Смекни!
smekni.com

Монастыри России (стр. 5 из 7)

Монахи достроили лестничную башню, добавив верхним ярусом шатровую колокольню. В настоящее время в Боголюбово сохранились некоторые строения времен правления Андрея Юрьевича. Это башня-колокольня, где был убит Великий Владимирский князь, большая часть княжеского дворца, огромный собор с пятью куполами (построенный монахами в восемнадцатом веке), успенская церковь с колокольней. Вокруг древней крепости еще можно различить защитные валы, насыпанные еще в двенадцатом веке.

Множество тайн, легенд и загадок до сих пор хранит Боголюбово. Самой главной тайной до сих пор остается смерть великого князя, основателя Боголюбского монастыря. Согласно одной из легенд (большинство историков склоняются именно к ней) князь был убит по приказу собственной супруги. Братья жены Андрея Юрьевича, бояре Кучковичи, долгое время пытались захватить власть в свои руки. Вступив в заговор с боярами, жена Андрея помогла им проникнуть в покои князя. Поздней ночью заговорщики (их было около двадцати человек) прошли сквозь заграждения крепости и убили охрану дворца. Затем они тихо прокрались к спальне князя и ворвались в комнату с оружием.

Князь Андрей всегда держал меч при себе, даже ночью он висел над кроватью князя. Но в эту ночь меча на месте не оказалось: подкупленный ключник украл его, пока князь спал. Убийцы окружили постель Боголюбского, но случайно один заговорщик поразил другого мечом. Это дало возможность князю отбежать на несколько шагов. Тем не менее, один из заговорщиков успел ударить копьем князя в голову, но, не нанеся ему смертельной раны, так как оружие не пронзило черепа. Раненный Андрей не смог убежать и убийцы нанесли несколько ударов ему в спину.

Заговорщики быстро покинули палаты, оставив истекающего кровью князя. Андрей пришел в чувства и попытался выйти на улицу, чтобы позвать на помощь. Убийцы услышали его крик и вернулись, чтобы закончить начатое злодеяние. Великий князь смог добраться до лестничной башни и укрыться там. Бояре пришли в спальню князя, увидели капли крови на полу и пошли по следу. Нашли они Андрея под лестницей башни, где князь, стоя на коленях, молился Господу о пощаде. Но не помогли молитвы, заговорщики осмелились лишить жизни своего правителя.

В 1999 году в Боголюбском монастыре случилось настоящее чудо. Икона с изображением святого мученика Андрея Боголюбского начала источать миро. Сначала выступали крупные капли, затем количество благовонного мира стало уменьшаться, но не исчезло оно и до сих пор.

Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры

Троице-Сергиева Лавра была основана святым преподобным Сергием Радонежским, который первым построил небольшую церковь во имя Троицы. Церковь была сооружена из дерева. Сергий стал жить в этом достаточно глухом месте. Случилось это, по мнению большинства историков, в 1345 году. Со временем вокруг церкви стали появляться кельи других монашествующих. Постройки были обнесены каменной стеной. Так появилась Лавра.

Самым древним на территории Лавры является Троицкий собор. Он был возведен в 1422 году, когда Сергия Радонежского канонизировали, т.е. официально признали святым. Купола собора покрыты червонным золотом и горят на солнце, будто свечи. В соборе установлена рака с мощами преподобного Сергия Радонежского. В соборе была создана икона Андрея Рублева «Троица», которая в настоящее время находится в Третьяковской галерее. А в иконостасе собора есть копия этой иконы.

Вторым по времени храмом Лавры является сооруженный в 1476 году храм Сошествия Святого Духа. Его возвели из кирпича умельцы-строители из Пскова. Представляет интерес верх храма, над главкой которого располагается колокольня.

Во времена правления Ивана Грозного было начато строительство самого большого в Лавре Успенского собора, которое было завершено в 1584 году при царе Федоре Иоанновиче. Собор имеет великолепный резной иконостас, где находятся иконы кисти Симона Ушакова. Фрески собора выполнены пятью художниками, имена которых запечатлены на западной стене собора. В задней части собора высоко на втором этаже располагаются специальные площадки, где становятся певчие. Неподалеку от успенского собора находится усыпальница царя Бориса Годунова и его семьи.

В Лавре есть две надкладезных часовни. Одна из них находится с юго-западной стороны Успенского собора. Это очень красивое строение, сооруженное в конце 17 века по принципу «три восьмерика на четверике». Другая надкладезная часовня называется Пятницкой и находится за пределами Лавры. В настоящее время она нуждается в реставрации.

В 17 веке была сооружена трапезная. Это очень красивое строение с резными полуколонками, стены которого покрашены в разные цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Наличники окон украшают изображения гроздей винограда.

