«Стрижка – это состояние ума, а не просто способ что-то cделать с волосами... Я думаю, что длинные волосы - это еще одни оковы, которые сбросили женщины на пути к свободе», – эти слова принадлежат известной американской певице Мэри Гарден.
«Ревущие двадцатые», «золотые двадцатые», «сумасшедшие двадцатые» - как только не называли десятилетие, пришедшее на смену периоду великих испытаний и потрясений. Любой из этих эпитетов подчеркивал особенность наступившего времени с его необыкновенной жизненной энергией, с новыми надеждами, появившимися у людей, переживших первую мировую войну, желанием жить на «полную катушку», получать наслаждение и веселиться так, словно каждый в душе уже понимал, что вскоре мир вновь окажется на «пороге беды». XX век – эпоха бурных перемен, прогресса, расцвета культуры, войн, открытия ядерной энергии и освоения космического пространства. Первое десятилетие нашего века характеризовалось катаклизмами в общественной жизни, революцией в общественном мнении и, как следствие, изменениями в моде. В самом начале века еще сохранялись прически из длинных волос типа "шлем", "тюрбан", украшенные нитками жемчуга, цветами. В 1904 году в Германии изобрели перманент – долгосрочную завивку, которая могла держаться в течение 6 месяцев.Войны и революции заставили многих женщин взять судьбу в свои руки и заняться, наконец, практической деятельностью, да и нравы стали другими, так что в моду вошел новый образ – женщина-мальчик в коротком платье и с короткой стрижкой геометрических линий. Когда началась первая мировая война, многие женщины ухаживали за ранеными в госпиталях. Военное время очень сильно повлияла на женское мировоззрение. Пока мужчины воевали, женщинам приходилось выполнять их обязанности и осваивать новые профессии. Тяжелая работа на фабриках и заводах, уход за ранеными в госпиталях, рытье траншей, необходимость выполнять функции пожарных, полицейских и т.д., изменили женский характер. Меняясь внутренне, женщины менялись и внешне. Им не хватало времени на замысловатые сооружения, поэтому волосы все чаще стригли.
В отличие от неспешных времен прошлого, в ХХ веке с точки зрения стиля каждое десятилетие было эпохой. Причем именно в начале века фактически было исчерпано все принципиально новое в создании женской прически, оставив на долю потомков лишь бесконечные вариации и маркетинговые ходы. Как мы смутно помним, с середины XIX века, а именно с 1848 года ведет свой отсчет история развития капитализма. То есть той социально-экономической системы, которой и сегодня придерживается весь цивилизованный мир. Одновременно с зарождением капитализма почет и всяческое применение получили разные достижения технической мысли. Так например, в 1881 году француз Марсель изобрел щипцы для горячей завивки, в 1884-1885 годах он же довел до совершенства изобретенный немцем Фишером метод завивки волос с применением химических средств. В 1904 году немец по происхождению Шарль Нестле изобрел метод выполнения продолжительной завивки волос с помощью использования химических средств и обогрева. Все эти гениальные изобретения дали поистине революционный результат: освободили массу женского времени, которое раньше тратилось на сооружение причесок. А общая либерализация, в том числе и в моде, в начале ХХ века привела к тому, что короткая женская стрижка стала не только позволительной, но и актуальной. Наряду с этим, начало ХХ века – это еще и эпоха немого кино, чьи заграничные, да и отечественные образцы воспевали прежний идеал женщины в виде то невинного, то падшего ангела. А где вы видели ангела с короткой стрижкой? Поэтому эпоха НЭПа так же ассоциируется в нашем сознании со стилем кинодив, их прическами, демонстирующими возможности завивки и окрашивания, акцентированным макияжем и общей тоской по утраченному времени. Эталоном красоты признали актрису французского кинематографа Эве Лавальер, для которой известный французский парикмахер придумал прическу на коротких волосах – модельную стрижку.
ПРИЧЕСКИ
Короткая стрижка уверенно вошла в женскую моду. Короткие волосы у девушек стали олицетворением перемен, новой жизни. Популярными были признаны стрижки "а-ля гарсон", "буби-копф".
Прическа "буби-копф" выполнялась из коротких, мелко завитых волос. Стриженные волосы служили основой для причесок "фокстрот", "полька", "танго", получивших названия от популярных тогда танцев. Началу XX века обязана своим рождением и всемирно известная стрижка "каре". Однако длинные волосы тоже не выходили из моды. Они разделялись прямым пробором, связывались узлом или закалывались в пучок на шее. Прически из них стали гладкие. Они украшались бусами, черепаховыми гребнями, шелковыми и бархатными лентами, массивными брошами из полудрагоценных камней и бижутерией, цветами, кружевами. Стрижка "Боб" Ирен Касл Боб потрясла мир короткой дерзкой стрижкой. В английском языке даже появился новое существительное и глагол для описания стрижки – bob (В октябре 1921, Ирен Кастл, одна из невольных виновниц нового скандального женского имиджа, предоставила популярнейшему женскому журналу «Ladies Home Journal» свою статью под названием «Я постриглась, а затем…» («I Bobbed My Hair and Then…»), в которой поведала всю подноготную своего появления на танцполе с короткой стрижкой. Она рассказывала, что специально не снимала с головы маленькую шапочку, стараясь прикрыть последствия пребывания в больнице. Но несколько ее знакомых дам попросили снять головной убор и продемонстрировать то, что под ним скрывалось. Увиденное вызвало восторг. Впрочем, откровения Ирен уже не были важны. Короткие волосы стали модой! И повернуть назад было невозможно.).
