Закончить беседу об искусстве костюмосложения, наверное, вполне уместно некоторыми соображениями об отношениях моды и красоты.
Мастер, художник, работая над своим произведением, всегда, казалось бы, стремится сделать нечто "красивое". Но наблюдения за изменением исторического костюма и текущими поворотами моды, за одеждой жителей разных регионов нашей земли как ничто другое убедительно показывают всю противоречивость представлений о прекрасном, свойственную людям разных эпох и культур. Если и есть в каких-то сферах проявления человеческого духа представления о вечной красоте, то уж во всяком случае - не в одежде. Наш умный и образованный век это хорошо понимает и не считает свои сегодняшние увлечения истиной в конечной инстанции, как впрочем и не считает вкус недавно прошедшего времени смешным и нелепым. Да, оценивая нравящееся нам платье, мы восхищенно говорим "красиво". А противник моды с такой же убежденностью скажет - "что же здесь красивого?". В обоих случаях это только выражение эмоций: мне нравится - мне не нравится. Сравнение Твигги ("мини-королевы мини-моды" середины шестидесятых годов) с Венерой Милосской - противоправно и бессмысленно. Но такие сравнения делались - попытки противопоставить моде "вечную красоту" стары как само явление моды. Современные создатели костюмов, хорошо понимая диалектичность понятия красоты, иной раз вовсе и не стремятся создавать "красивое". Задачей может быть создание образа "выразительного", адекватного стоящей задаче. "Красивый"костюм должен делать человека "приятным" для окружающих, но ведь может быть поставлена другая цель: придать человеку вид устрашающий - как, например, в боевом одеянии индейца или в одежде современных рокеров. С позиции "приятности" оценить такие одеяния как "красивые" - трудно, но ведь они и красивы по-своему.
Есть афоризм: "Единственная возможность понять что-либо в искусстве - ничего ни с чем не сравнивать".
К искусству костюма это относится в высшей степени.
Каково будущее моды, или какова мода будущего? Во все времена мода была культурным кодом, в котором заключена, в той или иной степени, сексуальность, желание нравиться - вот главные стимулы ее развития. Вряд ли в будущем она изменит своему главному принципу - делать человека более привлекательным.
Сегодня, когда меняется ритм жизни, когда люди (особенно молодежь) пытаются жить энергичнее, вольготнее, успеть везде и всюду, мода, порой, приобретает шокирующие, на первый взгляд, черты. Вместе с тем она всегда будет стремиться к мобильности, целесообразности, удобству, практичности, раскрепощенности и естественности.
Кому-то она будет нравиться, а кому-то - нет. Но, как известно, "о вкусах не спорят", а человека вне моды не было, нет и не будет.
Принято считать, что мода, как яркая бабочка, живет одним днем. Появилась, вскружила головы - и нет ее. Однако это было бы чересчур просто, а мода не признает однолинейной простоты. Каждый раз существуют обстоятельства, которые вызывают необходимость перемен и способствуют возникновению новой моды. Мы не всегда умеем увидеть, разглядеть их, понять и оценить логику моды. Но мода - безжалостный диктатор, она порой требует от человека невозможного. Как в таком случае относиться к моде: отказаться следовать ей, подождать, пока она предложит нечто для тебя подходящее, или, не взирая ни на что, последовать ее рекомендациям? Для человека, чье чувство собственного достоинства велико, а умение оценить себя проверенно и не раз испытано, тут не будет проблем. Он откажется от моды, которая уродует его, не отвечает его эстетическим потребностям и не соответствует его образу жизни.
Итак, мода - это особое явление в психологии человека, основанное на представлениях о "модности" и "немодности". В моде ярко проявляется зарождение подражания. С социально-психологической точки зрения, мода - это стремление к неповторимости, индивидуальности.
Феномен моды в том, что она единая, непостоянная и переменчивая. В этом и есть ее особая динамичность. А суть моды в том, что на смену модному приходит что-то еще моднее и первое отходит на задний план.
"Модность" способствует распространению нового. За ней стоит подражание чему-то уже существующему и признанному модным.
К факторам модности относятся престиж, утилитарность, эстетичность и т.д. Люди часто подражают тем, кого считают своими кумирами. Они как бы заражаются вирусом подражания.
