Мифология – совокупность мифов разных эпох и народов, где миф (с греч. – сказание, предание) является повествованием о первопредках, богах, духах, героях. Мифотворчество возникает в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства, причем мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы: о происхождении мира (космогонические мифы), богов (теогонические мифы), человека (антропогонические мифы), солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы), различных человеческих навыков и умений, обычаев и обрядов, жизни и смерти и др. Мифы объясняют устройство вещей и явлений, ход времени, повествуют о конце света, словом, дают единуюкартинумира древнего человека. В первобытном обществе все мифы являлись основным способом познания мира. В мифологических сказаниях накапливался опыт и знания многих поколений. При этом, может быть, ни в одной науке не содержится так много различных гипотез. Со второй половины XIX века черты мифологического объяснения реальности стали обнаруживаться даже там, где их меньше всего ожидали увидеть. Так, мифологические идеи о строении космоса, о возможности во Вселенной разных миров, неоднородности времени и пространства, диалектики прошлого и настоящего, материальности времени, взаимосвязи всего живого, противоречивости бытия, природно-духовной сущности человека, продления человеческой жизни, космичности и вечности жизни, единства живого и косного, их взаимопревращений, искусственного создания жизни, пределов человеческих возможностей и др. в значительной степени стимулировали развитие современной научной мысли. Мифы также выполняли аксиологическуюфункцию: в них сконцентрированы основные духовныеценности древнего человека – добро и зло, справедливость, любовь, счастье, красота, бог, душа, мудрость и т.д. Мифы устрашают, учат, воспитывают, напоминают. Общая черта мифов – синкретичность человека и природы, прошлого и настоящего, вымысла и реальности, естественного и сверхъестественного, вещи и слова, существа и его имени, а также наивное очеловечивание всей природы. Главное для мифологического сознания – вера в излагаемые факты, поэтому и невариативностьмышления, т.е. недопустимость иных толкований и мнений. Все мифы очень образны, наглядны: объясняемые явления персонифицированы, но в то же время в какой-то степени и обобщены. При этом использование архетипов, или смысло-образов в мифах свидетельствует о высоком уровне обобщений: абстрактныеидеи принимают форму наглядно-чувственного образа, символа, аллегории. Таким символом может стать не любой образ, но только тот, который несёт универсальную объяснительную нагрузку (яйцо, вода, земля, огонь, гора, лабиринт, лестница, круг или квадрат и др.). Мифы можно считать знанием, предшествующим философии.
Список использованных источников
1. Полищук В.И. Культорология: Уч. пособие. – М.: Гардарини. – 1999. – 446 с.
2. Шалютин Б.С. Общество произошло от обезьяны» // Человек. №3, 2003, 12 с.
3. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 608 с.
4. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – 170 с.
5. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М.: Правда, 1989. – 397 с.
6. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. – Саранск, 1996. – 350 с.
7. Юнг К.Г. О психологии бессознательного. – М.: Канон, 1998. – 286 с.
8. Лосев А.Ф. Форма – стиль – выражение. М.: Мысль, 1995. – 316 с.
9. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1998. – 163 с.
10. Касавин И.Т. Магия: её мнимые открытия и подлинные тайны // Заблуждающийся разум? М., 1990. – 81 с.
11. Ерёмина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991. – 165 с.
12. Малиновский Б. Магия, наука и религия. – М.: Рефл-бук, 1998. – 297 с.
13. Культурология для технических вузов. Ростов: Феникс, 2001. – 448 с.