Содержание
1. Народная музыка
2. Детский фольклор
3. Вокальное искусство
4. Хоровая музыка
5. Камерная музыка
6. Симфоническая музыка
7. Опера
8. Балет
Литература
1. Народная музыка
Народная музыка (фольклорная) - художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Создаваемая народом и бытующая в народных массах музыка - песни, инструментальные наигрыши и пьесы. Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.
Русская народная музыка.Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 веке. Русская народная музыка не была однородна, как не были однородны племена, составлявшие Киевскую Русь; кроме славянских, она включала в себя финно-угорские, тюркские и другие прототипы. До сих пор в русском фольклоре ощущаются региональные, часто этнические (донациональные) традиции. Так, свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек – Оки, Волги, Дона. Многие виды бытующих и теперь песен имеют языческие корни, иногда в сочетании с влиянием христианской обрядовости.
Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды: календарные обрядовые песни; песни свадебного цикла; эпос; танцевальные жанры; лирические песни; частушки.
Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.
Инструменты в фольклорной традиции используются в основном либо в быту пастухов, либо для аккомпанемента некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространенные струнные инструменты – гудок, гусли. Наиболее известные духовые инструменты: дудка (она же сопель, пищалка); жалейка (рожок) – инструмент с одним или двумя деревянными стволами, с раструбом из рога; кувиклы. В летописях упоминаются также военные трубы, охотничьи рога, бубны. С 19-20 вв. распространение в народном быту получили такие инструменты, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь).
В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей; он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам языческого календаря (на них часто «накладываются» даты христианских праздников). Для этих песен характерна жесткая регламентация кратких ладовых и ритмических формул в каждом цикле, большая их устойчивость; здесь сохраняются древнейшие бесполутоновые и узкообъемные звукоряды.
Древнее происхождение имеют также эпические жанры – былины (старины), скоморошины, некоторые виды духовных стихов, а также некоторые исторические песни. Коренная эпическая традиция дожила до 20 века в устном крестьянском творчестве в основном на русском Севере, а также у донских казаков.
Наиболее сложным в музыкальном отношении жанром русского фольклора является лирическая песня и ее высшая форма – протяжная, которая предположительно сложилась в 16-17 вв. в Московской Руси. С этим видом связывают возникновение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Весьма развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы (обычно женщины).
К самым поздним жанрам относятся получившие распространение с 19 века:
частушки – жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая песенка быстрого исполнения. Частушка особенно ярко раскрывает душу русского человека, распахивает целый мир человеческих характеров, переживаний, страстей. Гамма чувств, выраженных в частушке, простирается от легкой усмешки до ядовитой подковырки; не лишен этот жанр и определенной доли озорства, высказанного «соленным» словцом, не содержащих, однако, откровенного мата. Будучи откликом на какое-либо событие, обращенная к определенному лицу или слушателям, частушка отличается прямотой высказывания, реалистичностью, экспрессией.
городская лирическая песня (романс) - музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Название «романс» носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера.Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. Но форме романс схож с песнью; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нем не обязательна та квадратура, та четность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде т.н. расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса имеет ясное и рельефное мелодическое очертание и отличается певучестыо. В романсе обращает внимание передача общего настроения текста, чем подробная иллюстрация его деталей. Интерес главным образом лежит в мелодии, а не в аккомпанементе.
Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Но он встречается и в операх (например Р.Рауля в первом действии «Гугенотов»). Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles»: это - пьеса в коленном складе, с преобладающим мелодическим значением, такие романсы пишутся для фортепиано или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом. Романс развился из песни, это - продукт новейшего времени. Шуберт, Шуман, Мендельсон, Брамс, Григ, Массене, Гуно - лучшие представители романса на западе. Из русских композиторов замечательные образцы в этом роде дали Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Рубинштейн.
Первые сборники народных песен были изданы в России во второй половине 18 века: «Собрание русских простых песен с нотами» В.Ф.Трутовского и «Собрание народных русских песен» с их голосами» Н.А.Львова и Ивана Прача. В дальнейшем широкой известностью пользовались собрания народных песен Д.Н.Кашина и И.А.Рупина. Еще ранее, в середине 18 веке, был составлен первый рукописный сборник былин, исторических песен, духовных стихов и др. с нотами, отражающий северную традицию, – т.н. сборник Кирши Данилова, изданный с нотами частично лишь в следующем столетии.
Одним из первых фольклорных коллективов в России стала Славянская капелла Д.А.Агренева-Славянского, которая пропагандировала русскую и славянскую народную песню в России и за рубежом. В начале 20 веке возникли – Оркестр русских народных инструментов В.В.Андреева и Русский народный хор М.Е.Пятницкого.
2. Детский фольклор
Детский фольклор - это специфическая область народного творчества, объединяющий мир детей и мир взрослых, включающий целую систему музыкально-поэтических жанров фольклора.
Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее мать. Назначение колыбельных песен убаюкать, усыпить ребенка. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова пробуждает их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий. Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок - еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.
Основное содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Колыбельные песни народов собирались плохо, утеряны многочисленные импровизации, отличавшиеся, как можно полагать, изумительными поэтическими и педагогическими достоинствами.
Заслуживающими внимание являются пестушки и потешки. В них подрастающий ребенок всецело занимает внимание взрослого. Пестушки получили свое название от слова пестовать - нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании.
Пестушки - произведения, предназначенные для сопровождения физических упражнений и гигиенических процедур, необходимых для младенца. Ритмичные, веселые приговоры, соединенные с приятными для ребенка поглаживаниями (потягушки после сна), бодрыми или плавными движениями ручек и ножек (лунь плывет, сова летит), доставляли удовольствие и развивали как физически, так и эмоционально.
В потешках - первых играх взрослых с маленькими детьми - поэтические произведения соединяются с простейшим сюжетом, в котором персонажами становятся пальчики, ручки, ножки малыша, руки того, кто его забавляет (Ладушки, Сорока-ворона, Коза рогатая, Ехал мальчик маленький).
Прибаутки - песенки или приговоры более сложного содержания, которыми взрослые забавляли детей (отсюда название «забавки», «забавушки»). От потешек они отличаются тем, что не связаны с игровыми действиями, а привлекают внимание ребенка исключительно поэтическими средствами. По содержанию прибаутки - маленькие сказочки в стихах с обилием интересных ребенку антропоморфных персонажей.
Собственно детский фольклор включает несколько жанровых объединений. Календарный объединяет заклички и приговорки, воздействующие на природу. Игровые жанры составляют самую значительную по количеству произведений, разнообразию их типов и форм часть детского фольклора. Игровые припевы и приговорки по своему происхождению глубоко уходят в древность, отражая старинные обрядовые обычаи и игры. Традиционные детские игры были тесно связаны с жизнью и бытом крестьян, имитировали охоту, посев и обработку льна, свадебные обряды и др.