Смекни!
smekni.com

Народний ансамбль Казахстана (стр. 1 из 3)

Введение

Театр был открыт 13 января 1934 года. В этот день состоялась премьера первого музыкального спектакля «Айман-Шолпан» на либретто Мухтара Ауэзова. В нем прозвучали народные песни и Кюи, обработанные Иваном Коцыком. Успех спектакля был грандиозным. Спектакль давали без перерыва 100 раз. Вся страна узнала о рождении нового театра. Конечно оперный театр – это детище, прежде всего и энтузиастов, деятелей литературы, композиторов, писателей, художников, актеров с хорошими вокальными данными, всю свою жизнь посвятивших служению одному из прекраснейших искусств – опере. Эти люди вошли в историю национальной культуры. Их деятельность находила свое продолжение все эти 70 лет, обогащаясь и развиваясь. Их имена знают, любят и помнят любители классической музыки, они давно стали корифеями музыкальной культуры Казахстана: Куляш Байсеитова, режиссер Жумат Шанин, певец и режиссер Курманбек Жандарбеков, певец, режиссер и драматург Канабек Байсеитов, танцовщица Шара Жиенкулова, певец Манарбек Ержанов, художник Анатолий Ненашев, писатели Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Сабит Муканов, Бейимбет Майлин, композитор Евгений Брусиловский. Е.Г. Брусиловский был первым композитором театра, положившим начало национальному оперному искусству Казахстана. Следующие спектакли были: «Кыз Жибек» (1934), «Жалбыр» (1935), «Ер Таргын» (1936). Огромный путь прошел театр – от простой одноголосной народной песни к симфоническому оркестру, к многоголосному хору, к оперным и балетным произведениям, от народного музицирования, к законченному музыкально-профессиональному образованию.

Казахский государственный ансамбль народного танца

Первый большой успех театра состоялся в дни Декады казахской литературы и искусства в г. Москве в 1936 году. С большим успехом прошла опера «Кыз Жибек» с Куляш Байсеитовой в главной роли. Певица получила необыкновенное признание. Все газеты пестрели восторженными откликами о новом театре и его певцах. Куляш Байсеитовой, первой певице-казашке было присвоено звание народной артистки СССР. Для пополнения театра новыми более профессиональными кадрами, были созданы национальные балетные, вокальные и драматические отделения в Московской консерватории и других учебных заведениях России. Их выпускники: Байгали Досымжанов, Ануарбек Умбетбаев, Ришат и Муслим Абдуллины, Шабал Бейсекова, Каукен Кенжетаев, Мукан Тулебаев и другие. В 1941 году театру было присвоено почетное звание Академический.

В годы войны театр разделил с народом все его тяготы. Тем не менее, несмотря на все сложности, было закончено строительство нового здания театра, 1944 г. – ознаменовался рождением казахской оперы «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, либретто М. Ауэзова. Это, несомненно, большая творческая удача, ставшая основной в репертуаре театра и по сей день. К 100‑летию великого казахского просветителя, философа, гуманиста, поэта Абая Кунанбаева, театру оперы и балета было присвоено имя Абая. Художественное руководство театра большое внимание уделяло репертуару. Ставились как русские, европейские так и казахские оперы. Многие из них сошли со сцены, не выдержав проверку временем. Другие напротив вошли в «золотой фонд» казахской музыки, такие как «Бижан и Сара». Примечательно, что в те годы такие спектакли как «Евгений Онегин», «Чио-Чио-сан» и другие шли на казахском языке.

50‑е годы ознаменовались появлением профессиональных музыкантов, получивших специальное высшее образование Ермек Серкебаев, Роза Джаманова, Эра Епонешникова, З. Райбаев, С. Кушербаева, началась новая страница истории театра. Постепенно от роли к роли, от образа к образу, совершенствуя свое мастерство, приобретая опыт они стали «звездами» оперного и балетного жанра, признанными мастерами сцены, любимыми народом. С большим успехом они выступали не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Пройдя большой творческий путь, обладая огромным сценическим опытом, они и по сей день, являются наставниками и консультантами в театре. Все время шла работа над новыми постановками. Это «Дударай», «Толеген Тохтаров», «Галька», «Проданная невеста», «Трубадур», «Царская невеста», «Травиата», «Севильский цирюльник», «Риголетто», «Снегурочка», «Руслан и Людмила», «Морозко», «Чародейка», «Демон», «Ромео и Джульетта», «Дон Жуан», «Богема», «Сказки Гофмана» и другие.

На репертуаре театра не могли не отразиться все исторические, политические и экономические события нашей страны. Были годы великого энтузиазма, был и застойный период. Сыграло роль и перестроечное время, время переходной экономики и политики.

В 2000 г. завершилась генеральная реконструкция ГАТОБ им. Абая. Созданы благоприятные условия для работы коллектива. Сегодня на сцене знаменитого театра, продолжая его богатые традиции, блистают такие, молодые певцы как Н. Усенбаева, Д. Баспакова, М. Мухамедкызы. А также другие известные солисты как Б. Скаков, Ш. Абилов, М. Шалабаев, Л. Дороховская, Л. Альпиева, Д. Сушков, К. Саркытбаева, У. Кенжебеков, С. Ищанова и другие. Современный Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая является флагманом музыкального искусства Казахстана. Созданный на базе небольшой музыкальной студии, в настоящий момент он представляет собой крупнейший театр Евразийского пространства.

