Смекни!
smekni.com

Многообразие знаний о культуре (стр. 1 из 53)

Содержание

Введение

Лекция 1. Культурология как область гуманитарного знания

1. Сущность и предназначение культуры

2. Многообразие знаний о культуре

3. Культурология как интегративная область знания

Лекция 2. Оформление понятия культуры в классической европейской философии

1. Мыслители античности, средних веков и Возрождения о культуре

2. Проблема культуры в философии Нового времени

3. Проблема культуры в немецкой классической философии

Лекция 3. Понимание культуры в неклассической западной философии конца XIX - начала XX вв.

1. Проблема культуры в философии Маркса

2. Культурологическая концепция Ф. Ницше

3. Циклические модели культуры (культурологические концепции Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера)

Лекция 4. Русская культурологическая мысль

1. Культура и творчество в философии Н.А. Бердяева

2. Философский символизм П.А. Флоренского и проблемы культуры

3. Культурологическая концепция П. Сорокина

Лекция 5. Основные стратегии современной культурологической мысли

1. Психоаналитические концепции культуры

2. Культурная антропология

3. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К. Леви-Стросса)

Лекция 6. Структура и функции культуры

1. Структурная целостность культуры

2. Функции культуры

Лекция 7. Типология культуры

1. Понятие культурного типа

2. Массовая и элитарная культура

3. Субкультура и контркультура

4. Характеристика основных направлений молодежных субкультур

Лекция 8. Первобытная культура

1. Особенности первобытной культуры

2. Миф и первобытная культура

3. Первобытное искусство

Лекция 9. Культура древних цивилизаций

1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока

2. Культура Древнего Египта

3. Особенности культуры Месопотамии

Лекция 10. Культуры Востока (Индия и Китай)

1. Теория осевого времени К. Ясперса

2. Религиозно-философские основания китайской индийской культуры

3. Особенности художественной культуры Древнего Востока

Лекция 11. Античная культура

1. Античность как тип культуры

2. Художественная культура Древней Греции

3. Культура Древнего Рима

Лекция 12. Культура европейского средневековья

1. Особенности средневекового менталитета

2. Средневековая картина мира

3. Художественная культура западноевропейского Средневековья

Лекция 13. Культура эпохи Возрождения

1. Гуманизм - ценностная основа культуры Возрождения

2. Особенности художественной культуры Ренессанса

3. Северное Возрождение и Реформация

Лекция 14. Европейская культура Нового времени

1. Основные черты культуры Нового времени

2. Культура эпохи Просвещения

3. Западноевропейская культура XIX века

Лекция 15. Культура XX века

1. Индустриальная цивилизация и проблемы культуры

2. Элитарное искусство и массовая культура ХХ века

Лекция 16. Культура России

1. Особенности исторического развития русской культуры (VI-XVIII вв.)

2. Русская национальная культура эпохи расцвета (XIX - начало ХХ вв.)

3. Феномен советской культуры

4. Современная социокультурная ситуация в России

Лекция 17. Белорусская культура в контексте мировой культуры (обзорная лекция)

Литература

Введение

Система современного образования ориентирована на актуализацию всех творческих способностей студентов: гармоническое развитие их интеллектуальных, профессиональных, нравственных и эстетических качеств. Значительную роль в решении этой задачи призвано сыграть изучение цикла гуманитарных дисциплин. Важная роль в гуманитарной подготовке специалистов принадлежит культурологии. В ходе изучения культурологии студент должен научиться понимать и уметь объяснить явления культуры, их роль в человеческой жизнедеятельности, различать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы, знать историю мировой и отечественной культуры, заботиться о сохранении и приумножении национального и мирового культурного наследия.

Обращает на себя внимание одно интересное обстоятельство, сопутствующее развитию культурологи как области знаний - интерес к ней возрастает в годы духовного кризиса, когда возникает настоятельная необходимость глубже понять природу человека и его деяний, суть его взаимоотношений с обществом. Пик интереса к культурологии, возникший в нашей стране в 80-е-90-е гг. ХХ в., - одно из подтверждений этого обстоятельства. В начале 90-х гг. культурология была введена как обязательная общеобразовательная дисциплина в программу вузовского обучения. Так ученые-гуманитарии оказались перед необходимостью ответить на вопрос, что же представляет собою культурология, эта наука о культуре, столь нужная современному человеку в эпоху социальных изменений.

