Французский исследователь культуры А. Моль разработал универсальную модель, по которой можно определить различные этапы распространения культурных образцов и барьеры, возникающие на пути этого процесса. Модель (см. рис. 3) представляет собой замкнутый цикл, который начинается с индивидуального творчества и заканчивается слиянием созданного культурного образца с массовой культурой общества (68, с. 94)
В соответствии с моделью А. Моля любое распространение культурных образцов начинается с деятельности творческих личностей, каждая из которых на основе своей умственной деятельности, экспериментов, прошлого опыта создает продукт или произведение культуры, по своим качествам пригодный для использования в некоторой социальной группе. При демонстрации нового культурного образца в малой группе происходит его первая оценка. В том случае, если образец устраивает членов малой группы, он принимается, и это считается первым распространением культурного образца в микросреде. На этом распространение культурной нормы или ценности может закончиться. Очень часто можно наблюдать нормы, которые характерны только для определенной семьи или какого-либо рабочего малого коллектива и не распространяются на большую социальную совокупность.
Для дальнейшего распространения культурного образца необходимо, чтобы он, во-первых, имел ценность и значимость в пределах большой группы или общества; во-вторых, он должен быть растиражирован в доведен до массовой аудитории с помощью средств массовой коммуникации. Но для того чтобы получить такую возможность, культурный образец должен быть оценен с точки зрения его новизны в полезности. Это достигается путем поиска аналогичных или близких культурных образцов в банке информации, созданном в процессе предыдущей деятельности людей. При этом выход нового культурного образца на средства массовой коммуникации во многом подвержен случайностям, обусловленным конкуренцией и чисто техническими условиями.
Средства массовой коммуникации доводят новую ценность либо социальную норму до широкой публики, или до макросреды. Однако это не означает, что каждая идея, распространяемая средствами массовой коммуникации, может стать частью массовой культуры. Мы получаем ежедневно огромный объем информации и отбираем из нее лишь незначительную часть для усвоения. Если новая культурная норма или ценность принимается широкой аудиторией, макросредой как необходимая, полезная часть культуры, если она выдерживает конкуренцию с другими образцами культуры данного общества, она становится частью этой культуры. В ходе дальнейшего использования культурный образец усваивается людьми, входит как неотъемлемая часть в индивидуальную культуру личностей, и процесс повторяется.
Гибкость культуры, ее способность изменяться и приспосабливаться к окружающей среде во многом зависит от скорости обращения новых идей, составляющих основу культурных образцов.
Культурное своеобразие проявляется не только в удовлетворении биологических потребностей и естественных привычках поведения.
Этнографы давно подметили любопытный факт:
Народы, живущие в сходных условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставили дом к улице торцом, а русские южане располагали его вдоль улицы. Балкарцы, истины, карачаевцы живут на Кавказе в тесной близости друг к другу. Но первые строят каменные одноэтажные дома, вторые — двухэтажные, а третьи — деревянные дома. Раньше у узбеков по одной лишь тюбетейке можно было безошибочно определить, из какой местности происходит человек. По одежде русской крестьянки XIX века можно было точно установить, в какой местности она родилась. Культурные и национальные особенности находят выражение и в способе употребления и приготовления пищи. В Молдавии хлеб пекут из кукурузы. Русский студень — специально охлаждаемое блюдо — становится на Кавказе горячей кашей. Во Франции чай пьют редко, англичане же употребляют его с молоком. В Европе кофе пьют больше, чем в России.
Заключение
Многообразие культур — объективная реальность, и к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами.
Удивительное многообразие культур на Земле объясняется тем, все люди разные и каждый придерживается какой-то своей точки зрения, каких-то своих принципов, стереотипов. Если бы на Земле была одна культура, то все бы думали одинаково. Но, разве это возможно? В каждой стране существуют свои отличительные от других порядки, традиции, мировоззрения и т.д., и у каждых "своя культура".
1. Форма культуры, связанная с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира, воспроизводящая мир в образах и символах, называется:
а) наукой
б) религией
в) искусством
г) моралью
2. Фетишизм – это:
а) комплекс обрядов
б) запрет на что-либо
в) вера в духов
г) культ неодушевленных предметов
3. Леонардо на Винчи –
а) выдающийся итальянский живописец
б) выдающийся испанский живописец
в) выдающийся французский живописец
г) выдающийся немецкий живописец
4. Культура, создаваемая анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, называется:
а) элитарной
б) народной
в) массовой
г) духовной
5. Культурно - информационный обмен в древнейшем и древнем мире осуществлялся в наибольшей степени в результате:
а) дипломатических контактов
б) войн и завоеваний
в) торговли
г) путешествий
6. Что подразумевается под античной культурой?
а) Культура Римской империи
б) Культура республиканского Рима
в) Культура Древнего Рима и Древней Греции
г) Культура Древней Греции
7. Преобразовательная деятельность человека, в результате которой создаются нематериальные ценности, называется:
а) материальной культурой
б) культурой потребления
в) духовной культурой
г) культурой производства
8. Теория культуры изучает:
а) человека в его развитии
б) отношения между этническими группами
в) экономические связи общества
г) культуру как понятие (систему и процесс) и явления культуры
9. Что такое антикультура?
а) одна из творческих альтернатив культуры
б) система устаревших ценностей
в) противопоставление доминирующей культуре
г) деструктивный социальный феномен
10. Что относится к культурному наследию?
а) произведения искусства
б) садово-парковые ансамбли
в) все предметы материальной культуры и опредмеченные духовные ценности
г) здания, строения, оставшиеся от прошлого
11. Происхождение искусства исторически связано:
а) с ритуалом и культом
б) с развитием природы
в) с политической деятельностью
г) с сокращением численности животных, на которых охотился первобытный человек
12. Какая черта характеризует исключительно массовую культуры:
а) связь с творчеством
б) сложность и противоречивость
в) общедоступность
г) высокий уровень коммерциализации
13. Какой язык оказывает самое значительное влияние на речевую культуру современного мира?
а) арабский
б) французский
в) немецкий
г) английский
14. Какое общество лидирует в сфере навязывания своих культурных стереотипов всему миру?
а) российское
б) американское
в) немецкое
г) японское
15. Появление в типологии деления культуры на городскую и сельскую связано с:
а) оттоком крестьян в города в поисках работы
б) ростом образования
в) процессом урбанизации
г) развитием средств массовой информации
16. Какое определение культуры наиболее точно отражает ее сущность в системе прочих социальных понятий?
а) Среда, искусственно созданная человеком
б) Способ трансляции социального опыта
в) система информации о мире
г) совокупность материальных и духовных ценностей
17. Обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы в первобытном обществе - это:
а) колдовство
б) магия
в) ритуалы
г) фетишизм
18. "Мыльные оперы" относятся к произведениям:
а) массовой культуры
б) элитарной культуры
в) народной культуры
г) материальной культуры
19. Неосознанная и глубокая реакция индивида при столкновении с чужой культурой – это:
а) культурный лаг
б) культурный ареал
в) культурный феномен
г) культурный шок
20. К. Линней ввел в научный оборот термин "феральные люди", что он обозначает?
а) люди, неохваченные социализацией
б) люди, живущие в федерации
в) люди, не соблюдающие нормы и правила
г) люди с умственными отклонениями