В России художественный рынок возникает на рубеже 18-19 вв.: в это время был сформирован слой богатых любителей искусства, и страна становится привлекательным рынком сбыта для европейских торговцев, развивается отечественное искусство и художественная критика, частное коллекционирование.
В начале XXI века арт-рынок переживает новую волну подъема, характеризующуюся плавным переходом в тот период, который мы могли бы назвать новым этапом развития арт-рынка. Рынок очевидным образом виртуализируется, появляются новые виды искусства, такие как digital art. Кроме того, участие на торгах за счёт виртуальных систем становится более удобным. Это приводит к необходимости реструктуризации крупных аукционных домов, перевода продукции из поля реального в поле виртуального.
В настоящее время в структуру художественного рынка входят аукционы, художественные и антикварные салоны, магазины, галереи, дилерские и страховые компании, общества оценщиков, экспертов, антикваров, в России - институт музейной экспертизы и т.п. Для функционирования художественного рынка необходимо участие органов государственного контроля и заинтересованных покупателей. Центрами мирового художественного рынка являются Лондон, Нью-Йорк, Токио (на долю Великобритании и США приходится 73% всех продаж в мире).
Особенности ценообразования зависят от мировых экономических тенденций, региональных особенностей, конъюнктуры и моды. Например, на конъюнктуру рынка могут оказывать влияние ряд галерей, зарекомендовавших себя как высокопрофессиональных участников художественного рынка. Цены устанавливаются на публичных торгах, в т.ч. на аукционах. В России оборот художественного рынка оценивается в 25 млн. долларов в год; ок. 80% оборота составляет антиквариат. В настоящее время сфера художественного рынка значительно расширилась; наиболее активно развиваются букинистика и нумизматика. По-прежнему велико количество подделок.
2.2 Аукционы
Аукционы от лат. auctio — продажа с публичного торга, способ продажи различных продуктов человеческой деятельности, в т.ч. произведений искусства, антиквариата, раритетов, заявленных подлинниками. Проведение аукциона предусматривает предварительную выставку предметов, издание каталога; покупателем становится предложивший наибольшую цену.
Как форма торговли произведениями искусства аукционы появляются в античные времена; активно формируется в 18 в., одновременно с европейским художественным рынком. Во второй половине 18 в. в крупнейших столицах Европы создаются аукционные дома, в т.ч. действующие поныне крупнейшие Sotheby's (Лондон, 1744 г.), Christie's (1766 г.) Первые художественные аукционы в России проходят в конце 1760-х гг., преимущественно в Петербурге. К 20 в. в Петербурге существовало несколько аукционных домов. С начала 1990-х гг. началось возрождение аукционной деятельности в России. Аукционы, которые представляют как антиквариат, так и современное искусство, стали проводиться регулярно, преимущественно в Москве. Лидерами аукционной торговли являются аукционные дома "Альфа-Арт" и "Гелос". Периодически проводятся аукционы в различных российских городах.
Музеи во всем мире традиционно принимают активное участие в аукционах. Эпизодически используют этот путь приобретения культурных ценностей российские музеи. Определенную финансовую помощь музеям оказывает государство, которое обладает приоритетным правом на приобретение в государственную собственность произведений, выставляемых на отечественных аукционах.
Зарубежные аукционы
В настоящее время крупнейшие аукционные дома контролируют до 90% мирового антикварного рынка. Ежедневно проводятся десятки аукционов в разных странах мира. Крупные аукционные дома проводят торги по направлениям, например, Sotheby's имеет отделы древности и этнографии, азиатского искусства, книг и манускриптов, коллекционных и памятных изделий, всего 13 отделов. Русское искусство (в основном, русскую живопись, скульптуру, произведения декоративно-прикладного искусства) регулярно представляют дома Christie's, Philips, Bukowski, "Русские торги" проводит Sotheby's. В последние годы интенсивно развивается новая форма проведения аукционов - Интернет-аукционы (наиболее известные E-bay, Amazon). На сайтах аукционных домов посетитель может ознакомиться с каталогом предметов и принять участие в он-лайн торгах.