Таким образом, вузовский "стаж" культурологи - всего лишь десятилетие. Для учебной дисциплины это немного. Культурология - самая юная из наук гуманитарного цикла, она пребывает в стадии становления, выработки собственной методологии и методов преподавания. Сегодня издается большое количество учебных пособий и учебников по культурологи. Авторы каждого из них претендуют на собственное видение предмета. Это вносит трудность в процесс освоения курса студентом, подготовки студента к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам. Эти трудности усугубляются и тем, что культурология преподается на первом курсе, когда студенты, еще вчерашние школьники, сталкиваются с очень серьезным пластом культурно-философских рефлексий, со сложным теоретическим и большим по объему историко-культурным материалом. Курс культурологии требует от изучающих его определенного уровня знаний, полученных в средней школе по гуманитарным предметам (литературе, истории и др.).

Составитель данного методического пособия не претендует на авторскую концепцию курса. Пособие представляет обобщение материала существующих учебников по культурологии и его адаптацию к требованиям существующей рабочей программы и специфике вуза. В конце приводится список основной и дополнительной литературы по каждой теме, который, при этом, не является догмой. Студент имеет право избирать для подготовки и иные источники, выражать собственную позицию или несогласие с трактовкой той или иной темы в данном пособии. Задача составителя пособия - не расставить окончательно все точки над "и", а дать студенту теоретические основы знаний по предмету, ориентиры в раскрытии той или иной темы.

Осталось пожелать студентам творческих дерзаний и успехов в учебе.

Лекция 1. Культурология как область гуманитарного знания

1. Сущность и предназначение культуры

Культура - ключевое понятие культурологии. В обыденном сознании слово "культура" выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Определений, что такое культура, очень много, и каждый раз, говоря о культуре, мы имеем в виду совершенно разные явления. Можно говорить о культуре, как о "второй природе", то есть обо всем, что создано руками человека и привнесено в мир человеком. Это самый широкий подход и, в таком случае, орудия массового уничтожения - тоже в определенном смысле явления культуры, равно как и душегубки Освенцима или какие-нибудь суперсовременные суперточные ракеты дальнего поражения. Можно говорить о культуре как своего рода производственных навыках, профессиональных достоинствах - мы употребляем такие выражения, как культура труда, культура игры в футбол и даже культура карточной игры.

Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Человек живет не только в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие - лишь узкому кругу посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей и интеллектуального сверхнапряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий - культура.

Понятие "человек" и "культура" неразрывно связаны друг с другом. Почвоведение оперирует термином "гумус" (показатель плодородия почвы). В контексте взаимосвязи человека и культуры напрашивается метафорический вывод о том, что уровень "духовного плодородия" человека, его "духовного гумуса" в существенной степени определяется воздействием на него культуры, и в частности таких ее инструментариев, как воспитание, образование, развитие творческих задатков и т.д. Образно говоря, древо человечества может произрастать и плодоносить лишь на богатой культурной почве.

К сожалению, в XX в. возникли предпосылки, ведущие к истощению "культурного гумуса", утрате человечности, гуманности в человеке. Расовая нетерпимость, культы насилия и техники, животный индивидуализм - все это бросает вызов культуре. А две мировые войны, уничтожившие миллионы людей, концентрационные лагеря и газовые камеры, оружие массового поражения, натовские военные базы - все это придает контркультуре реальное очертание.

Все эти трагические коллизии есть результат не природных стихий или злого провидения, а человеческой деятельности. Именно таким образом было разрушено одно из великих заблуждений эпохи Просвещения - вера в то, что прогресс неодолим. Развенчание иллюзии прогресса поставило под сомнение реальное влияние фундаментальных ценностей культуры на смысл и предназначение человечества. Эрозия надежд на осмысленное будущее подвела человечество к своеобразному футурологическому "шоку": страх перед неопределенностью в жизни, утрата смысла своего существования, снижение уровня самооценки и, как следствие этого, потеря уважения к окружающим людям.

Возможен ли выход из этой ситуации? Существуют два варианта: первый - жить исходя из принципа - после нас хоть потоп; второй - выработка стратегии сохранения культуры.

Первый принцип безнравствен и преступен, так как он снимает историческую и этическую ответственность человека за сохранение не только культуры, но и человечества в целом.