Следует обратить внимание на еще один момент, который особо подчеркивается в шумерском мифе; это безболезненные роды. Ведь в Библии только из-за непослушания Адама и Евы на них было послано проклятие: "со скорбию рожать будешь детей" (Книга Бытия 3: 16). Интересно также сопоставить "преступления" Энки и "грех" первых людей. Желая познать "сердце" растений, Энки съедает их. Адам и Ева вкушают запретный плод, хотя бог сказал: "От дерева познания добра и зла, не ешь от него" (Книга Бытия 2: 17). Итак, стремление к познанию явилось причиной того, что у шумеров по воле богини Нинхурсаг (Мать-Земля) заболел Энки, а в Библии по приказанию бога из рая были изгнаны Адам и Ева.
Сопоставление библейского описания сотворения мира в "Книге Бытия" с вавилонской поэмой "Энума элиш" ("Когда вверху") позволяет увидеть множество аналогий между ними. Космогония, сотворение человека из глины и отдых творца и там, и здесь почти совпадают по очередности, однако мы встречаемся с иудейской интерпретацией. Бог Яхве говорит: "Создадим человека по образу и подобию нашему и пусть господствует над рыбами... и над пернатыми... и над скотом и над всей землей". (Книга Бытия 1, 26). Этот человек, сотворенный в самом конце по-вавилонски и сделанный из глины тоже по-вавилонски, получает иудейскую интерпретацию. Она заключается в реплике Создателя, в корне отличной от шумерского "раба божьего", а именно - человек должен господствовать над землей со всем, что на ней есть. Это уже не по-шумерски, а по-иудейски и по-европейски. И это колонизаторское господство "над всей землей", завещанное Торой, уже на протяжении нескольких десятилетий угрожает человечеству глобальной экологической катастрофой. Вот к чему может привести богоподобие человека, его право распоряжаться землей, растениями, животными, воздухом и водой. В целом же следует отметить, что не только в негативных, но и в позитивных интерпретациях культурный опыт Месопотамии используется в современной мировой культуре.
Одна из важных проблем изучения культур древнего мира - осмысление их разнообразия и уникальности. С высот современного цивилизационного развития древние культуры обретают свою значимость в тех достижениях, которые послужили "кирпичиками" для создания современного научно-технического мира. Но есть и другие подходы - те, в рамках которых культура рассматривается как способ существования этноса, способ преодоления им исторического пространства. В данном случае на первый план выступает своеобразие и уникальность различного типа культур, сохранивших во времени свое ядро.
На прошлой лекции мы говорили о культурах Древнего Египта Месопотамии. Они перестали существовать как самостоятельные цивилизации, оплодотворив своими достижениями культуры других народов. Культуры же Индии Китая существуют по сей день в своей уникальности и самобытности.
Охарактеризовать особенности исторического пути культур Древнего Востока и выявить их отличие от западных культур помогает теория осевого времени, созданная немецким философом ХХ века Карлом Ясперсом
В основе концепции К. Ясперса лежит идея "осевого времени". Под этим понятием философ подразумевает эпоху, когда, по его мнению, возникла основа мировой истории человечества, была заложена "ось" мировой истории. Ясперс полагает, что это произошло в промежутке между 800 и 200 г. до н.э. В эту эпоху, как он считает, в разных регионах Земли, и, прежде всего, в трех центрах - Индии, Китае и Греции, - произошли принципиальные и однотипные в своей основе духовные изменения, определившие все последующее в истории человечества. В Китае это было связано с Конфуцием, Лао-Цзы и другими древнекитайскими мыслителями, в Индии - с Упанишадами и Буддой, в Греции - с возникновением и развитием древнегреческой философии. Кроме того, Ясперс указывает на Заратустру в Иране и на иудейских пророков. Характеризуя изменения, ознаменовавшие осевое время, Ясперс говорит о том, что и на Западе и на Востоке в эти годы подошла к концу мифологическая эпоха и началась борьба рациональности против мифа, появились философия, представление о трансцендентном Боге, "произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью". "Все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением", - пишет он. "Тем, что совершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего дня". Если выразить самое главное, в чем фокусируются для Ясперса изменения, связываемые им с осевым временем, то это - возникновение индивидуального самосознания (рефлексии), становление личности и личностного отношения к Богу.
