знаний, приобретенных прежде. Другие функции науки – хранение и распространение знаний. Полученные в предшествующие эпохи и новые знания и образуют в совокупности научную картину мира.
В отличие от научной может быть вненаучная и донаучная картина мира. Научная картина мира формируется на основе достижений отдельных наук, например физики, астрономии, биологии, философии и др. может формироваться и общенаучная картина мира. В этом случае определяющим элементом для представления картины мира будет та область познания, которая занимает лидирующее положение.
В современном естественно - научном познании лидирующее положение занимает физическая картина мира. Непосредственные цели науки состоят в описании и предугадывании, прогнозировании процессов и явлений окружающего мира. В широком понимании наука – теоретическое отражение действительности.
Являясь одной из сфер человеческой деятельности, наука – способ освоения мира. Но это специфическая, особая форма деятельности и отличается от других видов деятельности, как в сфере материального производства, так и в духовной сфере.
Познавательные функции науки тесно связаны с воспитательной. Она включает формирование определенной ценностной ориентации и нравственных качеств. Для науки как системы знаний высшей ценностью является достижение истины, а истина в морально-этическом плане нейтральна. Поэтому нравственные оценки не могут быть применимы в самой истине, они могут относиться только к способу, методу получения знаний или к деятельности по применению результатов исследования. Здесь возникает проблема соотношения науки и нравственности, суждение о которой можно вынести в зависимости от целей применения открытий. Ученый должен нести моральную ответственность за социальные последствия антигуманистического применения его открытия.
Своеобразие науки как особой сферы человеческой деятельности можно показать ее сопоставлением с другими видами деятельности. Так, сравнивая науку с искусством, мы видим, что научное творчество отличается от художественного. Если искусство направлено на закрепление субъективного начала в восприятии мира, то в науке содержание знания объективно, и чем выше степень объективности, тем лучше наука выполняет свою познавательную функцию.
Если сравнить науку и религию, то обнаружится, что в основе религии лежит вера в сверхъестественные начала, она обращается к сверхразумным доводам, опирается на душевные откровения. Наука изучает окружающий мир, исходя из него самого, аргументируя и практически подтверждая получаемые ею знания.
Наука входит в более широкое понятие культуры, которая подразделяется на духовную и материальную. Наука является элементом культуры, одной из ее подсистем и одновременно феноменом культуры.
Эпоха Просвещения
В ранних человеческих обществах познавательные и производственные моменты были неразделимы, первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль как бы руководства определенными видами деятельности человека. Накопление таких знаний составило важную предпосылку будущей науки.
Для возникновения собственно науки нужны были соответствующие условия: определенный уровень развития производства и общественных отношений, разделение умственного и физического труда и наличие культурных традиций, обеспечивающих восприятие достижений других народов и культур.
Восемнадцатое столетие имеет немало метаморфических обозначений – «фарфоровый век», «галантный век», «философский век», но наиболее известно определение этой эпохи как века разума и просвещения. Облик этого периода складывался под мощным воздействием идеологического общеевропейского движения просветителей, которые видели главную причину человеческих бедствий и общественных зол в предрассудках, невежестве, суевериях. Образование, свобода мысли – вот, с их точки зрения, путь культурного и социального прогресса. Главное – навести порядок в головах людей, и тогда они преобразуют свою жизнь на разумных, рациональных началах.
В эпоху Просвещения произошло немало научных открытий.
В 18 в. революционные открытия были совершены в астрономии И.Кантом и П. Лапласом, а также в химии – ее начало связано с именем А.Л.Лавуазье. К этому периоду относится и деятельность М.В. Ломоносова, предвосхитившего многое из последующего развития естествознания.
Несмотря на научную революцию 17 в., наука в 18 в. имела репутацию «служанки производства». Открытия Э.Торричелли, Р.А Реомюра, Д. Бернулли, Э. Мариотта и др. во многом способствовали этому.
