Смекни!
smekni.com

Музеи Венгрии (стр. 2 из 8)

В коллекциях отдела хранится много выдающихся памятников культуры, имеющих международное значение. Среди многочисленных экспонатов коллекции палеолита — кусок кости черепа вертешсёлёшского предка человека, названного так по месту находки в селе Вертеш-сёлёш в 1965 году. Этот кусок черепа — самый древний в Европе и поэтому является уникальным экспонатом. Достойны упоминания также шахтерские орудия из обнаруженных в Ловаше первобытных копий.

Знамениты экспонаты коллекции первобытной эпохи: урны из Центера, сосуд в форме повозки из Будакаласа, золотые клады Галыптат-ской культуры из Фокору и Андялфёлда, курдские бронзовые, этрусские по стилю сосуды «цисты» и скифские золотые олени. В коллекции римской эпохи примечательны серебряный треножник из Полгарди, бронзовая пластина с законами из Осени, фрагменты колесницы из Шомодора, раннехристианский саркофаг из Сек-сарда и найденный в этом саркофаге сосуд, статуэтка из слоновой кости, изображающая Вакха, из Сомбатхея и, наконец, предметы, найденные при раскопках Шагварского позднерим- Цского-раннехристианского кладбища. Коллекция эпохи переселения народов содержит экспонаты, выдающиеся даже в мировом масштабе, например, такие, как предметы из раскопок в Сегед-Надьсекшоше, принадлежавшие вождю гуннского племени, германские золотые клады из Силадыпомьо и Бакодпусты, а также найденные при раскопках в разных местах Венгрии (Боча, Озора, Кунагота и т. д.) изделия аварских племен.

Отдел средних веков. К кругу коллекционирования этого отдела относятся памятники X—XVI веков. По данным 1964 года собрание насчитывает 48 822 экземпляра.

Значительную часть его составляют памятники времени обретения венграми родины, в том числе пластины для украшения мешкообразных сумок кочевников, свидетельствующие о высокой технике обработки металла. В этой коллекции выделяются такие экспонаты, как корона византийского императора Константина Мономаха, водолей, имеющий форму кентавра, реликварий из Тренчена в форме мужской головы, пряжка из Кидьошпусты, блюда, украшенные лиможской эмалью, кубок Палфи, готический книжный шкаф из первой публичной библиотеки страны в с. Бартфа, кубок короля Матяша, сокровища Ракоци и Эрдёди, относя­щиеся к XVII веку, украшенный эмалью золотой кубок трансильванского князя Дёрдя I Ракоци и т. д.

Отдел нового времени. Отдел состоит из нескольких коллекций разных профилей: оружия, ювелирных и текстильных изделий, мебели, керамики, музыкальных инструментов и другого разнообразного материала.

В 1964 году собрание насчитывало 33 793 вещи, среди них несколько экспонатов мирового значения: клавикорд Моцарта, баритон Эстерхази, арфа Марии-Антуанетты, рояли Бетховена и Листа. Подавляющая часть коллекции текстилий попала в Музей после 1945 года из разных собраний, в том числе и из коллекций Волфнера. Она состоит из изделий народного и так называемого господского шитья, одежды Екатерины Бранденбургской и расшитой скатерти княжны Жужанны Лорантфи. Отдел нового времени содержит также коллекцию мебели и ювелирных изделий, среди которых достойны упоминания гарнитур мебели из регецского замка Ференца II Ракоци и сервиз из чистого золота, принадлежавший Марии-Терезии.

Нумизматический кабинет. Важнейшие коллекции этого кабинета: античная коллекция, содержащая предметы греческой и римской эпох; коллекция монет варварских племен, в основном кельтов, делавших монеты по греческим и римским образцам; коллекция венгерских монет (вплоть до наших дней); коллекция памятных медалей и значков. В нумизматическом кабинете хранятся также такие экспонаты мирового значения, как римские золотые слитки из Красны, золотые солидусы V века н. э. из Сиканча, золотая монета в 100 дукатов трансильванского князя Михая Апафи; отчеканенная в Кёрмёцбане золотая монета в 100 дукатов с изображением св. Георга, датируемая началом XVHI века; наконец, орден Золотого Руна и цепь к нему (XIX в.). В 1964 году в составе нумизматической коллекции насчитывалось 226 744 предмета.

Историческая портретная галерея. Образовалась в 1884 году. К кругу коллекционирования этого отдела относятся имеющие значение исторических документов портреты, гравюры и рисунки. Выдающимся экспонатом коллекции является «Портрет Ракоци» работы Адама Маньоки (1703). В 1964 году материал коллекции состоял из 84 638 предметов.

Отдел документации. Этот отдел был организован в 1952 году. К нему относится картотека всего музейного материала (каждая карточка снабжена фото), негатека и фототека. Отдел осуществляет учет и ревизию раскопок, ведущихся на территории Венгрии, и организует в государственном масштабе работы по спасению археологических памятников. Здесь же хранится касающаяся раскопок документация.

Археологическая библиотека. Библиотека, как и отдел документации, была создана в 1952 году; является собранием книг специального, археологического профиля. В ней хранится 75 000 томов отдельных изданий и периодической литературы. Это одна из самых значительных венгерских профессиональных библиотек.

В состав Национального музея входят также реконструированные части ренессансного дворца короля Матяша в Вишеграде и относящийся к нему музей; замок Ракоци в Шарошпатаке с размещенным в нем музеем, дом в Моноке, в котором родился Лайош Кошут, и археологический музей в Вертешсёлёше — стоянка первобытного человека.