Творческий коллектив театра включает в себя оперную и балетную труппы, хор, симфонический оркестр. Для функционирования творческого процесса театр имеет различные технические и производственные цеха и службы. Репертуар театра обширен, богат и разнообразен. Он включает в себя около 40 оперных и более 20 балетных спектаклей западноевропейских, русских, казахстанских композиторов, а также произведения для детей и юношества. В составе творческого коллектива театра – прославленные мастера сцены и молодые таланты-лауреаты различных престижных, международных конкурсов, получившие мировое признание.

Мастерам сцены казахского оперного театра рукоплескали во Франции, Германии, Италии, Японии, Турции, Китае, Монголии, в странах СНГ и др. Казахский Государственный Академический театр оперы и балет имени Абая стремится к тесному сотрудничеству с другими театральными коллективами разных стран, приглашая на спектакли не только отдельных исполнителей, но и целые ансамбли артистов. Ежегодно театр проводит международные фестивали оперного и балетного искусства.

Национальный театр оперы и балета им. К. Байсеитовой (г..Астана, Акжайык 10) крупнейший центр музыкально-театральной культуры. Правительством Республики Казахстан от 22 января 2000 г.за №114 было принято решение об открытии Театра оперы и балета в г. Астане.

В связи с объявлением 2000 г. – Годом поддержки культуры, а также в целях социально – культурного развития города Астаны и увековечения памяти выдающийся казахской певицы Куляш Байсеитовой Указом Президента Республики Казахстан от 05 июля 2000 г. за №416 театру оперы и балета г. Астаны присвоен статус «Национальный».

В театре работают высокопрофессиональные артисты: Х. Калиламбекова – Народная артистка РК, профессор, К. Омарбаев-Заслуженный артист РК, Ж. Бактай – Заслуженная артистка РК.

Главный дирижер театра А. Мухитдинов – Магистр Йоркского университета.

Главный хормейстер Е. Даутов – Заслуженный деятель РК.

Главный балетмейстер Т. Нуркалиев – Заслуженный деятель РК.

В настоящее время театр является самым молодым музыкальным театром страны. Носитель традиций казахской и мировой музыкальной культуры, он осмысливает классическое наследие и реализует духовные запросы обновляющегося казахстанского общества.

Национальный театр показывает результаты быстрого художественного роста, используя постановки спектаклей разных эпох и стилей. Репертуарным приоритетом Национального театра определены шедевры отечественного и мирового музыкального театра, а также создание новых произведений, способствующих развитию оперно-балетного жанра в Казахстане: «Кыз жибек» Е. Брусиловского, «Камар-сулу» Е. Рахмадиева, экспериментальная постановка по поэме М. Жумабаева «Сказание о батыре Баяне» Ф. Жанно, Б. Тлеухана, «Травиата» Дж. Верди, «Евгений Онегин», «Щелкунчик» П. Чайковского и мн. др. За короткий период были поставлены спектакли, не имеющие аналогов в Казахстане – «Свадьба Фигаро» В. Моцарта, «История любви и смерти юного Вертера» Ж. Массне, «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини. Исполнение этих произведений требует высочайшего мастерства.

Гастроли театра.

2000 г. Москва театр «Новая Опера»

2002 г. Саратов Академический оперный театр.

2004 г. Минск Концертный зал «Беларусь».

2005 г. Алматы ГАТОБ им Абая.

2005 г. Павлодар Дворец культуры.

Караганда, Кокшетау – ежегодно.

Солисты театра выступали в России, Турции, КНДР, КНР, США, Германии. В Астану для участия в спектаклях театра за период с 2000 по 2005 г. были приглашены более ста солистов оперы, балета, дирижеры, музыканты из России, Кыргызстана, Узбекистана, Грузии, Франции, Мексики, Великобритании, США, Италии, Японии и других стран.

Оперные спектакли:

1. М. Тулебаев «Биржан-Сара» (опера 2‑х действиях)

2. Е. Брусиловский «Кыз-Жибек» (опера 2‑х действиях) Режиссер – А. Мамбетов, художник – В. Семизоров.

3. Е. Рахмадиев «Камар сулу» (опера в 2‑х действиях) Режиссер – Е. Обаев, художник – В. Семизоров.

4. Ф. Жанно Музыкально-поэтическое представление «Батыр-Баян» по поэме М. Жумабаева. Дирижер – Кристоф Мангу (Франция)

5. Дж. Верди «Травиата» (опера в 4‑х действиях)

6. П. Чайковский «Евгений Онегин» (опера в 2‑х действиях)

7. Дж. Пуччини «Чио-Чио-Сан» (опера в 3‑х действиях)

8. В. Моцарт «Свадьба Фигаро» (опера в 4‑х действиях)

9. Жюль Массне «Вертер» (опера в 3‑х действиях)

10. Дж. Верди «Риголетто» (опера в 3‑х действиях) Режиссер – Ю. Александров (Россия), художник – В. Окунев.

12. Дж. Россини «Севильский цирюльник» (опера в 3‑х действиях) Режиссер – А. Малявский.

13. М. «Волшебная музыка» (опера для детей в 2‑х действиях) Режиссер – А. Журтбаев.