Смекни!
smekni.com

Музыка как вид искусства (стр. 6 из 6)

Кшесинская в 1890 году окончила балетное отделение Петербургского театрального училища. На выпускном вечере с ней познакомился наследник российского престола, будущий император Николай II, с которым у Кшесинской возник непродолжительный, но бурный роман. В 1890-1917 танцевала в Мариинском театре. Прославилась в ролях Авроры в «Спящей красавице», Эсмеральды, Терезы в «Привале кавалерии» и др. Ее танец отличала яркая артистичность, жизнерадостность. В начале 1900-х гг. была участницей балетов М.М.Фокина: «Евника», «Шопениана», «Эрос». После Февральской революции вынуждена была покинуть свой особняк, который занял Петроградский комитет большевиков, благодаря чему он вошел в советскую историю. В 1920 году эмигрировала из России. В 1929 году открыла свою студию в Париже, где у нее брали уроки классического танца такие знаменитые танцовщицы, как И.Шовире и М.Фонтейн.

Начало 20 века ознаменовано реформаторской деятельностью балетмейстеров М.М.Фокина, А.А.Горского. Огромное влияние на мировой балет оказали «Русские сезоны» за границей, организованные С.П.Дягилевым.

Дягилев родился в дворянской семье, которая увлекалась музыкой, театром, искусством. Сам Дягилев хорошо пел, играл на фортепиано, рисовал, хотя был просто любителем в разных областях искусства. В 1896 окончил юридический факультет Петербургского университета, параллельно занимаясь в консерватории. Был одним из создателей художественного объединения «Мир искусства», которое оказало огромное влияние на культурную жизнь России на рубеже веков. Дягилев занимался организацией выставок старинного русского портрета сначала в России, потом за рубежом, а также ежегодными концертами русских артистов за границей.

В 1908 году он вывез в Париж русские оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргкого, «Руслан и Людмила» М.И.Глинки и др. В 1909 году состоялись и первые совместные оперно-балетные «Русские сезоны» в Париже. В последующие годы он стал вывозить только балет, который пользовался огромным успехом. С началом Первой мировой войны он навсегда покинул Россию, создал за границей постоянно действующую труппу «Русский балет» Сергея Дягилева, которая просуществовала до 1929 года. В течение 20 лет в его антрепризе работали самые выдающиеся балетмейстеры своего времени — М.М.Фокин (для дягилевской антрепризы он создал свои лучшие балеты), В.Ф.Нижинский, Л.Ф.Мясин, Б.Ф.Нижинская, Дж.Баланчин, С.Лифарь. Многих воспитал сам Дягилев. Он всегда был чуток ко всему новому. К тому же, у него был «нюх» на таланты. «Удиви меня», —говорил он постановщикам, когда затевал новые проекты. Именно Дягилев привел в балет лучших художников эпохи. Для сотрудничества Дягилев привлек также крупнейших музыкантов и начинающую талантливую молодежь. У него работали М.Равель, К.Дебюсси, Э.Сати. Дягилев привлек начинающих русских композиторов: И.Ф.Стравинского, создавшего для дягилевской труппы партитуры «Жар-птицы», «Петрушки», «Весны священной», «Свадебки», «Аполлона Мусагета» и др., и молодого С.С.Прокофьев («Шут», «Стальной скок»). У Дягилева танцевали лучшие балерины и танцовщики Мариинского и Большого театров, поначалу совмещая выступления на казенной сцене и зарубежные гастроли. Впоследствии многие из них перешли к Дягилеву, спасаясь от рутины императорской сцены. У Дягилева блистал весь цвет русского балета — А.П.Павлова, Т.П.Карсавина, О.А.Спесивцева, Нижинские, А.Д. Данилова.

Именно благодаря гастролям труппы Дягилева балетное искусство пережило ренессанс. Дягилев оказал огромное влияние на формирование всего балетного искусства 20 века, на отношение к нему серьезных художников. Созданные в его антрепризе балеты до сих пор являются украшением крупнейших балетных сцен мира. Они идут в Москве, Петербурге, Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Многие из них сняты на кино- и видеопленку (серия балетов «Париж танцует Дягилева»). О Дягилеве пишутся романы, создаются кинофильмы, театральные представления. Он доказал, что быть импресарио — великое искусство. Хотя сам Дягилев не был художником, его смело можно назвать одним из «отцов» балета 20 века.

В числе наиболее известных российских мастеров: балетмейстеры К.Я.Голейзовский, Ф.В.Лопухов, Р.В.Захаров, В.И.Вайнонен, Ю.Н.Григорович; артисты Г.С.Уланова, М.М.Плисецкая, М.Т.Семенова, О.В.Лепешинская, А.М.Мессерер, К.М.Сергеев, В.В.Васильев, Е.С.Максимова, Н.И.Бессмертнова, М.-Р.Э.Лиепа, Р.Х.Нуреев, М.Н.Барышников и др.

Список использованной литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1987.

2. Карп П.М. Младшая муза / П.М.Карп. – М.: Современник, 1997.

3. Львов М.Л. Из истории вокального искусства / М.Л.Львов. - М., 1964.

4. Мусский С.А. 100 великих композиторов / С.А.Мусский. - М.: Вече, 2004.

5. Покровский Б.А. Путешествие в страну ОПЕРА / Б.А.Покровский. - М.: Современник, 1997.

6. Раабен Л. Камерная инструментальная музыка 1-й половины ХХ в. Страны Европы и Америки / Л.Раабен. - Л., 1986.

7. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская. – М.: изд. Педагогика, 1985.