С появлением принципиально нового силуэта женского платья изменилось и женское белье. Огромным спросом пользовались шёлковые панталончики, короткие прямые рубашки-комбинации или узенькие нижние юбки, к которым полагался тугой, несколько сплющивающий грудь бюстгальтер, помогающий формировать модную фигуру «а-ля-гарсон» и пояс для чулок.
Русские эмигрантки изготавливали великолепное женское белье ручной работы для многих модных домов. Некоторым удалось создать собственные ателье, такие как дом белья «Хитрово», основанный Ольгой Александровной Хитрово, уроженки старинного дворянского рода; дом белья «Адлерберг», графини Любови Владимировны Адлерберг; дом белья «Лор Белен», Ларисы Бейлиной и балерины Тамары Гамсахурдиа де Коби и др.
К сожалению, практически все модные дома, открытые русскими эмигрантами, просуществовали очень недолго. Русские аристократки имели отличный вкус, у них было чувство стиля и, как оказалось, умение трудиться и создавать собственные модели. Но все они были неважными бизнесменами.
Знаменитые дома моды 20-х годов такие как «Шанель», «Люсиль», «Люсьен Лелонг», «Поль Пуаре», «Агнесс», «Мартиаль и Арманд» «Дреколь» и многие другие создавали модели «а-ля-рюс». Самые именитые кутюрье того времени сотрудничали с русскими мастерицами, использовали их в своих мастерских, покупали их изделия, а иногда и попросту заимствовали их идеи.
«Ревущие двадцатые», «Золотые двадцатые», «Безумные двадцатые» - это годы переполненные стилем, утопающие в новизне, изменившие представление о женственности. Годы, положившие в сокровищницу мировой моды огромное количество новаторских идей, ставших со временем вечными ценностями.
Стили одежды в 20-80 гг. ХХ века
Стиль ретро
Первые десятилетия прошлого века женская мода испытывала серьезное влияние эмансипации. Мода 20-х - 30-х годов предложила женщинам надеть мужские костюмы, укоротила длину платьев, возвела в культ слегка мужеподобный образ. В женской моде впервые появился косой крой, идеально подчеркивающий изгибы фигуры, произошел переход к четким линиям и простым формам. Ярчайший пример современной женщины того времени легендарная Марлен Дитрих.
Но если говорить об основных чертах моды 20-х - 30-х годов, то ими стали агрессивный шик, вычурность и, даже, вульгарность. Платья с заниженной талией, V-образный вырез, длинная нить жемчуга, шкурки лис на обнаженных плечах, чулки в сетку, темные тени, бордовая помада и черная подводка для глаз создавали образ роковой женщины 20-х - 30-х годов.
На моду конца 30-х и начала 40-х годов наложила свой отпечаток II мировая война. На смену неприкрытой вульгарности пришли простота и незатейливость. Изысканные украшения и помпезные вечерние наряды уступают свое место обычным платьям, шикарные колье - шейным платочкам, шелковые чулки - гольфам и носочкам. Во всем простота и практичность.
В конце 40-х и начале 50-х годов в мире моды наступает новая эра. Только-только закончилась война. Мир живет новыми надеждами. Люди мечтают вернуться к счастливой жизни. И в 1947 году работа великого Кристиана Диора, стиль "New Look", впервые увидела свет.
Стиль New Look
Созданный мастером стиль снова сделал женщину женственной. Женщины снова могут демонстрировать свое очарование и утонченность. Эталонами красоты становятся обладательницы тонкой талии, покатых плеч, заметного бюста и объемных бедер. Происходит возврат к классическому женскому силуэту в форме песочных часов. В моду входят платья с тонкой талией, прилегающим лифом и декольте, которые должны были подчеркнуть женственность фигуры, пышные юбки ниже колена, рукава, сужающиеся к запястью, длинные ажурные или нейлоновые перчатки до локтя, солнцезащитные очки с заостренные углами, украшенные стразами, туфли на высоких шпильках. Мода конца 50-х делает ставку на чувственность и сексуальность. Существенное влияние на массовую моду оказывают секс-символы киноэкранов Мэрилин Монро, Бриджит Бардо, Софи Лорен, Одри Хепберн.
60-е годы проходят под знаком социально-культурной революции. Это время рождения и становления новой молодежной культуры. Экономическая свобода и финансовая независимость порождает новое явление - молодежную моду ("Бэби бумерс"). Мировая столица моды ненадолго перемещается из Парижа, где еще царит утонченность и элегантность, в Лондон, где уже правит альтернативная молодежная мода. Еще в 1958 году в Лондоне зарождается новое направление Моды (Modos). Моды руководствуются правилами минимализма и идеального вкуса: модные костюмы, нейлоновые сорочки с узкими воротниками, тонкие галстуки, ботинки с узкими носами, аккуратные прически. Не мало способствуют популяризации данного направления его последователи - группа Биттлз.
Мини юбки
В 1962 году мир впервые увидел экстравагантное мини. Скандальный стиль, предложенный Мэри Куант, приходится по вкусу молодежи. Чуть позже Пьер Карден модернизовал идею Квант и предложил сочетание супер-мини и высоких сапог. В 1964 году американский дизайнер Руди Гернрайрх создает одежду в авангардном стиле "унисекс", показывает сенсационную коллекцию женских купальников без верха, демонстрирует прозрачные женские блузы, которые носят без бюстгальтера.
В 60-е годы превалирует мода на все искусственное и синтетическое. Одежда из новых тканей удобна, практична и доступна. Гардеробы заполняются изделиями из кримплена, нейлона, лайкры, полиэстера и т.д. Новые материалы прекрасно подходят для "космического стиля", появившегося в 1965 году.