Таким образом, в стремлении быть модными как кумиры, люди, сами не замечая того, теряют свою индивидуальность, становясь такими же как масса им подобных. Следование моде повышает престиж человека. Оно же регулирует его эмоциональное состояние. Мода приобщает людей к новому, выполняя инновационную функцию. Наконец, следование моде часто способствует самоутверждению личности.
1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т.1/М.В. Алпатов. - М., 1972.
2. Андерсен К. Американский стиль: проще не бывает / К. Андерсен, О. Волчик // Натали. - 2000. - № 11. - С.102-104.
3. Андреева И.А. Массовая мода и "технологическая эстетика"/ И.А. Андреева // Техн. эстетика. - 1985. - № 7. - С.10.
4. Арславская Н.М. Мода, вкус, красота / Н.М. Арславская. - М.: Профиздат, 1991.
5. Блок М. Апология Истории, или Ремесло историка / М. Блок. - М.: Наука, 1986.
6. Бодо Ф. Королева авангарда / Ф. Бодо // Elle. - 1998. - № 5. - С.84-90.
7. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: Возможное и невозможное / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1986.
8. Волчик О. Больше тела. Эрогенные зоны истории моды / О. Волчик // Натали. - 2000. - № 4. - С.82-85.
9. Волчик О. Уличный шик / О. Волчик // Натали. - 1999. - №9. - С.77-80.
10. Волчик О. Фрейду и не снилось / О. Волчик // Натали. - 2001. - №1. - С.77-81.
11. Волчик О. Император стиля / О. Волчик, Т. Тинская // Натали. - 2002. - №2. - С.70-75.
12. Герцен А.И. Былое и думы / А.И. Герцен. - М., 1986.
13. Гете И.В. Фауст / И.В. Гете. - М., 1984.
14. Голыбина А.Г. Вкус и мода / А.Г. Голыбина. - 1974. - 159с.
15. Горина Г.С. Моделирование формы одежды / Г.С. Горина. - М., 1982.
16. Гофман А.Б. Обычай как форма социальной регуляции / А.Б. Гофман, В.П. Левкович // Сов. этнография. - 1973. - № 1. - С.14-20.
17. Гуревич А.П. Категории средневековой культуры / А.П. Гуревич. - М., 1974. - 320с.
18. Дишер Ф. Мода и цинизм / Ф. Дишер. - СПб., 1879.
19. Доброхотова И.А. Беседы о моде, или Зеркало, которое не лжет / И.А. Доброхотова. - Алма-Ата: Онэр, 1991. - 176с.
20. Дроботько Н. Его признали гением при жизни / Н. Дроботько // Натали. - 2001. - №5. - С.66-71.
21. Дроботько Н. Коко Шанель, женщина-легенда / Н. Добротько // Натали. - 2000. - №4. - С.72-77.
22. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Э. Дюркгейм. - М.: Наука, 1991.
23. Зайцев В.М. Такая изменчивая мода / В.М. Зайцев. - М.: Мол. гвардия, 1983. - 208с.
24. Зайцев В.М. Этот многоликий мир моды / В.М. Зайцев. - М.: Сов. Россия, 1982. - 77с.
25. Захаржевская Р.В. Костюм для сцены / Р.В. Захаржевская. - М., 1973.
26. Захаржевская Р.В. Мода и гуманизм/ Р.В. Захаржевская // Мода: за и против. - М., 1973.
27. Зборовский Е.М. По законам красоты: О моде / Е.М. Зборовский. - М.: Сов. Россия, 1988.
28. Зелинг Ш. Мода. Век модельеров, 1900 - 1999/Ш. Зелинг. - Кельн, 2000. - 655с.
29. Ильинский М.М. Джанни Версаче - художник-модельер / М.М. Ильинский. - М.: Политиздат, 1998. - 302с.
30. Каминская Е.В. О культуре одежды: Костюм, стиль, мода / Е.В. Каминская. - М., 1977.
31. Каминская Н.М. История костюма / Н.М. Каминская. - М., 1970.
32. Кантор К.М. Мода как стиль жизни / К.М. Кантор // Мода: за и против. - М., 1973. - С. 193.
33. Кибалова Л. Иллюстрированная энциклопедия моды / Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова. - Прага: Артия, 1988. - 608с.
