В то время собирательство составляло экономическую основу влияния мусульманского духовенства на население Востока и благодаря ему в ряде центров мусульманской культуры возникли ценнейшие собрания художественных предметов (многие из них вошли в состав современных музейных коллекций).
Многие собрания складывались преимущественно из захваченных военных трофеев. После свержения династии Омейядов в XIII в. халифы и правящая знать, пришедшая вместе с династией Аббасидов, собирали дорогие ткани, оружие и изделия из стекла как символы своих побед. Художественные предметы демонстрировались вельможами в своих дворцах.
Правители Китая также собирали произведения искусства с целью их демонстрации. При императоре Чен-цзы во дворце под выставку портретов его министров была выделена комната, а император Ву заказывал картины и каллиграфические надписи в императорской академии. Эта традиция поддерживалась в Китае довольно долго.
Для истории культуры средневековой Японии также характерно возникновение собирательства. Его следует искать как в церковных общинах, которые основывались на принципе «служения вере», так и у частных лиц. Возраставшее богатство и влияние монастырей сопровождалось развитием искусств.
Таким образом, анализ исторических фактов свидетельствует о том, что основы музейной деятельности начали формироваться уже в Древнем мире, а корни ее уходят в палеолит. Происходило собирание, хранение и демонстрация публике музейных предметов, в которых наряду с экономическими и эстетическими аспектами видели объекты изучения.
С падением Римской империи цивилизация в Европе утеряла многие античные традиции, в том числе и традиции демонстрации произведений искусства и их осмотра. Идея музея едва поддерживалась в обществе, разделенном на отдельные общины, которые были заняты прежде всего экономическими и социальными проблемами. Члены правящих династий собирали изделия из благородных металлов и драгоценных камней, руководствуясь преимущественно тем, что при необходимости их легко можно было сделать средством платежа. Наиболее ценные изделия концентрировались в первую очередь в сокровищницах и культовых учреждениях.
Анализ литературы показывает, что первые домузейные собрания несли на себе отпечаток общественных отношений, отражали духовные, культурные и идеологические интересы правящей верхушки и нередко служили средством укрепления ее власти.
Возрождение, или Ренессанс, - период расцвета культур Западной и Центральной Европы в XIV-XVI вв. Это было время больших перемен в экономике, политике, культурной жизни европейских стран. Эти перемены сопровождались обновлением культуры – расцветом точных и естественных наук, литературы на национальных языках и особенно изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии – Флоренции, Милане, Венеции (XIV в.), это обновление охватило затем и другие европейские страны (конец XV-XVI вв.).
Культура Возрождения носила светский, антиклерикальный характер. Ей были присущи такие черты, как гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, его «возрождению». Творчество деятелей Возрождения было проникнуто верой в безграничные возможности человека, его волю и разум, отрицанием католической схоластики и аскетизма. Гуманистические тенденции определяли направление развития искусства. Ему был присущ пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия и др.
Духовные искания присущие эпохе Возрождения широко освещены в работах таких авторов, как М.В.Алпатов, Б.Р.Виппер, И.Е.Данилова, М.Т.Петров, В.И.Рутенбург[9] и др. Они подчеркивают тот факт, что в период Возрождения изменяется и отношение к искусству. Находившееся ранее на положении ремесла, оно теперь приравнивается к наукам, а произведения рассматриваются как результат духовной творческой деятельности.
В отличие от Средневековья, когда главными заказчиками произведений искусства были церковь и крупные феодалы, теперь их круг расширяется и изменяется социальный состав. Это и цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица – как знать, так и бюргеры.
Эпоха Возрождения сыграла важнейшую роль и в становлении музея как социального института.
По мнению английского музеолога Дж. Крука[10], современный музей является производным трех феноменов человеческой цивилизации – гуманизма эпохи Возрождения, просветительства эпохи Просвещения и демократизации общества в XIX в. Музей, близкий к современному пониманию этого слова, возник именно в эпоху Возрождения в Северной и Средней Италии. В эпоху Возрождения наряду с термином «музей» были широко распространены такие понятия, как галерея, кабинет и пинакотека. Если в Древней Греции (Афины) пинакотека обозначала хранилище картин на досках, то в эпоху Ренессанса – собрание живописи в целом. В Мюнхене такое название по сей день носят две известные картинные галереи – Старая и Новая пинакотеки.