Таким образом, цивилизации Древнего Египта и Месопотамии остались за осью мировой истории, в то время как культуры Индии и Китая (вместе с древнегреческой культурой и культурой Ближнего Востока), находятся на этой оси.
Мировоззренческие и философские основания китайской культуры были заложены в учениях Конфуция и Лао-Цзы.
Конфуций - латинизированное произношение китайского Кун-цзы, т.е. "учитель Кун". На протяжении более чем двадцати столетий идеи Конфуция были духовной основой общественной жизни, оказав глубочайшее влияние на историю и национальный характер китайцев. Главной заслугой конфуцианства было стремление совместить государственность и человечность, понимаемые в духе восточной традиции. Конфуций предлагает распространить принцип отношений в большой семье (клане) на все общество и осуществить это с помощью традиционного для Китая ритуализированного этикета - правил ли (ли переводится как благопристойность, этикет, ритуал).
Установление порядка в государстве начинается с овладения собой и наведения порядка в собственной душе. При этом главным средством самовоспитания является усвоение ритуализированного этикета. Лишь привыкая выражать свои чувства раз и навсегда установленным образом, человек перестает быть рабом стихийных страстей и обуздывает темное начало души.
Делая ритуализированный этикет своим внутренним содержанием, человек обретает жень - гуманность, человеколюбие. Заметим, что конфуцианское жень отличается от "гуманности" в том смысле, какой придает этому слову европейская христианская культура. Основой европейского гуманизма является идея самоценности человека как личности, уважение к его индивидуальной свободе и достоинству. Основой конфуцианского человеколюбия является семейный долг, уважение человека как носителя родовых связей. Однако для своего времени Конфуций делает очень важный шаг: он распространяет чувство семейно-клановой солидарности на всех людей, поскольку они являются членами общества, так что "жень" теперь становится всеобщим этическим нормативом
Назначение конфуцианской этики можно сформулировать следующим образом: через ритуализированный этикет - к воспитанию "благородного мужа", являющегося основой общества и государства. Именно доминирование этического момента определяет специфику конфуцианской теории государственного управления.
С точки зрения современного европейца такой подход выглядит наивной утопией. Однако на самом деле идеи Конфуция были весьма практичны для своей эпохи. Ведь Конфуций имел в виду не мораль, основанную на личной совести, а мораль, целиком построенную на чувстве стыда и корпоративного долга (во-первых, мораль совести еще не существовала, а во-вторых, было бы и вправду наивно полагаться на личную совесть как основу и средство управления государством). У Конфуция речь идет о патриархальной семейно-клановой морали, которая заставляет человека воспринимать себя лишь как часть целого (семьи, рода). Эта патриархальная мораль не только не основана на свободе и личном выборе человека - она даже не предполагает их существование в качестве нравственных ценностей.
Итак, конфуцианство отстояло "человечность" (жэнь) и относительную автономность общества перед деспотизмом государственной власти, но сделало это через опору на традиционные семейно-клановые связи и безраздельное подчинение человека своему клановому долгу. Поэтому сокровенную суть конфуцианства можно выразить так: это была программа совмещения восточной государственности с принципом человечности через построение "тоталитаризма с человеческим лицом".
Конфуцианцы надеялись исчерпать человеческое сердце и гармонизировать жизнь с помощью ритуализированного этикета. Однако человеческое сердце неисчерпаемо, и путь его нельзя вычислить. Поэтому не случайно, что одновременно с конфуцианством появилась совершенно иная ветвь китайской культуры, совершенно новое учение о жизни (и вместе с тем - способ жизни) - даосизм. Оно отвергало попытку запрограммировать человека, опутав его ритуалом, и исходило из бесконечной глубины человека. Но древность не знала человеческой личности. Поэтому, когда мудрецы обнаруживали внутреннюю бесконечность и универсальность человека, они, как правило, связывали их с природой. Создатель нового учения - Лао-Цзы - считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем великой жизни природы. Отсюда и название учения - даосизм (иероглиф дао буквально переводится как "путь").