В настоящее время в Национальном музее есть две постоянные экспозиции.

Первая показывает самые значительные археологические материалы периода от палеолита до конца IX века, найденные на территории Венгрии. При ее устройстве в размещении экспонатов учтены последние достижения экспозиционной техники, что делает выставку одной из самых примечательных в истории Музея со времени его основания.

Вторая экспозиция была создана в 1967 году. Ее материалы иллюстрируют историю Венгрии со времени прихода венгерских племен в долину Дуная до середины XIX века. В этой экспозиции среди других экспонатов находятся самые лучшие образцы романской, готической и ренессансной венгерской архитектуры, в том числе полностью реконструированный один из вишеградских колодцев времен Анжуйской династии — выдающийся образец готического искусства резьбы по камню. Эта экспозиция создана на базе не только собственного материала Музея, в ней использованы также материалы, принадлежащие другим музеям государствен­ного значения и церковным коллекциям, предоставленные во временное пользование Национальному музею, чтобы все исторические периоды были представлены в экспозиции памятниками самого высокого качества.

По старой традиции в парадном зале Музея часто устраиваются концерты. В последнее время обычаем стало выступление перед публикой крупных музыкантов, играющих на инструментах, хранимых и реставрированных в Музее.

Издания Музея: «Folia Archaeologica» (Анналы Национального музея), «Folia Historica», «Археологические тетради», а также непериодические издания: путеводители, складные фотоальбомы, популярные брошюры.

2. Музей истории Будапешта

В задачи Музея истории Будапешта входит собрание, хранение и научная обработка материалов, относящихся к истории города Будапешта и народов, живших на его территории. Материал о музейных коллекциях публикуется в научных и популяризаторских трудах, показывается на выставках и, таким образом, становится достоянием широкой публики.

Коллекции Музея носят самый разнообразный характер, начиная от археологического материала, включая произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, материалы по истории промышленности и градостроительства до различной исторической документации.

Наряду с музеологической работой Музей взял на себя ведущую роль в создании трудов по истории столицы Венгрии. Под руководством Музея вышел обобщающего характера исторический труд — пять томов истории столицы Венгрии. В первом томе рассматривается история Будапешта от первобытных времен до 1300 года, во втором — периоде 1300 по 1686 год, в третьем — до освободительной борьбы 1848 года, в четвертом — от 1849 года до 1918 года и в пятом — от 1918 года до нашего времени. В работе исследуется развитие города, события его экономической, политической и культурной жизни на протяжении столетий его истории. В создании этого монументального по объему труда ученых-историков Будапешта принимали участие и сотрудники Музея.

Музей истории Будапешта был основан в 1887 году как Столичный музей. Базой для его основания послужили раскопки римских поселений, которые велись в то время на территории Будапешта, и раскопки военного поселения Аквинка. В 1894 году открылась выставка в построенном к этому времени музее «Аквинк».

В это же время начался сбор материалов истории нового времени. Первую выставку материалов истории города Столичный музей открыл в 1899 году в выставочном помещении в Городском парке (Варошлигет). В 1941 г. Музей разместился в замке Кишцелли.

Создание средневековой исторической коллекции относится к двадцатым годам. Первую выставку материалов средневековой истории Будапешта Музей открыл в 1932 году в Рыбацком бастионе. Начиная с 1945 года музейным центром стало здание бывшей будайской ратуши, в настоящее время им является одно крыло бывшего королевского дворца в Будайской крепости. Музей истории Будапешта делится на три отдела, отражающих историю сложения его коллекций.

Отдел истории первобытного и античного времени занимается собиранием и хранением археологических материалов, отражающих историю народов, живших на территории Будапешта до прихода венгров. Важной частью коллекции являются материалы бронзового века с острова Чепе ль, материал Галыптатской эпохи из Бекашмедера и материалы раскопок иллирийско-кельтского поселения в Табане и на горе Геллерт. Не менее важным является материал римской эпохи, обнаруженный главным образом при раскопках Аквинка. Но наряду с памятниками из гражданского и военного поселений Аквинка значителен также материал раскопок пештского римского военного укрепления (castrum) и римского военного поселения на территории при города Будапешта, Албертфалвы. Памятники эпохи римского владычества (I— IV в. н. э.) выставлены в музее «Аквинк». Экспозиция музея «Жизнь римлян в Аквинке» демонстрирует период владычества римлян на территории Аквинка и значение этой столицы римской колонии Панноний. Этот город с 50-тысячным населением играл важную роль на северо-востоке Римской империи. В пяти залах выставлены материалы, иллюстрирующие историю нахождения в Аквинке римских войск, экономическую жизнь Аквинка, жизнь населения военной и гражданской частей города, его культуру, искусство, религию и верования. Выставка показывает домашнюю утварь, пластику малых форм (среди них бронзовые статуэтки Юпитера-Сукеллуса, негритянского мальчика-раба и Геракла), фрагменты монументальной скульптуры из мрамора и камня, саркофаги, предметы из керамики и стекла, ювелирные изделия и драгоценные камни, монеты и медали. Одним из самых ценных памятников является уникальный музыкальный инструмент орган-гидравлос. Сходным по значению памятником является найденная во время раскопок древней гончарной мастерской на территории газового завода бочка из красной сосны, служившая внутренней «обшивкой» колодца.