Смекни!
smekni.com

Народное драматическое творчество (стр. 3 из 3)

Нельзя отделить, обособить, отщепить гениальные творения от народной жизни. Как бы мы не старались, они все равно останутся лишь проявлением наиболее редкого и удачного утоления народной жажды идеального в красоте. Идеала достичь невозможно, но кому помешало стремление к нему? И разве не в этом стремлении познается, что похуже, а что и совсем никуда не годится?

Народное искусство трудно выделить из единого целого крестьянской жизни, из всего его уклада. Оно очень прочно переплеталось с трудовыми, бытовыми и религиозными явлениями. Стремление к прекрасному сказывалось в драматизированных обычаях и обрядах, из которых и состоял весь годовой и жизненный цикл отдельного человека, всего селения, всей этнической группы.

До сих пор не только бытовые, но и некоторые трудовые явления носят ритуальный характер. Но ритуал - это всегда действо, а действо - это уже драма. Драма, по Аристотелю, всегда имеет начало, середину и конец, их нельзя поменять местами, не разрушив самого ее существа. Именно к такому образному свойству тяготеют многие народные обычаи и обряды. Точно так же народная молва всегда стремится к сюжету, на чем и паразитируют невероятные слухи, преувеличенные добавления и пр.


8. Развитие народного драматического искусства в современных формах профессионального и любительского театра

Когда-то ходили на Руси по ярмаркам и площадям петрушечники, разыгрывали столь любимые народом кукольные представления. Казалось, в двадцатом веке эта традиция народного театра совсем угасла, но нет, есть у нее продолжатели.

Традиционный народный театр "Петрушки" - яркая творческая находка коллектива фольклорного ансамбля "Звонница" г.Омска. Искусство петрушечников, ушедшее со сцены в начале века, возраждается в концертных выступлениях этого ансамбля. Оживают традиционные персонажи - Петрушка, Цыган, Капрал, Доктор и др. В кукольном представлении используется не обычная раздвижная ширма, а поясная, с какой ходили по ярмаркам бродячие кукольники-скоморохи сотни лет назад. Петрушечница — Галина Аркина, человек разносторонне одаренный. В 1984 году она окончила Творческую мастерскую эстрадного искусства в г. Ленинграде. Галина довольно быстро освоила новый для нее жанр — театр Петрушки, и единственная ныне живая петрушечница, работавшая еще в труппе знаменитого кукольника Зайцева, — Елизавета Тимофеевна Трофимова дала высокую оценку ее работе: «Дар Петрушечника от Бога — он у тебя есть».

Петрушка, водимый Г.Аркиной, часто выступает в городе Омске, Омской области, в Москве и других городах России на различных фестивалях и праздниках. Любят Петрушку, с интересом воспринимают и дети и взрослые.

Интерес к марионетке вновь возрождается, наши кукольники снова пытаются овладеть искусством управления самой сложной, но такой чудесной куклой.


Список использованной литературы

1. Конечный А.М. Быт и зрелищная культура Санкт-Петербурга – Петрограда XVIII - начала ХХ века. Материалы к библиографии. - СПб., 1997.

2. Кравцов Р.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учебник для филологических факультетов университетов. - М., Высшая школа, 1977.

3. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб., 1998.

4. Петербургский раек. / Сост. А.М. Конечный. – СПб: Гиперион, 2003.

5. Русские народные гуляния (по рассказам А.Я. Алексеева-Яковлева в записи и обработке Евг. Кузнецова). - М-Л., 1948.

6. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высших учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001.

7. Симонович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника и статьи о театре кукол. – Л., 1980.

8. Смирнова Н.И. И… оживают куклы. – М.: Детская литература, 1982 .

9. Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену. - М.: Просвещение, 1993.