Смекни!
smekni.com

Место науки и религии в развитии общества (стр. 1 из 3)

Контрольная работа


Оглавление

1. Буддизм………………………………………………………………………….3

2. Наука эпохи Просвещения……………………………....……………………..8

3. Возникновения книгопечатания……………………………………………...12

Литература…………………………………………………..……………………15


1. Буддизм

Буддизм – древнейшая из мировых религий, сыгравшая важную роль в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации. До настоящего времени он оказывает огромное влияние на культурный облик и образ жизни значительной части населения стран Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. В мире насчитывается от 300 до 600 млн. буддистов. По существу, буддизм – это грандиозный социо-культурный комплекс, мощная культурная традиция.

Время жизни основателя этой религии Будды Гаутамы относится к 6 в. до н.э. Самые ранние из дошедших до нас письменных источников, повествующих о нем, датируются 1 в. до н.э. Поэтому неудивительно, что описание жизни Будды дополнено легендами и мифами, и отделить фактическое от легендарного сложно. За многие сотни лет своего существования буддизм разделился на множество школ, течений и направлений. Одни из них делают упор на практические аспекты учения, другие – на психологические, метафизические, этические и т.д. но всегда остается нечто, присущее всем направлениям, что позволяет говорить о буддизме вообще, реконструировать его в качестве единого социо-культурного комплекса.

Жизнь Будды – исходный пункт вероучения буддизма

Не следует видеть истоки мировой религии в одной только деятельности выдающейся личности. Однако большинство ученых не сомневаются в том, что проповеди и личный пример Будды сыграли здесь значительную роль.

Будда родился в семье индийского царя (раджи) в Северной Индии. Он получил имя Сиддхартха (выполнивший свое предназначение). Детство, юность и молодость Гаутама провел в имении отца во дворцах и садах. Не имея ни в чем отказа, он не задумывался о трудностях и печальных сторонах человеческой жизни. Женился на прекрасной девушке, у них родился сын. Но счастливое стечение его жизни однажды было нарушено. Оказавшись за пределами дворца, Гаутама повстречал похоронную процессию, а затем убеленного сединами, покрытого язвами больного старца. Это буквально перевернуло его внутренний мир, заставило задуматься об иллюзорности и недолговечности счастья, о всепроникающей силе зла, царящего в мире, и подвигло к действиям, повлекшим за собой, как считают буддисты, кардинальное изменение судеб мира. Следуя широко распространенному в Индии обычаю, оставив дом и семью, Гаутама становится аскетом, надеясь изнурением плоти достичь духовного совершенства и найти выход из той суровой и непривлекательной ситуации, в которой, как оказалось, находится мир. Но семь долгих лет следования монашеским обетам не привели его к желаемому результату. Отвергнув как аскетизм, так и бездумное подчинение чувственным желаниям, Гаутама пытается идти срединным путем, который приводит его к событию, которое буддисты считают ключевым в нашей кальпе, равной 8640000000 годам. Находясь в состоянии медитации под священным деревом бодхи, Гаутама был осенен истиной. В этот момент он и стал Буддой («просветленным», дословно – «пробужденным»).

Демон Мара подвергает его искушениям, предлагает все блага мира – золото, власть, славу и пр. но Будда усилием воли заставил демона отступить, после чего произнес в лесу у города Бенарес свою первую проповедь. Его слушателями были пять монахов и две газели. Прежде всего, Будда сказал о «четырех благородных истинах», с постижением которых начинаются для человека спасение и освобождение.

В течение 40 лет Будда Шакья-Муни проповедовал свое учение. Множество людей благодаря этому освободились от страданий, органически присущих миру смертей-рождений. Затем пришел его срок и Будда умер, чтобы никогда больше не рождаться. По существу, это была смерть не в обычном смысле слова, а великий переход в нирвану (высшее состояние духа). Но семена учения были брошены на благодатную почву. Оно широко распространилось в Индии и вышло за ее пределы.

В 3 в. до н.э. индийский царь Ашока объявил буддизм государственной религией Индии. При нем состоялся 3 Буддийский Собор: два первых – легендарны, один был собран, по преданию, сразу после смерти Будды, а другой – 100 лет после этого события. 4 Собор прошел при царе Канишка (78-123 гг.). На нем было закреплено деление буддизма на два больших направления: хинаяну («малая колесница» - узкий путь спасения) и махаяну («великая колесница» - широкий путь спасения).

Распространившись на Цейлоне, в Индокитае, Индонезии, Тибете, Средней Азии, Китае, а оттуда – В Корее, Японии, буддизм постепенно утратил влияние на своей родине, в Индии, где был вытеснен родственной религией – необрахманизмом (индуизмом).