Предшествующее научно-техническое творчество математиков, механиков, физиков, изобретателей-умельцев подготовило почву для создания машинного производства. Изобретение Дж. Уаттом паровой машины явилось не только конструкторстко-технической деятельности, но «плодом науки».
Достойное место в истории мировой науки занимают ученые и изобретатели России. В числе технических достижений 18 в. должна быть названа постройка под руководством изобретателя К.Д. Фролова уникального гидротехнического сооружения для откачки воды, подъема руды из шахт и привода в действие лесопилки на серебряных рудниках Алтая.
Конструктором и создателем первого универсального двигателя, не нашедшего применения в оРррррррРоссии, был изобретатель И.И. Ползунов. Если бы машина, предложенная Ползуновым в виде проекта, была построена, она могла бы производить работу непрерывно. Кроме того, Ползунов разработал специальное автоматическое устройство для распределения пара и воды.
В современном мире наука приобретает все большее значение и развивается все более быстрыми темпами. Особенно усиливается роль фундаментальной, теоретической науки, и этот процесс характерен для всех областей знаний.
3. Возникновение книгопечатания
По словам Ключевского, типография и книжная лавка – это еще не само просвещение, но его действенные и могущественные орудия. И в самом деле – книгоиздательство в огромной мере способствует распространению грамотности и культуры. Поэтому справедливо мнение тех, кто смотрит на издателей как на просветителей народа и считает их благое дело достойным самой высокой оценки. Среди русских «мастеров книг» особой известностью пользуются трое: первопечатник Иван Федоров, знаменитый книгоиздатель 18 в. Николай Новиков и один из крупнейших отечественных книгоиздателей рубежа 19 и 20 вв. Иван Сытин. С каждым из них связана целая эпоха в истории просвещения.
Иван Федоров
Сведения о раннем периоде жизни русского первопечатника Ивана Федорова очень скудны. Родился он, по всей вероятности, в начале 20-х гг. 16 в. в Москве и происходил из среды посадских людей – ремесленников. Еще в детстве Федоров обучился грамоте, а впоследствии стал очень образованным человеком. В молодости он числился диаконом кремлевской Гостунской церкви. Впоследствии, овдовев, он должен был для сохранения сана постричься в монахи, но вместо того женился вторично, поэтому церковный сан с него был снят.
Известно, что начало книгопечатанию на Руси было положено в царствование Ивана Грозного, который в первые годы своего правления очень заботился о заведении в Москве типографии и для этого решил вызвать знающих мастеров-печатников из Германии и Дании. Когда это не удалось, он начал «изыскивати мастеров печатных книг» в собственном государстве.
Имя Ивана Федорова впервые упомянуто под 1564 г., когда он выпустил свой «Апостол». Но едва ли это была его первая печатная книга, поскольку качество этого издания стоит на очень высоком уровне. Из послесловия Ивана Федорова к «Апостолу» известно, что типография в Москве была создана по приказу Ивана Грозного, с одобрения митрополита Макария. В день открытия типографии 19 апреля 1563 г. царь лично посетил ее. В тот же день Федоров и его помощник Петр Мстиславец приступили к набору. Первый тираж «Апостола» был закончен в марте следующего года. Рукописный текст предварительно был выверен и отредактирован. Устаревшие старославянские слова были заменены более понятными, что приблизило язык федоровского «Апостола» к живому московскому языку 16 в. За основу печатного шрифта был взят крупный полуустав с небольшим наклоном влево, который широко применялся тогда в рукописных книгах. Он отличается четкостью, простотой и изящным начертанием букв, но в тоже время был стилизован под рукописный. Изготовление литер и печатание происходило с большой тщательностью. Строго выдержано одинаковое расстояние между буквами. Начальные буквы всех глав выполнены в виде больших красочных инициалов. Оглавление книги напечатано нарядной вязью. Книга была богато украшена. «Апостол» по своему совершенству нисколько не уступал лучшим зарубежным образцам печатной продукции.