34. Ключарев А. Несколько замечаний о современных модах в одежде / А. Ключарев. - М., 1861.
35. Кнабе Г.С. Древний Рим - история и повседневность / Г.С. Кнабе. - М.: Искусство, 1986.
36. Ковальчук Н. Великий мистификатор / Н. Ковальчук // Натали. - 2001. - №11. - С.100-104.
37. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. Теории, идеи, разновидности. Образцы / А.В. Кукаркин. - М., 1978.
38. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль. - М.: Л.: Атеист, 1930.
39. Легенький Ю.Г. Система моды: культурология, эстетика, дизайн / Ю.Г. Легенький, Л.П. Ткаченко. - К.: ГАЛПУ, 1998. - 222с.
40. Любимова Г.Н. Некоторые особенности формирования ассортимента бытовых изделий / Г.Н. Любимова. - М.: ВНИИТЭ, 1978.
41. Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.46, ч.1.
42. Мерцалова М.Н. История костюма / М.Н. Мерцалова. - М., 1972.
43. Мода: за и против: Сб. статей. - М., 1973.
44. Монмутский Гальфрид. История Бриттов / Гальфрид Монмутский. - М., 1984.
45. Неклюдов С.Ю. О функционально-семантической природе знака в повествовательном фольклоре / С.Ю. Неклюдов // Семиотика и художественное творчество. - М., 1977.
46. Нельсон Д. Проблемы дизайна / Д. Нельсон. - М.: Искусство, 1971.
47. Орлова Л.В. Мы и мода / Л.В. Орлова. - М.: Знание, 1982. - 64с.
48. Песнь о Нибелунгах. - Л., 1973.
49. Петров Л.В. Мода как общественное явление / Л.В. Петров. - Л., 1974. - 26с.
50. Пинская Т. Кутюр жив - да здравствует кутюр! / Т. пинская, А. Карток // Натали. - 1999. - №10. - С.84-87.
51. Платонов К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов. - М., 1972. - 106с.
52. Покна М. - Ф. Кристиан Диор / М. - Ф. Покна. - М.: Вагриус, 1998. - 383с.
53. Похищение быка из Куальнгл. - М., 1985.
54. Рушковский А. Ив Сен Лоран: " После меня и Коко Шанель - настоящий потоп!" / А. Рушковский // Натали. - 1999. - №1. - С.70-75.
55. Сто знаменитостей мира моды / В.М. Скляренко, Н.И. Вологжина, О.Я. Исаенко, И.А. Колозинская. - Х.: Фолио, 2006. - 509 с. - (100 знаменитых).
56. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма / Т.К. Стриженова. - М., 1978.
57. Тард Г. Законы подражания / Г. Тард. - СПб., 1892.
58. Терешкович Т.А. Словарь моды: терминология, история, аксессуары / Т.А. Терешкович. - Минск: Хэлтон, 1999. - 459с.
59. Харитонович Д.Э. Средневековый матер и его представления о вещи / Д.Э. Харитонович // Художественный язык средневековья. - М.: Наука, 1982.
60. Храпченко М.Б. Природа эстетического знака / М.Б. Храпченко // Семиотика и художественное творчество. - М., 1973.
61. Энциклопедия женской красоты. - М.: Вече, 2000. - 607с.
62. Яковина А. Валентино: дань настоящей красоте / А. Яковина // Натали. - 1999. - №4. - С.75-79.
63. Barthes R. Le système de la mode / R. Barthes. - P., 1963.
64. Burgman R. When is new product a new product? / R. Burgman // Business paper. - 1976. - May. - № 5.
65. Laver J. Taste and fashion. From the French revolution to the present day / J. Laver. - L., 1946.
66. Molloy J. Dress for success / J. Molloy. - N. Y., 1975.
67. Richardson J. Three centuries of women’s dress fashions: A Quantitative analysis / J. Richardson, A. Kroeber // Kroeber A. The Nature of culture / A. Kroeber. - Chicago, 1952.
68. Tönnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft / F. Tönnies - B., 1926.
69. Wasson C. R. What is “new” about a new product? / C. R. Wasson // Journal of marketing. - 1960. - Vol.25. P.54-55.