Нравственные воззрения буддизма

Согласно Палийскому канону, движение по пути спасения начинается с соблюдения моральных заповедей. Затем следует сосредоточение, в котором достигается спасительное знание, неразрывно связанное с освобождением. Для достижения состояния сосредоточения необходимо обуздание органов чувств, бодрствование духа и постоянный самоконтроль. Без этого невозможно даже вступить на путь, ведущий к бесконечной цели – нирване.

Пять начальных заповедей: не убивай никакого живого существа, не бери тебе не принадлежащего, не говори неправды, не прелюбодействуй, не употребляй опьяняющих напитков. Заповеди обязательны как для монахов, так и для принявших буддизм мирян. Сверх того для послушника и монаха обязательны еще пять заповедей: не посещай зрелищ; не используй мазей, благовоний, украшений; не спи на широкой и высокой постели; не имей золота и серебра; не ешь после полудня.

Позднее в число моральных требований были включены доброжелательность, скромность, помощь, уважение, преодоление зависти и т.д. В круг добродетелей, улучшающих карму, вошли слушание и проповедь учения Будды, практика медитации, а к числу пороков дополнительно отнесены невежество, жадность, легкомыслие, оскорбление и пр. Как видим, нравственный кодекс буддизма близок к моральным заповедям других религий, в нем отражается глубокая общность исходных этических взглядов разных народов.

Мифология и вероучение буддизма

Буддийская мифология имеет целый ряд оригинальных и своеобразных черт. От мифологии других мировых религий ее отличает политеистичность – в ней присутствует огромное количество богов и небожителей разных рангов. Вместе с тем человек занимает исключительное место среди всех существ, населяющих нашу Вселенную, так как только он может вырваться из цепей безначальной и бесконечной сансары и стать буддой, т.е. достичь нирваны. Всем другим существам, даже богам, чтобы достичь нирваны, необходимо родиться человеком.

Своеобразно и весьма противоречиво здесь представление о месте и роли Будды, точнее будд. По определению, как уже сказано, будда – существо, достигшее нирваны – наивысшего состояния, противоположного сансаре, когда отсутствует перерождение.

В буддийский пантеон вошли боги брахманизма и индуизма, мифологические существа из религий тех стран, где буддизм распространился впоследствии, а также некоторые реальные исторические деятели: Шакья-Муни, его ученик Шарипутра, знаменитые учителя и реформаторы буддизма Падмасамбхава, Бодхидхарма, Цзонкава и даже настоятели крупных монастырей.

Подробно в буддийских мифах дается устройство мироздания. В Космосе находится неисчислимое количество миров. Центр мира и Земли – гора Меру (Сумеру). Вокруг нее вращаются Солнце, Луна и звезды. Меру окружена семью горными хребтами, за которыми расположены четыре континента (по числу сторон света), населенные людьми и животными. Континенты омываются Мировым океаном и окружены островами.

Основные направления буддизма

Из главных направлений буддизма обычно выделяют хинаяну («малая колесница»), махаяну («великая колесница»), и ваджраяну («алмазная колесница»). Немалую роль в современном буддизме играют ламаизм, а также дзэн-буддизм. Хинаяна, вероятно, наиболее близка к первоначальному учению Шакья-Муни, а махаяна – это дальнейшее развитие и усложнение вероучения и культа. Однако не исключено, что все основные направления буддизма развивались одновременно. Буддизму внутренне присущи толерантность, веротерпимость и плюрализм. Ему неведомы конфликты из-за расхождений в вероучении, а тем более религиозные войны, столь нередкие в истории христианской Европы и мусульманского мира.

Для хинаяны характерен особенно строгий, не каждому доступный монашеский образ жизни, довольно сложный и пышный культ, паломничества к святым местам и т.п. Гаутама считается здесь великой личностью, Учителем, примером достижения нирваны.

Махаяна исходит из того, что спастись может не только монах, но и мирянин, следующий заповедям Будды, совершающий молитвы и иные обряды, одаривающий монахов и прибегающий к их помощи. Махаяна содержит неведомое иным течениям буддизма течение об аде и рае.

Ваджраяна, или буддийский тантризм, сложилась к середине 1 в. до н.э. Здесь признаются основные принципы буддизма и считается, что состояния Будды можно достичь уже при жизни. Для этого применяются йогические упражнения, медитация, магические заклинания (мантры). Важное место принадлежит духовным наставникам (гуру). Сложные и запутанные тантрийские обряды обильно окрашены эротическими символами и восходят к древней магической практике, направленной на повышение урожайности. По учению ваджраяны, Будда достигает просветления, сливаясь со своей шакти (женское божество). В пантеон входят многочисленные женские божества, жены бодхисатв. Правда, сексуальная практика находилась в резком противоречии с моральными принципами буддизма, поэтому первоначальное ритуальное общение полов с целью приобретения энергии постепенно заменялось имитациями, символическими действиями, заклинаниями, магическими графическими изображениями.