В начале 17 века были возведены больничные палаты и храм Зосимы и Савватия. Это единственная в Лавре шатровая церковь, которую венчают грани высокого шатра. Шатер имеет изразцы зеленого цвета, при этом сам храм выкрашен в красный и белый цвета.

В конце 17 века была сооружена надвратная церковь Иоанна Предтечи, деньги на строительство которой дали именитые купцы и промышленники Строгановы. Раньше церковь имела пять глав. В настоящее время сохранилась только одна из них.

Специально для царя Алексея Михайловича Романова, который часто приезжал в Лавру были сооружены царские чертоги, где царь останавливался со всей своей многочисленной свитой. Интерьеры помещения богато украшены изразцами. Особую ценность представляют изразцовые печи, единственные в России, дошедшие до нашего времени.

С 16 по 18 века строилось здание митрополичьих покоев. С северного фасада можно увидеть только два этажа здания. На самом же деле оно трехэтажное. Нижний этаж здания врезан в косогор. Он является самым древним и построен в 16 веке. Второй этаж построен в 17 веке, а третий в восемнадцатом. Приблизительно в это же время была сооружена миниатюрная Михеевская церковь, которая расположена рядом с Трапезной палатой.

В стиле елизаветинского барокко возведена Смоленская церковь (Одигитрии). Архитектором этого сооружения был молодой Ухтомский. Церковь представляет собой восьмигранник с четырьмя папертями. На восьмигранном куполе закреплен фонарь, свет которого пробивается сквозь арочные окна. На главе храма укреплен кресс, попирающий полумесяц. Это церковь была построена в 18 веке, когда Россия много воевала с Турцией. Церковь много раз перестраивали. Кто является архитектором церкви, долгое время было неизвестно. Одни предполагали, что это певчий Елизаветы Петровны Алексей Разумовский, другие считали, что архитектор В. Растрелли. Рестовратор Б.Д. Комаров выяснил, что церковь построил Дмитрий Ухтомский.

Монастыри Переславля-Залесского

Успенский Горицкий

Когда был основан Успенский монастырь – неизвестно. По мнению специалистов, он существовал уже в начале XIV века. В 1382 году Переславль, а вместе с ним и монастырь разорили отряды хана Тохтамыша. Однако довольно скоро монастырь был восстановлен: этому событию содействовала жена великого князя Дмитрия Донского – Евдокия. Московские князья и цари также часто посещали монастырь, что способствовало его развитию.

В 1744 году была основана Переславская епархия, в которую вошли несколько сёл и городов, а также около шестисот церквей и двадцать пять монастырей. Успенский монастырь стал кафедральным. Здесь должна была разместиться резиденция архиепископа. Именно это событие спровоцировало большие изменения в облике монастыря: руководители епархии решили построить более высокие и красивые здания на месте древних. В это время были разобраны главный собор, звонница, а также несколько других строений, упоминания о которых сохранились лишь в монастырских летописях.

В 50-е годы XVIII века в Горицах, где размещался монастырь, уже вовсю кипела работа. Автор проекта неизвестен, но строительством руководили Жуков, Бланк, Яковлев и Метлин. Возможно, проект монастыря был создан в Москве. Проект был грандиозным, строительство затянулось на долгие годы, несмотря на то, что иногда оно велось даже ночью при свете факелов и свечей. Планы архитекторов и строителей так и не были воплощены в жизнь: в 1788 году Переславская епархия прекратила своё существование.

После упразднения епархии священнослужители покинули монастырь, а вместе с этим прекратилось и строительство. В зданиях, уже сооружённых к тому времени, разместились суд и казначейство, а Успенский храм стал городским собором. Но от Переславля-Залесского до Гориц было довольно приличное расстояние, и преодолевать его пешком горожанам не понравилось. От них стали поступать многочисленные жалобы, в которых церковное руководство просили вернуть главный храм в город. Вскоре просьбы жителей города удовлетворили, а монастырь начали постепенно покидать городские службы.

Церковные службы в Успенском соборе стали проходить только летом по случаю праздников, а пустующие помещения некогда величественного монастыря постепенно разрушались. Лишь в 1881 году в бывшем монастыре разместили духовное училище. Некоторые строения вновь были разобраны, но зато появился новый корпус для руководства училища. В трапезной разместили самих семинаристов и учебные аудитории, однако остальные здания по-прежнему не использовались и продолжали разрушаться.

Лишь после революции на сооружения древней обители обратили должное внимание. В 1919 году было принято решение об открытии здесь Переславль-Залесского краеведческого музея. При этом всем сохранившимся на территории монастыря зданиям вернули должный вид. Сейчас комплекс зданий, расположенных на территории Успенского монастыря, принадлежит Переславль-Залесскому музею-заповеднику.