Смекни!
smekni.com

Монастыри России (стр. 6 из 7)

Одним из памятников архитектуры, сохранившимся до наших дней на территории обители, являются Проездные ворота. Ворота были построены во второй половине XVII века. Они достаточно небольшие, но благодаря неплохому декору всё же оставляют неплохое впечатление. Надстройка над воротами принадлежит более позднему периоду: она была создана в конце XIX века. На ней изображена библейская сцена. Арка ворот поддерживается двумя невысокими массивными столбами (по два с каждой стороны) и украшена различными архитектурными деталями и изображениями коней.

Неподалёку от проездных ворот располагается также небольшое сооружение, называемое палатой привратника. Она выполнена в том же стиле, что и ворота. Стены палаты украшены большим количеством разнообразных архитектурных элементов, особенно выделяются в этом отношении два фасада, сплошь покрытые декором. Окна в палатах достаточно маленькие.

К западной стене палат привратника примыкают другие ворота. Они считаются парадными, а прямо над мощным сводом располагается надвратная Никольская церковь. В декоре ворот повторяются элементы, использованные при украшении палаты привратника. Никольская церковь, построена, судя по всему, другими зодчими и резко отличается от арки ворот. Декор её гораздо более сдержан. По мнению историков, она была построена в конце XVII – начале XVIII столетия.

На территорию бывшей обители были перевезены две часовни из окрестных сёл. Это позволило сохранить в надлежащем состоянии памятники деревянного зодчества, сооружённые мастерами несколько веков назад. Иногда участие в возведение такого сооружения принимало почти всё население деревни. Часовне из Старово во время реставрации вернули отсутствующие элементы: пять глав и резное крыльцо.

Ещё одним архитектурным памятником является поднимающаяся над восточной стеной колокольня, возведённая в 70-х годах XVIII века. Она построена из белого камня и кирпича, причём верхняя часть сооружения по своему внешнему виду несколько отличается от нижних. Это даёт основания предполагать, что достраивал колокольню уже другой зодчий. Сейчас на колокольне расположена смотровая площадка, с которой открывается красивый вид на Переславль-Залесский.

Основной храм монастыря – Успенский собор был построен в 50-е годы XVIII века. Основная часть собора квадратная, к северной и южной части примыкают крытые галереи, а к восточной – полукруглая аспида. Вплотную с последней располагаются два восьмигранника. В западной стене собора можно разглядеть заложенные проёмы. Здесь располагалась здание так называемой Гефсимании, разрушенной при устройстве духовного училища. Внутренней убранство собора поражает своей красотой. Стены его украшает белая лепнина, выделяющаяся на небесно-голубом фоне и множество живописных панно. Хорошо сохранились и великолепные резные позолоченные иконостасы. Главный из них поднимается до самого основания свода и имеет пять рядов икон.

Неплохо сохранилась и ещё одна монастырская церковь – Всехсвятская. Судя по её архитектуре, она сооружалась в XVII веке. На её фасадах остались белокаменные наличники, полуколонны и другие элементы декора, свойственные этому периоду.

Ещё одно здание XVII века – Трапезная палата. Правда, её внешний вид сильно изменился после реконструкции, проводившейся в XVIII и XIX веках. Лучше других сохранил свой первоначальный вид западный фасад здания. Площадь трапезной более 300 квадратных метров. В центре обширного помещения на втором этаже стоит восьмигранный столб, поддерживающий высокие своды. Во время размещения в монастыре училища (двухэтажное здание которого также находится на территории музея) в этом помещении были поставлены дополнительные перегородки, но в 70-х годах прошлого века ему вернули первоначальный вид. При реставрации также восстановили карниз, цоколь и наличники окон.

В углах монастырских стен расположены сторожевые башни. Наиболее соответствует своему назначению высокая юго-западная башня, имеющая несколько рядов бойниц. Она была построена ещё в XVII веке. Северные башни XVIII уже меньше походят на оборонительные сооружения: вместо узких бойниц достаточно большие оконные проёмы и украшения, не свойственные более ранним строениям подобного типа.

Достопримечательностями музея-заповедника являются также расположенные на его территории пруд и сад. Пруд был сооружён в Горицком монастыре ещё в XVIII веке на случай пожара. Он наполнялся водой, поступающей по трубам от другого пруда, расположенного за стеной. Сад был посажен уже сотрудниками музея в 20-е годы прошлого века. Он не только является украшением музея под открытым небом, но и регулярно приносит плоды.