Молодежная мода, бурно развивающаяся в это десятилетие, оказывает свое влияние и на классические дома высокой моды. Только в их исполнении новаторские и порой экстравагантные идеи приобретают более облагороженный вид. Лаконичные платья, костюмы, юбки до колена приобретают современные линии и новые яркие расцветки. В моде коллекции таких мастеров как Марк Боан, Ив Сен-Лоран, Тед Лапидус.
Особенностью 60-х годов становится то, что впервые идолами для молодого поколения становятся не представители высшего общества и не звезды кино, как это было ранее, а лидеры молодежных музыкальных движений. Их идеи и стиль жизни мгновенно находили свое отражение в молодежной субкультуре. Не обошло это и моду. Мода конца 60-х - начала 70-х годов испытывает влияние движения хиппи. Философия свободы выбора и альтернативы всему общественному приносит в мир моды мозаику новых стилей и красок. Использование секонд-хэнда, предметов ручной работы, мотивов, цветов и форм Индии, Непала, Центральной Америки и Марокко является особенностью хиппи. Пытаясь противостоять общепринятому и массовому, культура хиппи дала богатый материал "официальной" моде, породив этнический стиль, стиль ретро, фольклорный стиль, "стиль лохмотьев и дыр", диффузный стиль и стиль унисекс. Также мир моды обязан хиппи и популяризации джинсов - одежды, без которой невозможно представить современный мир, одежды, которая стала классикой.
Эпоха 70-х в очередной раз подтвердила известную истину - каждое следующее поколение отрицает идеалы предыдущего. Десятилетие доминирования в моде образов лишенных пола подростков стал вытесняться образом "итальянской красоты". Снова в моде правильные черты лица, выразительные формы тела, красивые волосы. Повседневная одежда становится более сдержанной. В моде ансамбли из одежды, комплекты, состоящие из пальто и пиджаков или юбок, брюк и блузок или рубашек. Особой популярностью пользуются разные типы платьев.
Одежда в стиле диско
В тоже время противоположностью умеренности и строгости в 70-е годы становится стиль диско, зародившийся на набирающих популярность дискотеках. Особенностью "диско" стали экзотический облик, неприкрытая сексуальность, невообразимо яркие краски. Оригинальность вечернего стиля подчеркивалась такими штрихами, как облегающие брюки, прозрачная блузка, массивные украшения и всевозможные блестки, как на одежде, так и в элементах макияжа. Стиль диско поощрял невообразимые и порой абсолютно безумные сочетания. Развитию и массовости этого стиля способствовала популярная в 70-е годы музыка, а также такие, ставшие культовыми, фильмы как "Saturday Night Fever" или "Thank God Is Friday".
80-е года оказались не такими плодовитыми и яркими для мира моды, как предыдущие десятилетия. Новые "мешковатые" модели или одежда со слепящими оттенками не заслужили особенного интереса у современников и вряд ли будут оценены потомками. Возможно, причиной этого является то, что необходимым условием рождения новых стилей и течений в моде является появление новой социальной культуры, которая в очередной раз сможет "взорвать" общество. Хотя, существует и другое мнение. Немало известных личностей, которые уверенны в том, что все основные открытия в мире моды закончились еще в 70-е годы XX века, а современная мода лишь выделяет отдельные мотивы той золотой эпохи, добавляя штрихи ультрасовременных тенденций и направлений. Окончательный ответ на этот вопрос сможет дать время. А всем нам можно пожелать всегда быть собой, прислушиваться к своему "Я", быть достойной личностью и не бояться экспериментировать, потому что быть интересным, живым и ярким человеком всегда модно, независимо от времени, в котором живешь.
Классический стиль
Наиболее нейтральный стиль - классический. Но это не значит, что одеваться классически может любой – стиль диктует свои правила, и им нужно следовать. Этот стиль одежды не терпит излишнего декора и нарочитой экстравагантности. Он признает строгость, скромность, простоту и минимализм во всем. Эталоном классического стиля стали Одри Хепберн, Маргарет Тэтчер и Коко Шанель, которая присвоила дамскому гардеробу мужские брючные костюмы, ввела моду на прямые юбки ниже колена и легендарное "маленькое черное платье". К классическому стилю одежды относятся в первую очередь брючные и юбочные костюмы в сочетании с блузками и жилетами. В качестве более женственного варианта предлагается строгое закрытое платье по фигуре и чуть ниже колена, которое можно дополнить жакетом. Классический стиль не допускает излишнего эротизма, поэтому глубокими декольте, вырезами и разрезами увлекаться не стоит. Максимум, который мы можем себе позволить, - одна или две невысокие шлицы сбоку, спереди или сзади. Юбочные силуэты также предельно строгие и прямые, но возможен небольшой клеш и совершенно разный покрой – с запахом, в складку, слегка трапециевидный. Под пиджак можно надеть блузу, водолазку или однотонный топ. Разбавить строгий, немного аскетичный наряд можно с помощью шейного платка в тон костюму или платочка в нагрудном кармане. Классическое пальто по покрою не отличается от пиджака – тот же прямой или приталенный силуэт, воротник с лацканами, небольшие карманы. Особое внимание следует обратить на цветовую гамму наряда. В ней доминируют темные оттенки – черный, темно-синий, темно-серый, но не исключены и светлые тона – беж, карамель, светло-серый. На яркие краски и режущие глаз цветовые контрасты – жесткое табу. К классическим расцветкам одежды, кроме однотонной, относятся клетка, полоска и "елочка".