Аукционы в России
В России формирование системы аукционных торгов проходило достаточно медленно. Известны и более интересны отечественным коллекционерам были европейские аукционы, где на протяжении 18-19 вв. ими было приобретено значительное количество произведений искусства. Так, в 1716 г. по распоряжению Петра I на аукционе в Амстердаме приобретено полотно Рембрандта "Давид и Ионафан", помещенное в первую художественную галерею России, расположенную в Монплезире. При помощи русского посла Д.А. Голицына для Екатерины II был куплен на аукционе шедевр Рембрандта "Возвращение блудного сына" и десятки других шедевров западноевропейских мастеров. Первые художественные аукционы в России проходят в конце 1760-х гг., преимущественно в Петербурге. В основных чертах система торговли художественными произведениями в России сформировалась в начале 19 в., когда после европейских революций в Россию хлынул поток художественных ценностей, а в торговый оборот страны стали включаться произведения отечественного искусства. Аукционы становятся более насыщенными и специализированными, что отражало изменения в развитии исторических наук и искусствознания. К началу 20 в. в Петербурге существовало несколько аукционных домов.
2.3 Антиквариат
Антиквариатом называют подлинные предметы старины, обладающие историко-культурной, художественной ценностью.
Состав антикварных предметов необычайно широк и включает в себя все сферы коллекционирования (книги, рукописи, живопись, нумизматику, мебель и т.д.) Стоимость антиквариата зависит от потребительской моды, художественной и мемориальной ценности, а также от временного статуса антикварной вещи.
Понятие антиквариата как неотъемлемой области коллекционирования начинает формироваться в 18 в.; оно тесно связано с ценностной маркировкой мирового историко-культурного наследия и памятников, с формированием художественного рынка. Антикварной становилась вещь, которая в значительной степени утрачивала свое утилитарное назначение и приобретала новую функцию (произведения искусства, исторического символа, памятного знака). Во второй половине 19 в. началась систематика антиквариата, который стал важной частью аукционов.
В настоящее время в Москве проводятся Российские антикварные салоны, на которых демонстрируется максимально широкий спектр предложений на антикварном рынке. Первое негосударственное антикварное объединение "Акция ЛТ" (1988 г.) занимается антикварной торговлей ("Антикварная лавка") и проведением антикварно-букинистических аукционов. В структуру антикварного рынка входит ряд аукционных домов (антикварный аукцион "Кростби", "Гелос"). С 2001 г. работает компания "Русский антиквариат" (предоставление информационных услуг антикварам). В 2002 г. создана новая профессиональная организация "Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров". Среди зарубежных антикварных салонов наиболее престижны Chelsea Antiques Fair (одно из самых значительных международных мероприятий проводится 2 раза в год в Англии, специализируется на предметах мебели 17-18 вв. и собирает крупнейших арт-дилеров и коллекционеров мира), The International Fine Art Fair в Нью-Йорке, Toulouse Antiques Fair во Франции.
2.4 Критерии оценки произведений искусства
Отсутствие четких критериев оценки художественных произведений оставляет простор для неадекватного завышения стоимости произведений не заслуживающих особого внимания, и для недооценки произведений достойных. Таким образом, необходимость выработки таких критериев диктуется самой жизнью.
Одним из наиболее очевидных способов оценки, к которому прибегают на рынке произведений искусства является доступность по цене и понятность массами. Очевидно, что этот подход способствует распространению малоценных работ, доступных широкому кругу потребителей. Этот факт нетрудно объяснить стремлением получить максимальные прибыли, что очень хорошо подтверждается фактом существования рынка массового искусства, имеющего огромные прибыли.
Стремясь войти в узкий круг избранных ценителей, многие покупатели выкладывают любые деньги за чуждые им по духу произведения искусства. Многие вещи могут быть непонятны людям в силу сложности их восприятия, но, тем не менее, являться образцами, достойными быть занесенными в сокровищницу человеческой культуры. Но кто даст гарантию, что при таком подходе на Олимп нетленных ценностей будут занесены произведения бессмысленные в принципе, а потому непонятные никому?
Другой критерий оценки - древность. Чем древнее, тем ценнее. То же можно сказать о количественных параметрах произведений искусства. Эксклюзивность всегда увеличивала его цену.
Новизна произведения для восприятия окружающих совершенно очевидным способом влияет на его рыночную стоимость. В ряде случаев, особенно сейчас, в эпоху, когда найти что-то новое сложно, новизна сама по себе расценивается как фактор, увеличивающий стоимость произведения искусства. Причем новизна может касаться как содержания, так и формы.