В заключение скажу, что навыки формирующиеся во время распевок в следствии становятся рефлекторными. И по сути в одном упражнение моно выявить целый комплекс выработки навыков. Эти упражнения обязательно должы быть выбраны в определённой последовательности, и не важно количество, но это не значит, что нужно выбирать много распевачных упражнений так как, там будет чрезмерные задачи это будет перегрузкой детей, следовательно отсутствие приобретения навыка.
Ещё один аспект: в работе над упражнениями следует идти меньшими шашками, т.е. не пытаться добиться всего и сразу на одном занятие, иначе подобное действо в любом случае будет обречено на провал, поскольку перед певцами будет ставится непосильные задачи.
Залог успеха: - Тише едешь, дальше будешь. Всё зависит от дирижера –руководителя, он руководит творческим процессом.
3. Работа над вокально хоровыми навыками.
Дикция (греч.) – произношение «Критерий достижения хорошей дикции в хоре – это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией»[1]
Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Работая над дикцией с хоровым коллективом, хормейстеры обычно стараются научить певцов, как можно чётче и яснее произносить согласные. Это совсем неплохо потому что именно ясность согласных помогает, понять текст произведения. Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Необходимо научить хор и приёму редуцирования[2] и продолжительности выдерживания звука на гласных, нейтрализация гласных, произнесение их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования чем в речи. Быстрому произношению согласных с оттеснениями их внутри слова к последующему гласному. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания.
Работа над гласными.
Основной момент в работе над гласными – воспроизведении их в чистом виде то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.
Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижение унисона в хоровых партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.
А.В. Свешников составил схему выравнивания гласных, которую по его выражению применял в зависимости от того «что требуются звуки» (осветление, озвончение или округление). По этой схеме выравнивания можно начинать с любой, лучше всего звучащей гласной в хоре когда каждое звено при пение охватывало все гласные.
Округление гласных осуществляется за счёт прикрытия звука, не следует путать это понятие с сонбированием т.е. затемнением.
а | е | и | о | у |
а – е – и – а а – е – о – а а – е – у – а | е – а – и – е е – а – о – е е – а – у – е | и – а – е – и и – а – о – и и – а – у - и | о – а – и – о о – а – е – о о – а – у – о | у – а – и – у у – а – е – у у – а – о – у |
а – и – е – а а – и – о – а а – и – у – а | е – а – а – е е – и – о – е е – и – у – е | и – а – а – и и – е – о – и и – е – у – и | о – е – а – о о – е – и – о о – е – у – о | у – е – а – у у – е – о – у у – е – и – у |
а – о – и – а а – о – е – а а – о – у – а | е – о – а – е е – о – и – е е – о – у – е | и – о – е – и и – о – а – и и – о – у – и | о – и – а – о о – и – е – о о – и – у – о | у – и – а – у у – и – е – у у – и – о – у |
а – у – и – а а – у – е – а а – у – о – а | е – у – а – е е – у – о – е е – у – и – е | и – у – е – и и – у – е – и и – у – о – и | о – у – а – о о – у – е – о о – у – и – о | у – о – а – у у – о – и – у у – о – е – у |
С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование гласного звука связана с формой и объёмом ротовой полости. Формирование гласных в высокой певческой позиции в хоре представляет определённую трудность.
Звуки «У, Ы» - формируются и звучат более глубоко и далеко. Но фонемы имеют устойчивое произношение, они не искажаются, в словах эти звуки труднее поддаются, индивидуализированному произношению, чем «А, Е, И, О». У разных людей, они звучат приблизительно одинаково.
Отсюда и следует специфическое хоровое применение этих звуков при исправление «пестроты» звучания хора. И унисон достигается легче именно на этих гласных, а также тембрально хорошо выравнивается звук. При работе с произведениями, после пропевания мелодии на слоги «ЛЮ», «ДУ», «ДЫ» - исполнение со словами приобретёт большую ровность звучания, но опять же если певцы хора внимательно будут следить за сохранением одинаковой установки артикуляционных органов, как при пение гласных «У и Ы».
«У» Требует высокого подсвязочного давления, естественная певческая установка гортани. Использование гласной «У», особенно на начальном этапе работы над певческим навыком в хоре, важно для выработки певческого дыхания, ликвидация горлового пения, форсированного звучания, возникающего у певцов от неправильного положения гортани. С применением мягкой атаки эта гласная помогает сглаживать регистры на переходных звуках и округлять их. Свешников считал гласную «У» головной, пение которой вырабатывает высокую вокальную позицию. И поскольку «У» является «тёмной» гласной, долгое пение на ней приводит к «тусклому звучанию». А.В. Свешников рассветлял её на упражнениях (У – А).
Гласная «Ы» является производной от «И», и если в речи «Ы» звучит мгновенно, в пение он фиксируется протяженностью звука.
Чистый гласный звук «О» обладает свойствами, что «У, Ы» но в меньшей степени.
Наибольшую пестроту в пение придаёт гласный звук «А» поскольку разными людьми произносится по разному, в том числе у разных языковых групп, это следует учитывать, исполняя произведение на иностранных языках. Например, у итальянцев – «А» из глубины глотки, у англичан – глубоко, а у славянских народов гласная «А» имеет плоское грудное звучание. Использование этой фонемы в занятиях с начинающими учениками нужно весьма осторожно. Свешников начинал обучение с гласной «А», солидарен с педагогом-вокалистом И.П. Пряниковым: «У большинства певцов хороший звук легче всего образуется на гласной «А», потому что при нём части рта и языка находятся в натуральном положении». Так же А.В. считал эту букву одной из самых сложных, и что тяготеет к светлой, и требует округления (ближе к о). Ф.???: «Гласная «А» есть основ голоса…и главный подводный камень…основательное изучение её имеет особое влияние на все остальные гласные[3].
«И, Э» - стимулируют работу гортани, вызывают более плотное и глубокое смыкание голосовых связок. Их формирование связано с высоким типом дыхания и положением гортани, они осветляют звуки и приближают вокальную позицию. Но эти звуки требуют особого внимания в отношение округления звука.
Гласная «И» должна приближённо звучать к «Ю», иначе приобретает неприятный, пронзительный характер. И то бы звучание не было «узким» Свешников считал необходимым соединять её с гласной «А» (И-А).
Гласная «Е» должна быть сформирована как бы от артикулярного уклада а.
Гласные «Э, Ю, Я, Ё» благодаря скользящему артикулярному укладу, поются легче чем чистые гласные.
Таким образом работа в хоре над гласными – качество звучания и заключается в достижение чистого произношения в сочетание с полноценным певческим звучанием.
Работа над согласными.
Формирование согласных в отличие от гласных связано в возникновение преграды на пути тока воздуха в речевом такте. Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании.
Следуя из функции голосового аппарата на 2-е место после гласных, следует поставить сонорные звуки: «М, Л, Н, Р». Они получили такое название, так как могут тянутся, нередко стоят наравне с гласными. Этими звуками добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски.
Далее звонкие согласные «Б, Г, В, Ж, З, Д» - образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов. Звонкими согласными, как и сонорными добиваются высокой певческой позиции и разнообразия тембровой краски. На слоги «Зи» достигают близости, лёгкости, прозрачности звучания.
Глухие «П, К, Ф, С, Т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. Свойственен взрывной характер, но на глухих согласных гортань не функционирует, легко избежать форсированного звучания при вокализации гласных с предшествующими глухими согласными. На начальном этапе это служит выработки чёткости ритмического рисунка и создаёт условия, когда гласные приобретают более объёмное звучание («Ку»). Считается что согласная «П» хорошо округляет гласную «А».