Галереей называли длинное высокое помещение, которое служило для расположения картин и скульптур. Например, часть дворца Медичи во Флоренции в XVI в., построенного для Козимо Старшего Медичи и известного как «галерея статуй», представляла собой узкий коридор с большими окнами.
Кабинетами обычно называли прямоугольные помещения, заполненные чучелами зверей, ботаническими коллекциями, предметами декоративно-прикладного искусства, антикварными вещами. Например, при проектировании в Лондоне дворца Уайтхолл (1611) для принца Уэльского Генриха архитектор Иниго Джонс предусмотрел помещение - «кабинет» для хранения коллекций.
В зарубежных источниках и исследованиях встречаются и другие названия коллекций предметов и мест их хранения. Король арагонский Алонсо, правивший в Неаполе, хранил картины фламандских мастеров в отдельной обособленной комнате дворца под названием «пенетралии» (от лат. Пенетрицио – проникновение).
Термин «музей» стал применяться не только к частным коллекциям, но и к книгам, которые содержали полную информацию в области тех или иных научных знаний. Так, в книге «Музей металлов», опубликованной в 1600 г., исследователь природы и коллекционер Улиссе Альдрованди из Болоньи собрал сведения о металлах, а немецкий доктор М.Б. Валентини в книге «Музей музеев» (1704) сделал обзор химических материалов.
Испанский термин «гвадоропа» и итальянский «гардароба» также обозначали хранилище предметов.
Собрания предметов получали и иные названия. Например, рабочий кабинет и помещение для открытого хранения назывались «скритойа». В описи имущества дворца Медичи во Флоренции упоминалась скритойа, находившаяся вблизи Большого зала, в котором хранилась посуда из редких пород камня, рог единорога и другие ценные предметы[11].
Понятие «роратека» происходило от латинского «рорус» - редкий.
Вполне естественно, что ранним музейным собраниям давались разные названия, поскольку они возникали в разных странах, при разных обстоятельствах и выполняли разные функции. Общее название для них сформировалось значительно позже.
Пробуждение интереса к классическим древностям сочеталось с возникновением нового типа собирательства. Источники рассказывают о богатом жителе города Тревизо (Венецианская республика) Оливьеро Форце, который собирал древние медали, монеты, рукописи и мраморные изделия. Сохранился список предметов, которые коллекционер хотел приобрести в 1335 г., и где он упоминает коллекции, существовавшие в то время в Венеции[12].
В XV в. коллекции произведений искусства создаются в среде крупных буржуазных семей во Флоренции. Ведущее место среди них занимала коллекция семьи Медичи – известных меценатов, способствовавших развитию культуры Возрождения.
В эпоху Возрождения частные коллекции составлялись светскими и духовными правителями, учеными и др. Дворяне, духовные лица высокого сана, богатые банкиры, купцы приобретали и заказывали картины, скульптуры, чучела редких животных. Врачи (провизоры), специалисты горного дела собирали предметы минерального, растительного и животного мира, которые были необходимы для их практики. Представители средней и мелкой буржуазии, ограниченные в средствах, формировали коллекции раковин, монет, медалей, натуральных и этнографических материалов из экзотических стран. На смену гордому собирателю-аристократу приходил завзятый коллекционер-буржуа.
Коллекции того времени в большинстве своем состояли из разнородных предметов произведений искусства, объектов природы, научных инструментов, рукописей и др. Вместе с тем в ряде случаев наблюдалась их направленность, т. е. Профилизация.
Социальные цели ученых-коллекционеров и собирателей-аристократов различались. Первые создавали овеществленные классификационные схемы и располагали предметы своих собраний в последовательности: человек – животное – растение. Все они использовали предметы своих коллекций в научных и образовательных целях.
Коллекционеров, живших на рубеже Средневековья и Возрождения интересовали магические камни, которые якобы обладали волшебной силой, в том числе силой избавления от болезней. Так, в коллекции Жана Беррийского наряду с предметами, которые наделялись магической силой, хранились научные препараты. Механические инструменты свидетельствовали о рациональности мышления, желании продвинуть вперед человеческие знания, а челюсть змеи или проповедь святого Иоанна, записанная мелкими буквами на клочке пергамента, использовались как заклинание против злых сил.