Троицкий Данилов

Троицкий Данилов монастырь один из древнейших монастырей, расположенных в древнем городе Переславле-Залесском. Несмотря на то, что он был основан в далёком XVI столетии, некоторые его строения сохранились до наших дней. Его можно увидеть с проходящей через Переславль-Залесский дороги на Москву.

За монастырским прудом в давние времена располагалась Сокольская слобода, в которой на протяжении нескольких веков жили сокольники, выращивающие птиц сначала для княжеского, а затем для царского дворов. Местность эта в те времена находилась далеко от города и была достаточно глухой, не всякий путник решался пройти здесь в одиночку. Здесь же на холме находилось кладбище, на котором хоронили бедняков, у которых не было родственников и бродяг. Раз в год (на праздник святой Троицы) вокруг кладбища совершался крёстный ход и отпевание.

Монастырь здесь был основан, по преданию, в 1508 году Даниилом Переславским. История в основном изложена житие основателя, который родился в Переславле-Залесском в 90-х годах XV века. Уже в раннем возрасте он ушёл из дома и постригся в монахи в Пафнутьевом Боровском монастыре.

После возращения в родной город он некоторое время жил в Никитском, а затем в Горицком монастырях, стал сначала свящёнником, а затем игуменом последнего. Даниил был известен своей добротой: он часто странствовал по окрестностям Переславля-Залесского и помогал больным и нищим. Он давно задумал основать монастырь на месте старого кладбища для бездомных, но церковные власти не разрешали ему этого сделать.

По преданию, основать монастырь ему помогли опальные бояре Челяднины, духовным наставником которых был Даниил. Во время службы в их домовой церкви явился гонец из столицы с благой вестью: князь сменил гнев на милость и опала снята. Благодарные Челяднины помогли Даниилу получить благословение московского митрополита на строительство обители и рассказали о нём московскому князю Василию III.

Вскоре появился первый деревянный храм Всех Святых (в день Всех Святых у христиан принято поминать умерших), а обитель получила название Всехсвятской. Даниил ещё некоторое время оставался игуменом Горицкого монастыря, но затем по просьбе самого Василия III всё же оставил его и перешёл в Всехсвятский. Московский князь часто посещал монастырь и очень хорошо относился к его настоятелю. Даниил даже принимал участие в крещении его сына Ивана IV.

Василий III также выделил средства на устройство в монастыре нового храма. Им стал каменный Троицкий собор, сооружённый в 1532 году. После этого и сам монастырь был переименован в Троицкий. Троицкий собор стал одним из первых каменных храмов Переславля-Залесского. До него, судя по всему, здесь был лишь один подобный храм – Спасо-Преображенский собор, сооружённый ещё в XII столетии. На средства московского князя в то время были построены и другие каменные храмы в разных монастырях Переславля-Залесского, но Троицкий сохранился до наших дней лучше других и с наименее значительными изменениями.

По архитектурным особенностям храма специалисты сделали вывод, что он, скорее всего, был построен московскими мастерами, присланными в Переславль-Залесский Василием III. Этот довольно небольшой одноглавый собор возвышался вершине холма и привлекал внимание путников приближающихся к городу с юга. Сам собор достаточно прост по своим формам: основная часть его имеет форму куба. Узкие арочные проёмы походят на бойницы, которые обычно делали в башнях крепостей. В восточной части расположены три гранёные аспиды. Глава собора располагается на вытянутом барабане, который украшен аркатурно-колончатым поясом. Такие же архитектурные украшения использовались при строительстве некоторых соборов московского Кремля.

В начале XVIII века (после реставрации) внешний вид собора несколько изменился. Новая кровля скрыла некоторые элементы декора, остроконечная глава собора была заменена более современной луковичной, а вместо небольших первоначальных окон были прорублены большие.

Внутри Троицкий собор кажется довольно просторным, несмотря на внешние скромные размеры. Своды храма опираются на разделяющие их арки и крестовидные столбы. Все стены собора кроме восточной, с которой расположены аспиды, разделены пилястрами на три части.

Главной ценностью Троицкого собора является фресковая роспись, которая выполнена бригадой знаменитого костромского живописца Гурия Никитина. Это одна из немногих подобных фресковых росписей костромских мастеров, сохранившаяся до наших дней.

В начале XVII века Троицкий монастырь, на территории которого в то время располагались в основном деревянные постройки, был разграблен и сожжён польскими интервентами. Он восстановил свои позиции лишь во второй половине XVII века. На территории Троицкого монастыря в то время были исключительно каменные сооружения, включая стены и хозяйственные постройки. В 1653 году были обретены мощи основателя обители святого Даниила, а в 1660 на территории монастыря появилась небольшая каменная церковь, построенная в его честь. Она также сохранилась до наших дней.