С приходом женских стрижек под мальчика радикально меняется женский облик. Чарльстон, платья свободного покроя, жемчужные бусы и короткие волосы явились после Первой мировой войны внешним признаком нового времени и нового стиля. Пропагандистками мужского стиля были Марлен Дитрих (Marlene Dietrich), которая охотно носила мужские смокинги и Аста Нильсен (Asta Nielsen), которая сыграла роль Гамлета. Рождается образ женщины-вамп. Господство блондинок свергнуто. Женщина – хрупкая, бледная, с черными, стриженными коротким "каре", волосами и прямой челкой, спадающей на накрашенные глаза. Полемика по поводу может ли женщина коротко стричь волосы или нет, все ещё не утихала. В газетах и журналах появлялись статьи, в которых самым серьезным образом обсуждалась «проблема» новой женской моды. В популярных изданиях того времени публиковались опусы с устрашающими заголовками типа «Короткие волосы способствуют разрушению семьи», «Муж застрелился после того как жена постриглась», «Короткая стрижка может быть причиной головных болей», «Постриженные волосы у женщины – путь к облысению». У многих короткая женская стрижка вызывала негодование. Священнослужители выступали с проповедями, называя новую моду «дьявольской напастью» и призывали прихожан всячески противостоять ей. Консервативные работодатели могли уволить женщину, если она делала стрижку. Но женщины упорно продолжали следовать моде, а парикмахерские открывались одна за другой.
КОСТЮМ
Дамская одежда, которую носили до первой мировой войны, была совершенно неприемлема в военное время. Женщинам, работающим в тылу, нужны были удобные, функциональные вещи. Из женского обихода исчезли корсеты, силуэты одежды стали проще, платья и юбки короче, замысловатые прически остались в прошлом.
Одежда, которую шили для военных, приживалась и в повседневной тыловой жизни. Например, плащ тренчкот («траншейное пальто»), хорошо известный и любимый и по сей день, был предложен в качестве обмундирования солдатам британской армии. Это универсальное изобретение Томаса Бёрберри, сшитое в то время из водонепроницаемого габардина, женщины продолжали носить и в мирные 20-е годы. Эмансипация и феминистическое движение набирало свои обороты. Итак, 20-е годы – это эра женщин-подростков, женщин с андрогинными телами 15-летних мальчиков.
Почти обязательная для того времени длинная нитка жемчуга (длина доходила до 2 метров) должна была лежать на груди абсолютно плоско, даже намек на грудь считался предосудительным. Благодаря активным занятиям спортом, массажу, диетам женщины могли обрести новое тело — с узкими бедрами и совершенно плоской грудью. Те, кто не обладал требуемыми данными, наглухо перебинтовывали грудь, чтобы она не угадывалась под одеждой. Все было чересчур - и загар до темна (даже купались в ваннах с раствором йода, чтобы стать красновато-коричневыми)- жемчуга на темной коже смотрелись шикарно. Макияж того времени "компенсировал" недостаток женственности (темные тени, черная подводка, темно-красная помада – любую женщину превращали в роковую красотку). Появились цветные лаки для ногтей, эффектно сочетавшиеся с сигареткой в длинном мундштуке. Губная помада, тушь для ресниц, подводка для глаз, пудра – женщины 20-х годов просто не мыслят своего существования без этих «радостей жизни», хотя косметика еще очень далека от совершенства. В течение 20-х годов, активно развивающиеся косметические фирмы начинают разрабатывать всевозможные новинки, но настоящие открытия появятся лишь в следующих десятилетиях. Две вечные конкурентки Элизабет Арден и Хелена Рубинштейн в своих салонах красоты предлагают, так называемые, комплексные подходы по уходу за лицом. Процветает империя Макса Фактора. Салоны красоты становятся излюбленным местом общения женщин. Первая мировая война внесла свою лепту и в мир красоты. В военное время врачи, спасая раненых, демонстрировали развитие своей профессии. В период между двумя мировыми войнами было разработано большое количество эстетических операций. Новые послевоенные салоны красоты, предлагали своим клиентам не только стрижку и укладку волос и нехитрые косметические манипуляции, но и всевозможные процедуры, продлевающие молодость. Кстати, в области перманентного макияжа в 20-е годы очень модными были перманентные румяна, вводимые под кожу электрическим аппаратом и обеспечивающие дамам постоянный румянец. Открытые ноги, обнаженная спина и руки стали почти обязательными для истинной модницы. В Чикаго даже ввели штрафы за излишнюю "обнаженку". Дамы массово коротко постриглись, стали водить автомобиль, курить в обществе, ходить в театры и рестораны без обязательного прежде спутника – мужчины; носили одежду в мужском стиле: смокинги, брючные костюмы, сорочки и галстуки, шляпы и кашне, закрытые туфли типа мужских полуботинок. Прической десятилетия считалась стрижка "паж".